Максим Алтайский писал(а):
Кроме того по самой выдержке я никаких существенных возражений, кроме несоответствия одного предложения общему контексту, не увидел.
Хотя мне кажется весьма показательным, коммунизм как идеология зависти чужому богатству своих адептов все равно оставляет в нищете, совершенно не уталяя их жажды.
Максим, ты заявляешь о необходимости выветривания "советчины" из нашего сознания, но при этом не отдаешь себе отчета что же такое "советчина". Ведь прежде чем бороться с явлением, надо понять его сущность. Это явно не коммунистические идеи, которые здесь не присущи большинству форумчан, это не сочетание сталинизма с православием и не уровень бытовых дискуссий. Все это проявления "советчины", но не ее суть, это внешние признаки, следствие ее, а не причина. Ибо определение коммунизма как "зависть к чужому богатству" - такая же советчина, только с обратным знаком. Поясню: "советчина" - это такой тип сознания, когда вся сложность и многообразие мира сводится к упрощенному и схематичному представлению о нем: "буржуи - враги, пролетарии - друзья", "капитализм - зло, коммунизм - благо", "дореволюционная Россия - ад, СССР - рай" и т.д. в том же духе. "Советчина" - это не политические убеждения, а это намного более глубокое явление, из самой психологии человеческой, изуродованной неверным воспитанием и искаженным, половинчатым образованием. Советские люди верили, что в СССР все хорошо, потому что им внушали с малых лет про "Октябрь", "загнивающий Запад" и тому подобное. Это примитивизировало их сознание, оно воспринимало мир и его явления плоско и грубо, антиномично. Чем же такой тип сознания отличается от дореволюционного? Когда читаешь дореволюционных мыслителей (к ним относятся и те, кто получил воспитание до революции), удивляешься, насколько глубоко, серьезно, и главное, предметно относятся они к тому, что пытаются постичь. Ну, тот же коммунизм, сказать, что это "зависть к чужому добру" - значит не дать определение, а отмахнуться от оного. Ведь если бы он был банальной завистью, то не овладел бы на целое столетие, и даже по сей день умами далеко не самых глупых людей. Назвать коммунизм "завистью" значит дать неверное определение, а без верного определения и понимания что есть "коммунизм" и почему он овладел сердцами людей, с тупой злобой глядя на это учение вместо душевной и умственной работы над пониманием этого учения, мы никогда не преодолеем никакую "советчину". Потому что чтобы победить врага, надо изучить его, понять, но понять правильно,
адекватно объективному положению вещей, а не в соответствии с нашими пусть и понятными, но все же субъективными фантазиями, вызванными эмоциями.
Так что "советчина" - это далеко не все, что относится к советскому, а часто бывает, что "советчина" может быть антисоветской, а бывает так потому, что как я сказал, явление это не политическое, а психологическое. Вот почему я так отрицательно отношусь как к советскому, так и к антисоветскому дискурсу, это лишь два крайних полюса одного рода, для истинного же, а не мнимого преодоления советчины следует бороться не с полюсами, а с самим родом, стать выше его, перейти в иной род, в род живого, духовного творчества, не обезображенного советским или антисоветским воспитанием.