Простите меня грешного. Я хочу предложить вашему вниманию еще одну статью по вышеуказанной теме:
ЗВЕРЬ ИЗ МОРЯ
Опыт раскрытия символических образов
13-й главы Апокалипсиса
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах у него было десять диадим, а на головах его имена богохульные… И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну… зверя… имеющего семь голов и десять рогов
Откр. 13, 1; 17, 7
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Апокалипсис сегодня исполняется на наших глазах. Образно говоря, сейчас мы живем на одной странице Апокалипсиса, а завтра уже на следующей. «Сегодня читать пророчества, – говорил старец Паисий Святогорец, – как читать газету: так все ясно написано».
Да, Апокалипсис – книга таинственная, и немногие из святых отцов решались толковать ее, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о вещах еще не совершившихся было крайне затруднительно. Но при толковании Апокалипсиса святые отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет речь.
В последние времена, когда «умножится ведение» (см. Дан. 12, 4), печать тайны будет снята с пророчеств окончательно. Само время, сама историческая картина раскроет содержание этих пророчеств, но раскроет, конечно, только тому, кто будет не только читать их, но и размышлять над ними, вдумываться в них, сличать исторические явления и события, войны, государства, царей-правителей с тем, о чем говорится в Апокалипсисе, и еще – будет переживать о мире.
Вот почему Иоанн Богослов говорит: «…И взял я книжку (книга с откровением о кончине мира) из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10, 10). Это означает, что «Иоанн не огорчился, но даже наслаждался и утешался, когда оставался лишь при сознании получения Божественного откровения, которое само по себе, как общение с Богом, должно быть источником сладости и утешения. Когда же он перенес содержание этого откровения на себя и других, к кому оно относилось, то его утроба исполнилась горечи, т. е. сердце наполнилось чувством сострадания и соболезнования (св. Андрей Кесарийский)» («Толковая Библия» проф. Лопухина).
«В наши дни, – говорит старец Паисий Святогорец, – интересоваться и безпокоиться за состояние, в котором находиться наш народ (как и все человечество. – Авт.), – это исповедание, ибо государство воюет против Божественного закона… Церковь разрушают? «Ничего», – скажет кто-то, а сам дружит и с тем, и с другим, только бы потеплее устроиться! А что потеплее! Его самого в конце концов «устроит» дьявол».
Преп. Варсонофий Оптинский (†1913) говорил: «В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса пророчества сего» (Откр. 1, 3). Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания – слова Духа Святого. Но в чем заключается это блаженство? Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описываемых в Апокалипсисе, те или другие современные ему события».
Два зверя
Особое внимание в настоящий момент привлекает к себе 13-я глава Апокалипсиса. Причина интереса к этой главе заключается в очевидном для многих (к сожалению, не для всех) христиан соответствии ее пророчеств современным событиям и явлениям.
В 13-й главе Откровения говорится о двух различных зверях: звере из моря и звере из земли. Правильное понимание этих апокалиптических образов, основанное на сопоставлении их с современной действительностью, представляется весьма актуальным для нашего времени.
«Зверь» – это основной отрицательный образ Апокалипсиса. В творениях святых отцов Церкви и в работах других исследователей Апокалипсиса можно найти несколько возможных вариантов его истолкования. Зверь в Апокалипсисе – это: сатана («великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» из 12-й гл. Откр.); антихрист; лжепророк; язычество, идолопоклонство; антихристианское государство, восстановленная перед кончиной мира Римская империя, всемирное царство антихриста (царство зверя); антихристианская власть, антихристианство; общество людей, отступивших от Бога; духовное озверение (звероподобие, звериность).
В существовании нескольких объяснений одного и того же образа Откровения нет ничего удивительного. Так, по мысли иеромонаха Серафима (Роуза), «имеется много различных степеней толкования Апокалипсиса, поэтому разные его объяснения вполне могут быть верными», ибо «однозначного соответствия образов реальности не существует» [1] . Другими словами, одни и те же образы Апокалипсиса могут иметь несколько значений, несколько смысловых планов. Исполнившееся пророчество может иметь продолжение и по-новому раскрываться на новом этапе истории. Об этом очень важно нам помнить, когда мы пытаемся разгадать апокалиптические аллегории.
Приведем здесь некоторые из известных объяснений образов «зверя из моря» и «зверя из земли». Исследователь Апокалипсиса Н. Виноградов в своей книге «О конечных судьбах мира и человека», изданной в 1878 году, писал, что зверя, выходящего из моря, «который нередко принимается толкователями исключительно за единичное лицо антихриста», «правильнее и ближе к тексту можно и нужно признавать за живой, совокупный образ всех вообще богопротивных, антихристианских сил» [2] . «Некоторые под зверем, выходящим из моря, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев), – понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста» [3] .
Епископ Александр (Милеант) так говорит об отличии зверя из моря от зверя из земли: «Зверь (из моря. – Авт.) – это вся богоборческая империя антихриста… Затем тайнозритель описывает зверя, вышедшего из земли, которого позже именует лжепророком (см. Откр. 16, 13 и 19, 20. – Авт.). Земля здесь символизирует полное отсутствие духовности в учении ложного пророка: все оно пропитано материализмом и угождением грехолюбивой плоти… Два зверя 13-й главы символизируют совокупность всех ненавистников христианства. Зверь из моря – символ гражданской богоборческой власти, а зверь из земли – совокупность лжеучителей и всякой извращенной церковной власти… Зверь Апокалипсиса – это и антихрист, и его государство» [4] .
На основании этих и ряда других толкований [5] можно дать следующие определения:
· Зверь из моря (он же – «зверь первый») – это система антихристианской власти, особенно сильно проявляющаяся в построении всемирного царства антихриста (царства зверя);
· Зверь из земли (он же – «зверь другой» и «лжепророк») – это система идеологической обработки людей, насаждающая антихристианство, приготовляющая человечество к воцарению антихриста.
Если сопоставим эти определения с современной действительностью, то получим следующее:
· Зверь из моря – это «мировое правительство» и вся система власти «нового мирового порядка», построением которой заняты сионисты и масоны, и которая, действительно, на наших глазах сегодня все больше оформляется, надвигаясь на весь мир, – как бы «выходит из моря» [6] .
· Зверь из земли – это система всех средств управления «массовым сознанием», при помощи которых насаждается антихристианская мораль и идеология «нового мирового порядка» (средства массовой информации, интернет, кино, видео, отрицательная литература, психотронное оружие и иные средства).
Озверение
Различие в понимании двух аллегорических зверей не мешает им быть объединенными единой идеей – идеей духовного озверения человечества, которого добиваются силы зла. Сам образ апокалиптического зверя несет в себе такой отрицательный смысл, который не просто разрушителен с нравственной стороны, но онтологически противоположен богозданной природе человека, антагонистичен духовно-разумному (личному) бытию. Два зверя 13-й главы Апокалипсиса суть проявления одного и того же антиличного принципа. Идея духовного озверения и богоборчества, достигнув апогея в своем развитии и реализации, воплотится, наконец, в личности антихриста, он станет ее главным представителем и осуществителем.
На то, что апокалиптические образы зверей говорят о духовном озверении, неоднократно указывает, например, протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования» (Париж, 1948 г.). Так, объясняя образ зверя из моря, о. Сергий пишет: «Сатана действует в мире чрез звериное и зверское начало человеческой жизни. Вот эта-то борьба зверя с Церковью и изображается в настоящей (13-й. – Авт.) главе. Конечно, и зверь здесь есть все-таки начало человеческое, лишь находящееся в состоянии озверения. Эта звериность в человеке, выражающаяся в его зверскости, как недобрая, плотская сила жизни ведома уже Ветхому Завету, который знает в ней предварение сатанинского, антихристова гонения. О нем говорится в книге пророка Даниила (как и в апокрифах, например, в 3-й книге Ездры), поскольку 7-я глава ее представляет прямую параллель 13-й главе Откровения, которое договаривает и довыясняет в свете новозаветном образы ветхозаветные. Видение зверя созерцается тайнозрителем «на песке морском» как «выходящего из моря». Последнее является здесь синонимом бездны, но может обозначать в данном случае и море народное, природное человечество, взятое со стороны его плотской и душевной жизни, в этом смысле его звериности. Зверь же в данном случае, очевидно, означает государство, притом не просто в смысле государственной организации правопорядка, вспомоществующей человечеству на путях его (о чем сказано у апостола: несть бо власть аще не от Бога), но государственности тоталитарной, притязающей стать единственно определяющим и исчерпывающим началом в человеческой жизни. Такое государство, заведомо себя преувеличивающее в своем значении, является, тем самым, началом не просто языческим, но демоническим, оно есть земной лик сатаны или множественные его лики. Такое государство, как царство земное, противостоит Царствию Христову, борется с ним и силою вещей является – сознательно или бессознательно – силою антихристианской, орудием «князя мiра сего», его царством, а главы этого царства – его личинами… В Откровении идет речь не только об отдельных исторических событиях, но и онтологических началах жизни в их диалектике и борьбе».
Вот почему Священное Писание и святые отцы назвали антихристову систему власти «зверем». Мистическая цель всей этой сатанинской системы, этого «царства зверя» – обезличивание людей, их расчеловечивание, уничтожение в них человеческой природы, т. е. превращение человека в зверя. В этом и заключается главная «тайна зверя» Апокалипсиса.
Такие явления, как повсеместное насаждение идеологии потребительства и примитивной «массовой культуры», реклама, рок- и поп-музыка, разрушение семьи, культ животных удовольствий, пропаганда блуда, абортов, контрацепции, содомии и прочих извращений, прямая и скрытая пропаганда наркотиков и сатанизма, школьные программы «полового воспитания», поголовная вакцинация, «чудодейственные» лекарства с массой побочных эффектов, генетически измененные продукты питания, продукты, содержащие канцерогены, ядовитые химические пищевые добавки, биологически активные добавки, клонирование, фетальная терапия, технологии искусственного зачатия, насаждение виртуальной реальности, разрушающие психику и здоровье компьютерные игры, управление общественным сознанием через электронные и печатные СМИ, включая психотронное воздействие на человека, обезличивающая кодификация и внедрение «новейших биотехнологий» для идентификации людей, организация войн и управляемых вооруженных конфликтов, кризисов, внедрение в массовое сознание мифа о «международном терроризме», геофизическое (плазменное) оружие, концентрация мировой власти в руках «этнически однородной» элиты, – всё это не случайные, разрозненные эпизоды, а элементы единой звериной системы, целенаправленная и последовательная политика духовного и физического человекоубийства в огромных масштабах.
Но увидеть эту духовную (точнее, антидуховную и античеловеческую) сущность насаждаемой ныне системы зверя могут только те христиане, которые имеют духовный разум. Поэтому в 13-й главе Апокалипсиса сказано: «Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен [указание на лишение человека богоданной свободы, в частности - на введение системы тотального электронного контроля], тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает [ясное указание на духовное и физическое человекоубийство!], тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13, 9-10). Действительно, духовный закон таков: если к кому-то относишься как к зверю, доводишь других до состояния озверения, то сам и становишься зверем.
Действие этого духовного закона выразительно проявилось, например, в случае с Лениным. Писатель Н. Брешко-Брешковский так описывает облик Ленина незадолго до смерти: «…Он, желавший, чтобы вся Россия ходила на четвереньках, сам превратился в животное, в разлагавшуюся падаль. Печать чего-то тихого, идиотского, заклеймило весь его облик… Он уже не мог говорить по-человечески. С губ срывалось какое-то бульканье, и нельзя было разобрать ни одного слова. Ни одной человеческой мысли и, вообще, ничего человеческого в узеньких, мутных, заплывших глазках» [7] .
Святитель Иоанн Златоуст в «Слове против иудеев», сравнивая иудеев и христиан, говорит: «Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов Божиих. Из чего это видно? «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26). Так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами – язычников. Но смотри, как изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы – чадами. «Берегитесь псов, – говорит апостол Павел, – берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания. Потому что обрезание – мы» (Флп. 3, 2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? «А тем, которые приняли Его, – говорит евангелист, – дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).
«В масонстве, – пишет В. М. Острецов, – считается необходимым говорить о свободе, доброте, красоте и тому подобном, и все – с большой буквы. Но парадокс (лучше сказать - духовный закон. – Авт.) заключается в том, что члены подобных организаций по степени свободы являются скорее рабами, солдатами, винтиками, существами безликими и пошлыми. В этих организациях ее члены не должны иметь нормальных человеческих чувств. Они должны холодно и безразлично наблюдать за гибелью миллионов людей… Они должны быть мертвыми уже при жизни; и голодные дети, и спившиеся подростки, и картина безудержного воровства не должны вызывать у них никаких особых чувств. Классические символы масонства: кубический, ровненький, обработанный камень, циркуль, наугольник, весы являются лучшим образным объяснением такому душевному состоянию члена того или иного масонского ордена…» [8] .
Сегодня уже ясно, что достижение мирового господства талмудистами (вспомним, что, согласно талмуду, все люди – скоты, одни евреи – люди) необходимо связано с доведением народов до скотского состояния, с уничтожением в людях человеческой природы. Сионистам и масонам нужна всемирная политическая власть, а их господину, сатане, необходимо окончательное озверение человечества, полное погружение человечества в безлично-мертвую стихию отчужденности. Здесь можно говорить о наличии некоего «взаимовыгодного» договора: «я вам помогаю в достижении мировой власти, а вы проводите в жизнь мои планы по обезчеловечению человека». Доведение народов до скотского состояния делает возможным мировое господство ограниченной группы лиц.
В книге «Духовные беседы и наставления старца Антония» прямо говорится о том, что для окончательной подготовки прихода антихриста служителям тьмы нужна не только концентрация мировой власти, но и «необходимое озверение человечества» [9] .
Цель богоборцев – вытравить в человеке образ Божий, надругаться над ним, обезличить человека. Главный удар «тайны беззакония» всегда был направлен на личность, на индивидуальность. «Мы посадили их («гоев». – Авт.) на конька мечты о поглощении человеческой индивидуальности символической единицей коллективизма, – сказано в «Протоколах сионских мудрецов». – Они еще не разобрались и не разберутся в той мысли, что этот конек есть явное нарушение главнейшего закона природы (знают богоненавистники, что принцип личности – основополагающий закон бытия! – Авт.), создавшей с самого сотворения мира единицу, непохожую на другие, именно в целях индивидуальности» (протокол № 15).
Вот еще несколько цитат из этой сатанинской программы. «Еще в древние времена мы среди народа впервые крикнули слова: «свобода, равенство, братство», слова, столь много раз повторенные с тер пор бессознательными попугаями, отовсюду налетевшими на эти приманки, с которыми они унесли благосостояние мира, истинную свободу личности, прежде так огражденную от давления толпы» (протокол № 1). «Толпа – варвар, проявляющий свое варварство при каждом случае. Как только толпа захватывает в свои руки свободу, она ее вскоре превращает в анархию, которая сама по себе есть высшая степень варварства. Взгляните на наспиртованных животных, одурманенных вином, право на безмерное употребление которого дано вместе со свободой. Не допускать же нам и наших дойти до того же… Народы гоев одурманены спиртными напитками, а молодежь их одурела от классицизма и раннего разврата, на который ее подбивала наша агентура…» (протокол № 1). «Слово «свобода» выставляет людские общества на борьбу против всяких сил, против всякой власти даже Божеской и природной. Вот почему при нашем воцарении мы должны будем это слово исключить из человеческого лексикона, как принцип животной силы, превращающей толпы в кровожадных зверей. Правда, звери эти засыпают всякий раз, как напьются крови, и в это время их легко заковать в цепи. Но, если им не дать крови, они не спят и борются» (протокол № 3). И так далее…
Об уничтожении человеческой природы как цели антихриста и его слуг вещал преподобный Нил Мироточивый: «По убиении же Еноха и Илии выпустит антихрист всезлейших чад своих. Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодеяние, блуд, мужеложство, убийство, хищение, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блужения с ними подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам злым, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали бы больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения и крайней энергией его всезлейших чад погибнет чувственно и мысленно человеческая природа в людях… Увидит антихрист, что человеческое естество стало лукавее и суетнее, нежели злейшие чада его, весьма возрадуется о том, что зло в человечестве приумножилось, природные свойства человеческие утратились и стали люди лукавее бесов…» [10] .
Джон Колеман (бывший разведчик западных спецслужб, написавший книгу «Комитет 300. Тайны Мирового правительства») называет «новый мировой порядок» «заговором против Бога и человека, который включает в себя порабощение большинства людей, оставшихся на этой земле после войн, бедствий и массовых убийств». Тайные силы, осуществляющие этот глобальный сатанинский замысел, – это и есть чудовище из Апокалипсиса –зверь из моря. И звериную сущность этой системы чувствуют не только толкователи Апокалипсиса. «Параллельное тайное правительство, – пишет Колеман, – сродни тем жутким и намеренно леденящим кровь фильмам о «монстрах», где появляется (остается только добавить – «из моря». – Авт.) чудовище с искаженными чертами, длинными волосами и еще более длинными зубами, рыча и брызгая слюной во все стороны. Эти фильмы лишь отвлекают внимание, настоящие же чудовища носят деловые костюмы и ездят на работу на Капитолийский холм в лимузинах».
Итак, мы должны понять, что антихристианская власть – это система, которая методически убивает личность, стирает ее, обращает в ничто, окончательно погружая человечество в безлично-мертвую стихию отчужденности. Именно в этом заключается чудовищная суть этой сатанинской системы, на что и указывал Спаситель, говоря в Евангелии о том, что в последние времена перед кончиной мира, «во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).
Лжепророк
Итак, два зверя 13-й главы Апокалипсиса обозначают две антихристианские системы: систему антихристианской власти и обслуживающую ее систему идеологической обработки людей (так называемую «четвертую власть»). Данное объяснение помогает избежать серьезных ошибок при оценке современных событий и явлений с точки зрения их соответствия пророчествам Апокалипсиса.
Например, защитники личных кодов для обоснования своего пагубного мнения о допустимости их принятия часто выдвигают такой аргумент: «Как же может быть печать антихриста, если самого антихриста еще нет?» Такой вопрос задает, например, «популярный богослов» диакон Андрей Кураев в своей брошюре «Сегодня ли дают печать антихриста?» Но в Апокалипсисе не сказано, что печать (точнее, начертание) будет давать непосредственно сам воцарившийся уже над всем миром антихрист. В 13-й главе (стихи 16-18) говорится о том, что начертание (т. е. числовое имя, «число имени») дает не антихрист, а зверь, причем имеется в виду «зверь другой», т. е. вышедший из земли.
Еще точнее это место Апокалипсиса можно понять, если внимательно прочитать дословный перевод, сделанный специалистом в области греческого языка, кандидатом филологических наук, преподавателем Санкт-Петербургского университета им. Герцена и Санкт-Петербургской Духовной Академии В. В. Василиком:
«И заставляет всех, малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов, да дадут им начертание на руку их правую или на лоб их, и да не сможет никто купить или продать, кроме имеющего начертание – имя зверя, или число имени его. Здесь премудрость есть. Имеющий ум да сосчитает число зверя. Ведь число человека есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» [11] .
Глагол «заставляет» означает: принуждает кого-либо что-нибудь сделать; поставляет кого-то в необходимость что-нибудь сделать, поступать каким-нибудь образом (употребляется в значении неодобрительном) [12] . Действительно, сегодня именно средства массовой информации каждодневно внушают людям, что в связи с (мифическим, на самом деле, а точнее – созданным самими же устроителями «нового мирового порядка») «международным терроризмом» и, конечно, ради «мира и безопасности» (ср.: 1 Фес. 5, 3) необходимо ввести «новые, более совершенные формы контроля»: электронные документы, содержащие личный код (т. е. числовое имя от зверя, имеющее, помимо цифровой, также штриховую форму выражения – начертание), и вживляемый в лоб или правую руку микрочип, несущий в себе все то же числовое имя-начертание, т. е. «человеческий штрих-код» (именно так называет микрочип компания Applied Digital Solutions – первый в мире производитель человеческого цифрового имплантанта [13] ).
Иначе говоря, выходящий из земли зверь-лжепророк заставляет, вынуждает, подталкивает людей к тому, чтобы они согласились с этой системой тотального контроля, при которой каждому «дадут» идентификационный номер (антиимя). Глагольная форма «да дадут» многое проясняет, ибо числовое имя именно дают человеку (а не сам зверь-антихрист каждому проставляет на лоб или руку свою «печать», как думали раньше).
Также не будем забывать о той очевидной истине, что «антихристианское царство возникнет раньше воцарения самого антихриста и будет продолжаться неизвестно сколько лет», как писал в своем толковании Апокалипсиса священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский.
Зверь из земли (в выбранном нами смысловом плане) – это лжепророк в широком смысле этого слова. На языке Священного Писания пророк или лжепророк – это не тот, кто обязательно предсказывает будущее, но тот, кто проповедует некое учение, некие идеи. Истинный пророк передает людям слова, услышанные им непосредственно от Бога, а ложный пророк говорит ложь.
Современный коллективный лжепророк проповедует и внедряет в «массовое сознание» антихристианскую идеологию «нового мирового порядка» и недочеловеческую (звериную) «новую мораль»; именно в этом смысле он «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», т. е. зверю из моря (Откр. 13, 12). Лжепророк насаждает (говорит) ложные идеи. Вот почему о звере из земли сказано, что он «говорил как дракон» (Откр. 13, 11) - т. е. как диавол, который есть «отец лжи» (Ин. 8, 44).
Почему о звере из земли сказано также, что «он имел два рога, подобных агнчим» (Откр. 13, 11)? Может быть, этот образ станет понятным, если мы вспомним известное пророчество греческого святого XVIII века Космы Этолийского, который с непостижимой точностью предрек появление экрана: «Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольшой коробки, а их рога (т. е. антенны. – Авт.) будут торчать на крышах» [14] . (Заметим здесь, что, согласно Апокалипсису, Агнец-Христос имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6); поэтому, как нам кажется, неверно объяснять два рога зверя-лжепророка как некое (анти)подобие Божественному Агнцу.)
Телевидение и другие средства массовой дезинформации (их хозяева и работники) своей разрушительной для человеческой личности деятельностью и ненавистью к христианству объединены в некое лжедуховное мистическое существо, которое с полным правом можно назвать современным коллективным лжепророком.
Соответственно, говорящий «образ (изображение, икона) зверя» [15] (см.: Откр. 13, 14-15; 19, 20) должен пониматься не как изображение личности антихриста, но как совокупный символический образ всей его звериной идеологической системы. Зверь из моря – это «новый мировой порядок», а говорящая икона зверя – это экран (теле-, видео- и компьютерный), который насаждает и внедряет в сознание людей идеологию «нового мирового порядка», т. е. изображает, представляет его. Поэтому и сказано в Апокалипсисе, что это «образ зверя» первого, т. е. зверя из моря, «который имеет рану от меча и жив» (см. Откр. 13, 14).
Из Священного Писания мы знаем, что в антихристовы времена будет осуществляться обольщение людей «ложными чудесами». Пришествие антихриста, говорит апостол Павел, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Сол. 2, 9-11). «Мы неуклонно приближаемся ко времени, – предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов), – когда откроется широкое поприще для многочисленных ложных чудес, чтобы привлечь к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены ложными чудесами».
По мнению многих современных толкователей, «ложные чудеса» – это последние научно-технические «достижения», к которым следует отнести и телевидение, и компьютеры, и Интернет, и вообще все современные средства массовой информации и коммуникаций. Ими, в самом деле, «обольщаются живущие на земле» (Откр. 13, 14) – т. е. люди испытывают мощное пагубное воздействие этих технических «чудес», погружаясь в представляемую ими виртуальную реальность. Виртуальную – значит ложную, поэтому и «чудеса» названы в Откровении ложными.
Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. «Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», – указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными».
А святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его». Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, – писал святитель Игнатий, – что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта». Разве это не описание воздействия экрана на человека?
Вот почему в Апокалипсисе сказано, что лжепророк творит ложные знамения «пред людьми» (Откр. 13, 13): это выражение ясно указывает на показной, публичный, массовый (отсюда - «средства массовой информации») характер этих ложных чудес, имеющих целью произвести впечатление на огромные массы людей. И надо сказать, было бы весьма удивительно, если бы о таком мощном и масштабном механизме осквернения и погубления душ человеческих, каковым являются современные СМИ, изображающие торжество греха, не было бы упомянуто в Апокалипсисе, – этой библейской книге о последних явлениях и событиях, имеющих совершиться перед кончиной мира, когда зло в человечестве достигает крайней степени.
В Апокалипсисе сказано, что звериная икона будет действовать так, чтобы «убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). Как понимать эти слова? Довольно убедительным представляется следующее объяснение, предложенное одним из наших современников. «Под говорящим и действующим образом зверя, – полагает И. П. Ковалев, – можно понимать подвластные зверю средства массовой информации: телевидение, радио, печать, псевдоискусство. Они говорят и показывают, формируют духовный облик человека и создают образ зверя в умах людей. Этот образ, в конечном счете, реализуется в действиях, он действует. Убийство непокорных осуществляется в разных вариантах – от индивидуального террора до массовых репрессий и войн (Ливия, Ирак, Югославия). С утверждением «нового мирового порядка» такая практика, видимо, будет обычной» [16] . Под «зверем из моря» И. П. Ковалев понимает сиономасонство, а под «зверем из земли» – западный мир во главе с США.
Не «поклоняется зверю и образу его» (Откр. 14, 9, 11) тот, кто не принимает насаждаемую говорящей иконой зверя (экраном) идеологию и мораль, кто противостоит самой этой звериной системе. Такие люди для служителей зла являются врагами и потому устраняются.
Море
Почему этот зверь выходит из «моря»? Этот образ «на языке Священного Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию. На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мiра» (прот. Николай Орлов, «Толковая Библия»). По словам другого толкователя Апокалипсиса, под зверем из моря «должно разуметь государство, составившееся из многочисленных народов» (прот. Опойченко) [17] .
В Апокалипсисе Ангел объясняет апостолу Иоанну: «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17, 15). И в Третьей книге пророка Ездры, которую справедливо называют ветхозаветным Апокалипсисом, есть такое образное сравнение: «Больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (3 Езд. 9, 15).
«Спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи», – молится Господу пророк Давид (Пс. 143, 7; см. также: Ис. 8, 7-9 и 17, 12-13; Иер. 46, 7 и др.). «Водами многими» и «морем» пророки называли иноплеменников, т. е. тех людей, которые не принадлежали к израильскому народу (к ветхозаветной Церкви) и были враждебны ему; подобно этому и теперь: образом моря в слове Божием означаются те «люди и народы, и племена и языки», которые находятся вне истинной Христовой Церкви – Нового Израиля. Иначе говоря, море – это царство мiра сего, враждующее против Царства Божия, Церкви (ср.: Мф. 24, 7, 9: «…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство… и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое»).
Согласно одному из толкований, море в 13-й главе Апокалипсиса означает хаос и безвластие. Поэтому море, из которого выходит зверь, – это еще и символическое изображение того безвластия (анархии), которое установилось в мире после того, как посредством революций были упразднены монархии; и теперь эта анархия лукаво называется демократией [18] .
Либеральная демократия, указывает известный русский историк и публицист М. Ю. Назаров, «это тот самый строй, которым сатана безуспешно пытался соблазнить Христа в пустыне: идеология «хлеба и зрелищ» для низов и земного господства для верхов, манипулирующих массами. При этом человек «расчеловечивается», опускается на ступень ниже к состоянию животного не насильственно, как это нам было знакомо при марксизме, а «свободно». И чем свободнее делается человек в таком обществе, тем несвободнее он становится с христианской точки зрения, становясь рабом своих грехов и сил зла – в этом великая тайна демократии как наиболее благоприятной среды для антихристианской «тайны беззакония» [19] , т. е. для утверждения в мире системы зверя.
«Порядок из хаоса», пишут на своих печатях масоны. «Новый мировой порядок» (зверь) – из хаоса (моря). «Там, где некогда был Бог, теперь есть только ничто, – говорит иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Человек против Бога», – там, где была власть, порядок, уверенность, вера, теперь анархия, смятение, безпринципные, неоправданные действия, сомнение и отчаяние».
Образ моря может также указывать на совершающийся в настоящее время процесс «глобализации», которая уничтожает государственные суверенитеты и национальные культуры, смешивая все «народы, племена и языки», превращая их в одну безформенную массу.
Почему о звере из моря сказано, что он «имеет рану от меча и жив», что его «смертельная рана исцелела» (Откр. 13, 12)? Наиболее вероятным представляется следующее объяснение. Язычеству и богоборчеству (исходящему в настоящее время, главным образом, от отвергнувшего истинного Мессию иудейства) Христом, имеющим меч обоюдоострый (Откр. 1, 16), который есть слово Божие (Евр. 4, 12), была нанесена смертельная рана. Это произошло в то время, когда христианство одержало победу над язычеством и стало государственной религией при святом императоре Константине Великом (IV в.). Ныне же язычество и богоборчество как бы ожило в виде «нового мирового порядка».
Возможно также, что слова «имеет рану от меча и жив» указывают на возрождение Римской империи в виде антихристова сверхгосударства, что и сейчас уже сбывается на Евросоюзе, о чем подробнее мы скажем ниже.
В еще более обширном смысле слова «имеет рану от меча и жив» означают вообще кажущуюся неистребимость и непобедимость звериного начала, вдохновляемого сатаной (зверем-драконом), поддерживаемого служителями зла в истории человечества (так объясняет эти слова Апокалипсиса, например, о. Сергий Булгаков). Вочеловечившийся Сын Божий нанес смертельную рану звериному началу (т. е. звериности, или межличностной отчужденности, в которую погрузилось человечество), победил его (ср.: Ин. 16, 33: «Дерзайте, ибо Я победил мiр» и Откр. 3, 21: «Побеждающему [грех и отчужденность] дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем на престоле Его»), но это звериное начало с новой ужасной силой, как оживший зверь, выступило и действует в последние времена перед кончиной мира, достигая своего апогея в царстве зверя.
Семь голов зверя
Что понимать под семью головами и десятью рогами зверя из моря (см. Откр. 13, 1)? Согласно Откровению, «семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (Откр. 17, 10), а десять рогов – это «десять царей, которы
|