Зарегистрирован: Ср ноя 19, 2008 3:00 am Сообщения: 7440
|
О Врубеле нашла интересную монографию
http://vrubel-world.ru/dmitr.php
:
...Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы его томило сознание какой-то вины, вины всей жизни, которую надлежало искупить. Об этом же говорится и в отрывочных записях самого художника. Во время болезни раскаяние принимало и формы болезненные - он простаивал на ногах целыми ночами, как бы исполняя наложенную епитимью, хотел покарать себя, отказывался от пищи. Болезнь болезнью, но и в навязчивых идеях больного символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном случае - реальные угрызения совести. В чем же так мучительно раскаивался художник? Молва услужливо подсказывала: в том, что он связал свое творчество с «духом тьмы», «продал душу дьяволу»,- так еще один стебель легенды вплетался в биографию Врубеля. И, надо признать, легенды небеспочвенной: в упомянутых записях находятся ей подтверждения. Но нельзя все же и забывать, что он был болен. В действительности «состав вины», им смутно чувствуемой, был сложнее. Условно говоря, Врубель сознавал себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя за неучастие в пересоздании, в нравственном совершенствовании жизни...
Что именно это и мучило больше всего Врубеля - подтверждается поворотом в его воззрениях на искусство, назревавшим еще во время работы над «Поверженным Демоном». В дневниковых записях Е.И.Ге начала 1902 года говорится: «Вкусы его артистические совершенно переменились, теперь он презирает художников, которые не интересуются смыслом, даже словами, а прежде он признавал только искусство для искусства»......
Врубелю под конец его творческой жизни все время хотелось вернуться к ее началу, к тому себе, каким он был в первые годы в Киеве, «с душой, открытой для добра». И в его последних работах снова проступают элементы «византийского стиля», с которого он начинал. Его концепция «художника-пророка» далека от эстетизма. Художник достоин пророческой миссии, только приобщившись к человеческим страданиям и тревогам,- вот ее скрытый пафос. Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда, когда зрение уже отказывало. Эскизы, наброски - на завершение сил не оставалось. Последнюю вариацию темы Врубель назвал «Видение Иезекииля» (библейская легенда была первоисточником и для пушкинского «Пророка»). Здесь фигура ангела и профиль Иезекииля, взирающего на него снизу, едва различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник в это время почти ослеп. Хаос, кажется, дышит какими-то образами, силящимися пробиться из мрака. Но можно разглядеть лицо ангела и его поднятые тонкие руки. Глубокое, пронзительное сострадание в его взоре - всечеловеческое сострадание. Этот из последних сил сделанный рукой полубезумного и полуслепого мастера набросок потрясает и трогает необыкновенно...
Потом художник, видимо, еще пытался продолжать работу над «Видением Иезекииля», но слепота быстро прогрессировала, скоро он перестал видеть совсем...
Все эти годы он изнурял себя «искупительным» стоянием на ногах ночи напролет, голодом - и говорил, что после десяти лет такого искуса он прозреет и у него будут новые глаза из изумруда. Иногда ему грезилось, что прежде он жил в средние века, участвовал в постройке готических соборов, храмов Возрождения....
|
|