Алексий писал(а):
Вы сравниваете физику с типа текстологией ? Ну-ну, гуманитарий вы, а не богослов.
Нет такой науки - текстологии. Все текстологические оценки субъективно-экспертные.
Это во-первых, а во-вторых, я вот могу писать совершенно разными стилями, так что ни один текстолог не догадается, что один человек писал. Ну или сами сравните прозу Пушкина и его стихи. Ничего схожего нет. Да даже и если только прозу сравнивать: Выстрел, например, и Капитанскую дочку. Ничего похожего по стилистике.
И после этого вы призываете верить т.н. текстологам более, чем святым отцам и вообще Церкви.
А вы можете написать что-то, стих ли, прозу ли, пользуясь стилем 23-го века, употребляя устоявшиеся к тому времени термины и идеи тогдашних философов?..
Вот не понимаю, есть действительно экспертные оценки данного текста (Ареопагитский корпус), все они по многим факторам относят данный текст к 5 веку, а не 1... Что, призываете наплевать на них, ибо Максим Исповедник так не считал?..
У нас что, внесение в свяицы гарантирует непогрешимость, что ли?.. Такая что ли особа каста - Святых?.. Да нет практически ни одного церковного писателя, даже и к святым причисленного, у которого 100% текстов стоят вне всякой критики...
Петр с Павлом и то, помнится, спорили, и Петр оказался в том случае неправ... читали о таком???
Потом, я вот не понимаю, взяли наиболее известных Отцов - Василия Великого, Иоанна Златоуста, и что , их именем все что угодно прикрыть можно?.. Заменить кафедру библеистики на кружок изучения 12-томника Иоанна Златоуста?.. Кстати, если помните, там довольно много спорных произведений, атрибуция которых Иоанну сомнительна... А их подлинность кто будет устанавливать, спрашивается??? Сейчас - то Василиев Великих не водится, которые сказали бы, что подлинно, а что - нет... Приходится, хочешь - не хочешь ученых звать... и текстологией заниматься... и наукой ее признавать... ибо физика тут не поможет, да и Св.Отцы тоже...
Не понимаю, зачем противопоставлять Отцов и научные методы там, где это смысла не имеет?.. До маразма ведь доходим-то...
На все это один ответ. Текстология не более наука, чем астрология и хиромантия.
Библеисты-текстологи 20 или 19 века каким-то чудесным образом могут определить, что понятия 5 века произошли сами собой, а не возродились из повышения интереса к тем или иным писаниям первого века. Абсурд.
Что же до философских идей, то по существу, со времени античности и до наших дней, их возможный набор практически не изменился.
Произведения же Иоанна Златоуста (некоторые из них) только потому и означены католиками, как видимо не его, что некоторые положения в этих произведениях не соответствовали католическим представлениям.