Этнос казаков
Казаки - этнос или сословие?
Павловский, Иван Яковлевич— Род. в Риге 23 сентября 1800 г., ум. там же 13 июля 1869 г. Иван Яковлевич Павловский преподавал в Дерптском Университете. Состоял членом-сотрудником Имп. Русского Географического Общества в CПб.
Имел большие заслуги как составитель учебников и лексиконов русского языка. Лексиконы эти, без всякого сомнения, и по нынешний день — самые лучшие книги этого рода. Немецко-русский лексикон, заслуживший на соискании Демидовских наград в Акад. Наук в 1855 г. почетный отзыв, вышел третьим изданием в 1886 г., а русско-немецкий — вторым изданием в 1879 г.
За поднесенный Государю Императору экземпляр книги "Russische Sprachlehre" П-му пожалован был 18 ноября 1838 г. бриллиантовый перстень, а за "Географию" объявлено было Монаршеское благоволение 5-го мая 1843 г.Сам термин «казак» появился, в глубокой древности,
относится еще к битвам древних арьянов Махабхараты.
В современных публикациях о казачестве все чаще ставится вопрос о том, что пора разобраться, кто же такие казаки — нация, сословие (общественный слой, имеющий определенные привилегии) или народ.
Как известно, народность является определенной формой исторически сложившейся совокупности людей, характеризующейся общностью территории, территориальных экономических связей, единым языком (проявляющимся также в его диалектах), культурой, общими обычиями, традициями. На основе этого общность сознания своей этнической принадлежности или национального самосознания можно считать одним из признаков национальности. В данном случае учеными справедливо высказывается мнение, что элементом национального самосознания становится стремление к национальной независимости, к образованию своей национальной государственности.
По своему характеру общности людей различают от самых эфемерных, весьма кратковременных (случайные попутчики, толпа) до самых устойчивых (классы, этнические общности). По мере развития общества кровнородственный приз-пак единения людей уступает первенство территориально-экономическим связям. Народность как исторически сложившаяся общность людей включает уже не столько этнически неоднородные элементы, сколько, прежде всего, социально стратифицированные группы.
Таким образом, народность (народ) представляет собой уже новую этносоциальную целостность, как правило, оформившую свою государственность.Попадает ли донское казачество под указанные признаки? Давайте рассмотрим.Очевидно, не может вызвать сомнение тот факт, что донские казаки — это уникальная историческая общность людей, сформировавшаяся на протяжении многих веков, обладающая своим особым («донским говором»), общей исторической территорией (Область Всевеликого Войска Донского с ее десятью округами), своей национальной культурой, обычаями и традициями.Последний из перечисленных атрибутов особенно проявляется в развитии народного творчества, самодеятельной казачьей культуры, в песенном и танцевальном фольклоре, своеобразном колорите донских казаков.
Нельзя отрицать и традиционное казачье «братство по крови», которое является ещё одним весомым аргументом в пользу тезиса о том, что донское казачество — это социально-этническая общность, которую по названным признакам, вероятно, можно характеризовать как народность (народ).
Какие аргументы приводят противники этого?
Во-первых, что язык казаков — это русский язык, имеющий некоторую специфику, классифицируемую как
«донской говор».
Но ведь суть дела в конечном счете не в том, на каком языке говорит та или иная нация (народность), а в том, что они не могут существовать без общности языка.
Например, на английском или испанском говорят несколько наций, что не мешает им сохранять свою этническую специфику, национальность.
Во-вторых, приводится тезис о том, что казаки — это особая социальная категория, сословие. В него можно было попасть как путем приема на казачьем круге, так и быть лишенным казачьего звания указом окружного атамана. (Впрочем, и сегодня открыт широкий путь в ряды казаков, особенно лицам славянского происхождения).
Но ведь одно другому не мешает. Социальное и этническое, как считают некоторые ученые, достаточно тесно взаимосвязаны в национальном.
Нация (народность) не делится на две сущности:
социальную и противостоящую ей в целом этническую.
Она не составляет и одну социальную сущность, а имеет в категориальном смысле две стороны: социально-экономическую и этническую.
http://donskoykazak.ru/etnos-kazakov/«Наша матушка Рассея – всему свету голова». Многолик и многонационален казачий народ, но все с воодушевлением пели:
«Наша матушка Рассея – всему свету голова».
Во время прохождения действительной службы казаков учили:
«Не выпячивай грудь, ты не солдат», «Не топочи, ты не в пехоте», «
Подбери брюхо, ты не мужик». Все это способствовало умению носить «казачью осанку», а это – широкая и твердая поступь, ловкость движений, смелый глаз.
Возможны ли они сегодня?
А вот этого как раз и не следует делать: в условиях развития демократического общества любые привилегии могут спровоцировать недовольство многих народов России и даже социальный взрыв в обществе.
На мой взгляд, казака следует определять по природному (потомственному) происхождению, по соблюдению им выработанных предками традиций, культуры, обычаев, а не по тому, принял ли он на себя обязанности несения государственной службы.
К сожалению, за многие годы советской власти слово «казак» стало почти нарицательным, и многие возмущаются, когда казаки причисляют себя к этносу.
И зачастую даже сами
природные казаки не имеют смелости открыто заявлять о себе, что принадлежат к казачьему этносу.
Считаю, что вопрос о казачестве не должен сниматься с повестки дня.
П. ФЕДОСОВ.
Кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ.
ИЗУЧАЕМ ПЕРВОИСТОЧНИКИ.
И друзья,на мой взгляд самое интересное -
"История подтверждает: Казаки - этнос!"Документы,книги старых лет




Учебник Зябловского Е.Ф. РИ 1807 года. Казаки - народ!Зябловский Евдоким Филиппович (31.07.1764–30.03.1846), статистик, географ, историк. Учился в Севской (Орловской губ.), духовной семинарии и С.-Петербургской учительской гимназии. С 1788 был учителем Колыванского народного училища, описал колыванское наместничество; с 1797 – профессор сначала истории и географии, а затем и статистики С.-Петербургской учительской гимназии (переименована в 1803 в педагогический институт), а в 1816–33 профессор тех же предметов в С.-Петербургском университете (с 1818 – заслуженный профессор, в 1846 – почетный член университета). Сочинения: «Статистика европейских государств в нынешнем их состоянии» (3‑е изд., СПб., 1830–40); «Статистическое описание Российской империи с обозрением Европы в статистическом виде» (2‑е изд., СПб., 1808–15, первая систематическая работа в России по данному предмету), «Российская статистика» (3‑е изд., СПб., 1831–37); «Краткое землеопределение Российской империи» (2‑е изд., СПб., 1807–18); «Землеописание Российской империи для всех состояний» (СПб., 1810); «Курс всеобщей географии» (СПб., 1818–19); «Всеобщая география» (3‑е изд., СПб., 1831–37); «География Российской империи» (2‑е изд., СПб., 1831–37), «Начальные основы лесоводства» (СПб., 1804); «Курс всеобщей истории» (1811–12); «Историческая повесть об учительской гимназии и педагогическом институте» (1838) и «Всеобщее землеописание» Фабри (перевод с немецкого, СПб., 1807).самому разобраться в документах
( для особо скептичных)
http://forum.kazakia.info/viewforum.php?f=60
ВЫВОД: на основании вышеизложенных документов подтверждаем: казачество древний этнос близкий по духу и вере к славянам,русским.***