Здравия всем! Очевидно я сделал неправильно что разместил на этом форуме только часть полного текста. С одной стороны хотелось понять. Поймут ли люди добрые о том что написано в тексте. С другой стороны, хотелось понять в какую сторону вообще будет направлен диалог. Так вот. Я решил исправить свою ошибку. Я привожу полный текст из радиобеседы записанной мной случайно с Радио Мария несколько лет назад. Данная запись имеется в наличии. Всё что было возможно я перенёс на магнитный носитель.
"..Радиобеседа с кандидатом исторических наук, Владимиром Владимировичем Емельяновым, о древневосточных корнях Ветхого завета. Тел. 325-64-64. (радио «Мария»)
Влияние древневосточных культур на Библейскую традицию.
(Начало записи пропущено, речь идёт об основополагающем влиянии древних восточных культур, древних восточных цивилизаций - Ассирийской, Месопотамской, Египетской, Вавилонской, на формирование Библейской культуры).
«...О происхождении шумеров до сих пор не установлено. Выдвигаются самые разные гипо-тезы на это счёт. Но наиболее продуманная гипотеза, выдерживающая критику, относит шумеров к северо-западным областям Индии, к доарийскому населению, к доарийскому субстрату известному как народы мунда. Мунда живут до сих пор, языки их были сравнены с шумерским языком. Было обнаружено много общего. Поэтому можно сказать, что Месопо-тамская цивилизация, образована достижениями этих трёх народов. Кроме того был ещё чет-вёртый народ, который пришёл на территорию Месопотамии первым, мы ничего об этом на-роде не знаем, кроме того, что некоторые слова из языка этого народа попадаются в шумер-ском языке. Мы условно называем этот язык «банановым», потому что очень много слов с одинаковыми слогами, таких как: забаба, бунэнэ, хувава; это похоже на слово «банан», по-этому они названы «банановыми» языками. И вот этот «банановый» народ, он первым при-шёл на территорию южного двуречья в конце, а может быть и ещё раньше - в середине 4-го тысячелетия. И очень многие слова из языка этого «бананового» народа обозначают - «ремёс-ла» и они встречаются в шумерском языке. Из этого ясно, что очень многим навыкам, техно-логиям, шумеры научились у этого «бананового» народа, к сожалению, он не оставил пись-менности. А шумерский язык был на территории ближнего востока первым языком, кото-рый был связан с письменностью; шумеры первыми создали письменность на ближнем востоке, это - клинопись. Возникла она в качестве развитого письма в конце 4-го тысяче-летия до нашей эры. Но возникновению этого письма предшествовала более длительная стадия, так называемое «предметное» письмо, когда не писали на глине, а лепили специ-альной фигуркой, фигурки, при помощи которых объясняли какие предметы, в каком ко-личестве, продаются или обмениваются. Вот с этой стадии «предметного» письма началась, по сути дела, письменность, - как общечеловеческое явление. А потом уже, на основе пред-метного письма возникает клинопись, - т.е. словесно-слоговое письмо, когда один и тот же знак может означать и слог и отдельное слово, и когда каждый знак начинает звучать, при-обретает фонетическое значение. Вот с этого времени в храмах, а в последствии в школах шумера, начинают записываться памятники религиозной традиции. До нас дошло около пятисот шумерских текстов духовного содержания : религиозных, мифологических, риту-альных, и именно эти памятники положили основу древнемесопотамской религиозной традиции, которая в последствии была воспринята и переработана евреями. Об этой цивилизации стало известно сравнительно недавно, в 30-40 годы 19-го века, т.е. уже позапрошлого века. Проводились раскопки и англичанами, и французами, и немцами. Затем, примерно полвека ушло на обработку этих текстов. И, где-то только к началу 90-хгодов 19-го века, были изданы первые шумерские тексты из которых мы узнали о том, что существует, точнее существовала цивилизация более древняя, чем те народы, которые описаны в Библии, в Ветхом завете. И первым, по-видимому, это обнаружил английский ас-сириолог Джордж Смит. Который в 1872 году издал клинописную версию мифа «О потопе», 11-ю табличку из Аккатского эпоса о Гильгамеше. И сравнив с тем рассказом о потопе, который содержится в книге Бытия, он установил, что это более ранняя версия и что эти тексты совпадают по своей сюжетной линии. Вот с этого началась компротивистика –
древневосточная библейская компротивистика - это сравнение древневосточных религиоз-ный памятников с текстами Библии, прежде всего Ветхого завета. Затем эта линия компро-тивистики была продолжена немецкими учёными, так называемыми панвавилонистами. Это была очень интересная школа, представители которой пытались доказать, что все рели-гии мира происходят из вавилонской религии. И что вавилоняне являются учителями всех народов мира. Конечно, это была радикалистская позиция. И выходили даже такие смешные книги как «Влияние вавилонской культуры на культуру майя и ацтеков», в Германии, в начале 20-х годов. Но очень много позитивного было сделано панвавилонистами. Был установлен ряд этимологий совершенно точных, показывающих соответствие между древневосточными и библейскими словами. Был установлен ряд соответствий в области мифологических сюжетов. И, в последствии, эта вот линия панвавилонизма на сближение древневосточной библейской традиции на поиски корней библейской традиции в цивилизациях древнего востока была продолжена в Америке, выдающимся американским шумерологом Сэмюэлем Ноем Крамером. Который в своей книге «Шумеры - история культура, характер» (книга эта вышла в 1963 году в Чикаго), дал целый список сходных сюжетов в Ветхом завете и в шумерской словесности. А затем, труды Крамера, его направление, было продолжено уже современными израильскими учёными, которые, в частности, работают в университетах Иерусалима и Рамат-Гана. Там возникла целая школа компротивистов. И, кроме того, ученики Крамера в Америке, так же довольно успешно эту линию продолжают. Если говорить о работах по сближению древневосточного материала и библиистики в России, то это прежде всего работы Вероники Константиновны Афанасьевой - нашего знаменитого шумеролога, переводчика художественных текстов.
Ведущий радиопередачи . -Эти все книги где-то в свободном доступе имеются ? Если кто-то из наших радиослушате-лей заинтересуется этой темой, могут ли они достать эти книги ?
Лектор. -Да, разумеется. Можно прочесть книгу С. Крамера, которая называется «История начина-ется в Шумере». А книга о которой я говорил только что - «Шумеры - история, культура, характер», где дан сравнительный список сюжетов мифологии. Её ещё нет на русском языке, но она готовится к выходу в издательстве Евразия. Так что в скором времени с ней можно будет ознакомиться.
Ведущий радиопередачи. - Владимир Владимирович, прежде чем я задам следующий вопрос, напоми-наю нашим радиослушателям, что сегодня мы ведём беседу с Владимиром Владимировичем Емелья-новым, кандидатом исторических наук (старшим препода-вателем кафедры философии, куль-турологии востока), «О древневоточных корнях Ветхого завета». К нам можно звонить по телефону : - 325-64-64. Владимир Владимирович, вот такой вопрос. В том предварительном плане, который Вы мне дали перед этой передачей есть такой пункт : - Аспекты масопотамского влияния, шу-мерские мифы книги Бытия. Вот передо мной лежит Книга Бытия и в гл. 10-10 сказано : «Царство его вначале составляли : Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар». На сколь-ко я знаю, земля Сеннаар это и есть та самая шумерская цивилизация упоминание которой есть в Библии. Это так? И на сколько мне известно, опять же до недавнего времени совер-шенно было не по-нятно что же обозначает это слово Сеннаар. И, только, какие то последние исторические исследования пролили свет на это понятие. Расскажите об этом. Лектор. -Да пожалуйста. Но, прежде чем говорить о Сеннааре или о Шеннаре, я бы хотел сказать об исторических основаниях для сближения древневосточной библейской традиции. Дело в том, что евреи, как этнос, пересекались с культурой древней месопотамии по большому счёту дважды. Еврейский этнос возникает их амарейской этноязыковой общно-сти. Амареи появляются в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Они прини-мают активное участие в войне против шумера, против государства которое располагалось в Уре. И после падения Ура часть амореев приходит к власти и занимает крупнейшие шумер-ские города, образуются амарейские царские династии. А другая часть продолжает заниматься кочевым скотоводством. И вот к этому кочевому скотоводческому племени, относятся предки будущих евреев. Они живут вблизи старых шумерских городов и уже в это время, т.е. в 20-м, 19-м, 18-м столетиях до н.э., очень активно впитывают предшествующую шумеро-вавилонскую традицию. Очень многие амареи обучаются в шумерских школах, пости-гают азы клинописи, многие из них уходят в писци. Так что амареи сталкиваясь с шу-меро-вавилонской традицией находятся с ней не в противодействии, не в противоречии, а напротив, считают себя в чём то ущербными и стараются приобщиться к этой древней традиции как можно в большей степени. И в дальнейшем, во время странствий амарей-ских племён, о чём уже говорил Юлий Павлович Вартанов, во время превращения в гек-сосов, те знания, которые были приобретены в шумерских городах, они начинают синте-зироваться, смешиваться с племенными преданиями самих амареев, и образуется уже такая стойкая переднеазиатская традиция, которая будучи привнесена в Египет, затем обеспечивает культурный синтез. Это первый момент очень важного исторического об-щения амареев - предков евреев с цивилизацией шумера. И второй очень важный момент, который по сути дела стал судьбоносным для сложения канона Ветхого завета. Это 6-й век, это вавилонское пленение 586 года, когда огромная часть иудеев в т.ч грамотных иудеев, представителей элиты, были вывезены, высланы в Вавилон. Там они получили возможность изучать древние книги. Не известно нам, знали ли они кли-нопись эти евреи, но вполне возможно, что некоторые из них пользовались арамейскими записями древних клинописных текстов. И очень много преданий, которые сохранились ещё с шумерских времён, в последствии, к 5-му в. до н.э., перекочевали в книги Ветхого завета и прежде всего в книгу Бытия. Надо сказать, что сложилась эта книга Бытия именно там, на территории Месопотамии. Обнародована она была человеком, его звали Ездра. В 444 году он обнародовал книгу Бытия. И, этот человек, жил до того в Вавилоне. Так что по видимому, именно первыми частями То-ры, мы обязаны шумеро-вавилонскому наследию. Теперь я вернусь к вопросу о Сеннааре или Шеннааре. Панвавилонисты считали, что Шеннаар и Шумер, это безусловно, одно и тоже. Но совре-менные научные данные говорят всё же о том, что это не совсем так. Шеннаар это местность на территории южного двуречья , причём местность, которая образовалась уже через много столетий, даже через тысячелетие после гибели шумерской цивилизации. И к самому слову шумер она, по видимому отношения не имеет. Но, любопытно будет узнать, что само слово шумер об-разовалось тоже очень интересным образом. Первоначально так называлась тоже местность. Местность, - поселение небольшое, в окрестностях священного города Ниппура. Поэтому сперва так называлось поселение с небольшим святилищем, а потом это название было распространено на всё южное двуречье. Возможно, что произошло то же самое превра-щение населённого пункта в обозначение южного двуречья. Что мы и видим в Библии. Пото-му что когда мы читаем рассказ о Вавилонской башне, о столпотворении. То мы читаем, что люди - потомки Ноя, они пришли в Шеннаар. И дальше описываются типичные для шумера, для южного двуречья технологии строительства храма. По видимому, всё-таки Шеннаар...
Ведуший радиопередачи. - Она чем-то отличалась?
Лектор. - Да, т.е. можно сделать такой осторожный вывод, что Шеннаар и Шумер, это разные сло-ва, но Шеннаар и Шумер обозначают территорию южного двуречья.
Ведущий радиопередачи. - Да. Спасибо. И давайте вернёмся, если позволите, к книге Бытия. И, конкретно, к тем шумерским мифам, которые оказали влияние на неё, на её составление. И, которые, отрази-лись каким то образом в ней. То есть это и сотворение мира, и рай, и грехопадение, и прочее. Лектор. - Да, можно сказать, что в составе книги Бытия содержится довольно много шумерских мифов, мифов записанных в конце 3-го и начале 2-го тысячелетия. И отдельные мифологиче-ские сюжеты, и отдельные даже мифологические формулы. Вот если мы с вами посмотрим даже на самую первую формулу, на строчку 1-1 Книги Бытия, то мы увидим: «в начале сотво-рил Бог Небо и Землю». А дальше речь идёт о сотворении сперва Неба, а потом Земли. И, вот, богословы в т.ч. и еврейские богословы, и средневековые богословы европейские, они не по-нимали, как же так? Как примирить эти противоречивые строчки? Что Бог вначале сотворил уже и Небо и Землю, а потом речь идёт о том, что Он сотворил Небеса и потом только Землю отдельно. Так вот в чём тут дело заключается. Дело в том, что Небо и Земля - шамаян вэ эд ха аредс - на древнееврейском языке, это в древневосточной религии, и особенно в шумерской религии, - обозначение Мира Небо и Земля. Как мы говорим -Вселенная, так они говорили - Небо и Земля. И речь здесь идёт о том, что Господь сотворил Мироздание. И затем уже начинается описание отдельных частей этого Мироздания. И мы бы этого никогда не поняли, если бы мы не сталкивались с шумерскими мифами, где в первой строчке каждого мифа говорится о том, что скажем, Бог Энлиль создал Мир - отделив Небо от Земли. А по началу Земля и Небо существовали нераздельно. И когда они существовали нераздельно, как некая совокупность неопределённых каких то предметов, то не было и никакой расчленённости, не было и никакого космического порядка. Порядок начал быть только после того, как небо и земля отошли друг от друга, и стали существовать раздельно, вот тогда, и Энлиль, в данном случае, выступает Дэмиургом. Я уже не говорю о том, что само...
Ведущий радиопередачи. -Давайте разъясним нашим радиослушателям слово Демиург.
Лектор. - Демиург, это - Творец Мира - Энлиль. Да, я уже не говорю о том, само сло-во, имя точ-нее, божества Энлиль, означает - Господин Дух. А дальше мы уже помним, что Дух Божий носился над водою...
Ведущий радиопередачи. - Готовясь к этой передаче, я в интернете, раскапывал информацию о шуме-рах, и нашёл такую статью где сказано, как и Вы говорите, что - «Сначала не было раздельных Небо и Зем-ли, была лишь Великая Гора в пространстве вод Океана - Праматери Намму. Она уже произ-вела сына и дочь. Ан - Небо и Кий - Землю». Да, это очень-очень похоже на то, что мы чита-ем в книге Бытия, в самом её начале. А остальные мифы которые мы встречаем в Библии ?
Лектор. - Остальные мифы ? Ну, их очень много. Можно перечислить миф, прежде всего, о сотво-рении человека из глины. Впервые этот сюжет встречается в шумерском тексте. О сотворении из глины людей, двумя божествами Энки и Нинмах. Затем миф о райском саде и грехопадении. Это типично шумерский сюжет. Это миф, который называется - Энки Эниххурсак. Затем миф о Каине и Авеле. И о том, как у одного брата была принята жертва, а у другого нет. На эту тему существует шумерский текст - «спор земледельца и скотовода» .
Ведущий радиопередачи. - То есть имена Каин и Авель, они конечно же таких не имели, я думаю ?
Лектор. - Разумеется, да ! Но суть мифа та же самая, что и в Библейском тексте. Кроме того, ко-нечно, миф о Вавилонской башне и о смешении языков, имеет свой шумерский прототип, ко-торые содержатся в эпосе о царе Эмеркаре и владыке государства Аратта. Ну, и разумеется миф о потопе. Миф о потопе, конечно, восходит к шумерскому и вавилонскому прообразам. Поэтому здесь открывается довольно широкое поле деятельности для компротивистов. Если мы пойдём ещё чуть дальше, то мы увидим что декалог - Десять заповедей, также имеют не только месопотамский, но и египетский прообразы; которые содержатся и в Книге мёртвых, и в серии заклинаний, которые называются шурпу - сожжение статуэток колдуна. Все эти Биб-лейские заповеди были уже подготовлены предыдущим развитием правового сознания на древнем востоке. Поэтому, тут действительно есть о чём поговорить.
Ведущий радиопередачи. - Ну, давайте поговорим. На сколько я понимаю Библейские заповеди, все Библейские сюжеты, ни в коей мере не повторяют в точности тех шумерских мифов о которых мы сейчас говорим. То есть, под влиянием культуры они были изменены и всё таки... Понимаете, что я сейчас хочу спросить, для меня, в первую очередь, Библия это - слово Божие. Это не литера-турный там, или исторический памятник, а это живое слово Божие, данное нам Господом. Поэтому в связи с этим у меня и возникает вопрос. Нет ли здесь противоречий между шумер-скими мифами и их влиянием на Библию.
Лектор. - Нет, здесь противоречия никакого нет. Дело в том, что шумерский материал был сперва перекодирован на события еврейской истории. И подан таким образом, что всё это происходило впервые с предками евреев. Потом он был включён в более широкий ду-ховный контекст. И уже в христианском мире, эти, скажем так - мифологемы, они имели общечеловеческое значение. Безусловно, это можно считать словом Божьим, которое имеет некие инстру-менты в своём распоряжении, вот. Поэтому, я бы говорил вот с такой позиции.
Ведущий радиопередачи. - Спасибо. Владимир Владимирович. Вопрос о влиянии, взаимном влиянии шумерской цивилизации и других современных им цивилизаций, египетской и каких-то ещё, возможно, я в них не очень разбираюсь. Об этом пожалуйста расскажите ?
Лектор. - Ну, вот, я уже говорил о влиянии шумерской цивилизации. Хотя евреи, уже когда они стали евреями, они не знали о существовании шумеров. Они пользо-вались вавилонскими записями шумерских мифов, вот. Шумеров они не знали, но с египтянами они, безусловно, сталкивались. И когда евреи, в результате очень длительной миграции, в 13-м, начале 12-го века оказываются на территории Египта, они там застают совершенно уникальный религиоз-ный опыт, это религия Атона, возникшая в результате религиозной реформы фараона Эхна-тона в 14 веке до нашей эры. Очень долгое время реформа Эхнатона воспринималась как пер-вая монотеистическая..., попытка ввести монотеистическую религию. Но, в настоя-щее вре-мя, всё-таки это признано не заслуживающим внимания и не выдержи-вающим критики. Принято говорить о так называемом квазимонотеизме. О первом шаге к монотеизму. Когда вместо Единого Бога был Верховный Бог - глава всего пантеона.
Ведущий радиопередачи. - Спасибо Владимир Владимирович. Давайте вернёмся к квазимонотеизму Эхнатона, я правильно произнёс это? У нас, по моему, уже два звонка в студию. Алло, говорите.
Радиослушатель. - Здравствуйте. Скажите пожалуйста. Вот, у Вас гость, Владимир Владими-рович, какого он вероисповедания ? Как он относится вообще к Христианству и к Православию ? И потом меня вопрос очень мучает, вот, э-э-э... Еврейский народ он же самим Богом предназначен был для появления Христианства, да ? Ну..., появления Христа, верней, вот так. Да ?
Ведущий радиопередачи. - Вы имеете ввиду богоизбранность еврейского народа ?
Радиослушатель. - Да, богоизбранность еврейского народа. Вот, учёные Вашего масштаба признают вот такой факт ? Или как то иначе у них точка зрения ? Спасибо.
Лектор. - Тут очень много было вопросов. Значит, к Христианству и к православию, я отношусь хорошо, во-первых. Во-вторых, о богоизбранности еврейского народа я могу сказать одно - что я могу об этом судить, с позиции науки. Доктрина богоизбоанности еврейского народа появляется после 7-го века до нашей эры. После религиозной реформы Иосии. Укрепляется она в пору великого вавилонского пленения иудеев. И далее она становится чем-то вроде элемента национальной идеологии евреев. Вот с этой точки зрения я и могу рассуждать об этих вопросах. Но не с позиции веры, не изнутри иудаизма, потому что я сам не иудей.
Ведущий радиопередачи. - Понятно. У нас есть ещё один вопрос. Алло, говорите.
Радиослушатель. - Скажите пожалуйста. Я где-то прочитала, по-моему у Давида. Что Бог сот-ворил Землю из воды, и что значит..., и что вот мы ..., наша так сказать атмосфера и огромная часть космо-са..., и так, в общем, что бы попасть к Богу в царство небесное, нужно будет пройти ещё слой воды. Это такое где-нибудь описано ? Или, как-нибудь, намёк какой-нибудь есть ?
Лектор. - Ну, дело в том, что такие представления... (радиоведущий : - в шумерах есть такие пред-ставления) ...действительно существуют. Я говорю не о слове воды, а о том, что Мир возник из воды. Вот как раз у шумеров и ещё очень многих народов, нет представления о том, что вначале была вода - водный хаос. У шумеров вначале то, как раз, были, - то Небо, и Земля. А версия о том, что они располагались на воде, эта версия возникшая только в одном городе, в городе Уре, вот. Понимаете ?
Ведущий радиопередачи. - Это не тот самый Ур от куда вышел Авраам ?
Лектор. - Да, совершенно верно. Это тот самый Ур из которого не только вышел Авраам, но вот вблизи которого как раз и жили амарейские племена впоследствии ставшие евреями.
Радиослушатель. - А ещё мне можно один вопрос? Вот, скажите пожалуйста, вот, Вы там работаете с апок-рифами ?
Лектор. - Именно с какими ?
Радиослушатель. - Ну, вот, от Иоанна..., апокриф...
Ведущий радиопередачи. - Вы имеете ввиду апокрифические евангелия ?
Радиослушатель. - Да.
Лектор. - Понятно. Апокрифические евангелия не имеют отношения к нашей теме. Они составле-ны очень поздно... (радиоведущий : - намного позднее), намного позднее, да. И к древнему востоку они практически никакого отношения не имеют.
Ведущий радиопередачи. - В одной из наших передач мы говорили об апокрифах с профессором Алексеевым. Я думаю, если Вы внимательно будете слушать повторы этих передач, возможно Вы её услы-шите. Спасибо. У нас есть ещё один звонок. Говорите, алло.
Радиослушатель. - Здравствуйте. Скажите пожалуйста. Вот, я читал..., у некоторых учёных ... Некоторые учёные считают, что отцы церкви на вселенских соборах все свои главные догматы о божьем, как идеальном Бытие и божественном триединстве - святой троице, заимствовали у филосо-фа Платона и новоплатоников. А также обряд евхаристии заимствовали из денисийской ре-лигии, и что вообще Библейския священная история во главе с богоизбранным народом явля-ется мифологией, и что еврейского богоизбранного народа никогда не существовало, и цар-ства божьего и Израиля древнего тоже никогда не существовало. Об этом говорят даже ис-следования Израильских археологов. Что Вы можите сказать на это ?
Лектор. - Я могу сказать, что догматические расхождения могут быть самые различ-ные. Я же го-ворю о событиях с позиции науки, с позиции текстологии, с позиции археологии. И, конечно, я не могу Вы понимаете, выступать изнутри веры. Я не могу защищать какую то одну из этих точек зрения.
Ведущий радиопередачи. - Я думаю, что этот вопрос, конечно, было бы более грамотно задавать богословам. И тем самым отцам церкви. Поскольку, на самом деле точек зрения очень много, безусловно. Итак, вернёмся к квазимонотеизму Эхнатона. Мы начали о нём говорить.
Лектор. - Итак, значит, квазимонотеизм. Он отличается от классического монотеизма тем, что в нём предпринимается попытка выйти их привычных языческих, т.е. политеистических пред-ставлений следующим путём. Во главе пантеона ставится Верховный Бог, некое одно божест-во, которое принимает на себя функции и атрибуты, и эпитеты всех старых богов. И на этом основании, оно, это божество, руководит всеми остальными богами. Вот, такое подобие ква-зимоно-теистической реформы было проведено Эхнатоном в 14-м веке до нашей эры. Ре-форма эта была достаточно поверхностная. Она не затронула всех слоёв Египетского населе-ния. Поэтому, к сожалению, после смерти Эхнатона, его реформаторский импульс очень бы-стро угас. Его не поддержали следующие фараоны. Но, очень многие пришельцы на терри-торию Египта, очень многие народы, которые попали туда в 13-м веке, начале 12-го века, они усвоили хорошо этот опыт. Им пересказывали сторонники Эхнатона, которые были гонимы. Которые были, в общем-то в немилости, уже у власти. И в том числе евреи восприняли этот опыт такой предварительной подготовки к единобожию. Поэтому во многом, импульс иудей-ского монотеизма объясняется влиянием египетского религиозного опыта. К этому добавля-ется, конечно, и собственное желание обрести истинную веру, понять, что за сила ведёт ев-рейский народ во всех его страданиях и испытаниях. Но, первоначально, этот толчок был дан безусловно Эхнатоном.
Ведущий радиопередачи. - Спасибо. Помимо Эхнатона в Египте существовали... Точнее не помимо Эхнатона, про-стите, Эхнатон немножко другое. Я хочу задать вопрос о богах Осирисе и Сете. О богах, о мирах, - Добра и Зла, насколько я понимаю.
Лектор. - Да. Совершенно верно. Библейская концепция Добра и Зла, она по видимому возникла под влиянием Египетскй традиции. Под влиянием мифа об Осирисе и Сете. Где Сет представлял абсолютно злое начало. Осирис представлял совершенно доброе начало, начало жизни. И под влиянием сиро-палестинских верований, финикийских, т.е. того народа, который там жил до прихода евреев, где существовало такое божество которое называлось Баал, вот этот Баал был воспринят евреями, первыми пришельцами на эту территорию, как абсолютное зло. Потому что его культ включал в себя человеческие жертвоприношения. И в том числе детские жертвоприношения. Поэтому с баализмом, с баалическим культом иудаизм с самого начала боролся очень жёсткими методами ; - и уничтожение жрецов и разрушение святилищ... И, в частности, Гиенна огненная, которая хорошо известна всем верующим, это не что иное как первоначальный жертвенник Баала. Южные ворота Иерусалима (такое место специальное), которое называлось гейхинном , долина хинном , где совершались детские жертвоприношения. В эпоху иудаизма это место было превращено уже в мусорную свалку, и в конце его воспринимали как место наиболее сурового наказания, и что может быть хуже чем Гиенна. Поэтому грозили Гиенной.
Ведущий радиопередачи. - Это Сет. А Осирис ?
Лектор. - Это я имею ввиду Баала. Что касается Сета, то Сет с самого начала божество неплодородной земли Египта, пустыни. Который хотел владеть землёй плодородной, естественно. С этой целью он убил своего брата Осириса. А Осирис как раз был владыкой плодородной Египетской земли. И в последствии за своё злодеяние Сет был очень жестоко наказан, поэтому египтяне разделили, как бы, весь мир, всё мироздание, на принадлежащее Сету и на принадлежащее Осирису.
Ведущий радиопередачи. - Спасибо. Давайте ответим ещё на один звонок.
Радиослушатель. - Добрый день. Спасибо большое за передачу. Видимо, я чего то не понял. Было по-моему сказано, что Бытиё впервые было провозглашено Ездрой когда евреи были в Вавилоне. А что было тогда до этого. Ведь мы знаем, по крайней мере, так говорят, что Бытиё было создано в период от, может, - 15-го века до нашей эры до, там, - 11-го.
Лектор. - Библейская текстология показывает, что наиболее старыми книгами ветхого завета яв-ляются книги Царств, книга Иисуса Навина, - это самые старые части. И наиболее древняя часть всей Библии, это песнь Деборы, которая датируется 12-м веком. Что же касается книги Бытия, и ещё некоторых частей Торы, то можно сказать, что это довольно новые части. И в окончательном виде, в окончательной редакции, скажем, книга Бытия оформляется только к 5-му веку до нашей эры.
Ведущий радиопередачи. - То есть Ездра, он как бы собрал этот канон воедино?
Лектор. - Да..., да, он собрал и кодифицировал.
Ведущий радиопередачи. - Итак, мы возвращаемся к мирам Осириса и Сета - Египетским богам.
Лектор. - Ну, вот, я уже сказал о том, что Сет был представлен в Египте как абсолютное зло. И существовали целые сферы бытия, например - море. Которое считалось слезами Сета. К морю у Египтян было очень плохое отношение, потому что со стороны моря приходили эти стран-ные народы, с которыми они не знали что делать. Вот, по этому, Сет - это неожиданное, и не приятное ; то, что постигает человека. Кроме того, Сет - это бесплодие, вот. А Осирис, на-против, это благодатное, - всё, что рождает жизнь; - всё, что имеет отношение к святости. Поэтому вот эта дилемма доброго и злого, она существовала в Египте уже достаточно давно. Наверное , она оформляется к началу нового царства, уже, - эта дилемма. Ну, и вот, дополне-ние... Дополнением этой этической позиции иудаизму служит отношение к Баалическому культу. В частности Баал имел в качестве основного своего эпитета Баал зе вуф - повелитель мух. В последствии из этого эпитета было сконструировано слово Вельзивул . Как известно, одно из имён дьявола.
Ведущий радиопередачи. - У меня ещё один вопрос. Мы говорили сейчас о Египетских представлениях. В Египте, как я понимаю было многобожие - политеизм. Но, иудейская религия и христианская, соот-ветственно, религия - это религии монотеизма. И я хочу спросить у Вас об особенностях мо-нотеизма как афрозийской религиозной идеологии. Во-первых давайте проясним для начала, что такое афрозийская. Это не афро-азиатская, это семито-хамитская...
Лектор. - Да, это семито-хамитская религиозная идеология. Дело заключается вот в чём. История религий показывает, что религиозная форма моно-теизма складывается и является наиболее успешной в культах именно афрозийских народов. Т.е., это египтяне с их опытом религии которая была введена Эхнатоном. Но ещё и более раннее время, когда абсолютным и верховным богом был провозглашён фараон, скажем, вот. Это и Вавилон. Это, в последствии, и евреи, и арабы. В общем, - здесь царит монотеизм. Т.е. здесь религиозные культы собираются воедино для того, чтобы в конце-концов провозгла-сить, что Бог -один. Если мы посмотрим на Иран, то там уже тенденция к дуализму, отчётли-вая - к противопоставлению двух божеств Ахурамазду и Ахримана. Если мы пойдём еще вос-точнее, то мы увидим, что там уже царит политеизм - огромное количество богов. Это - Ин-дия, это - Китай. И все эти боги сосуществуют довольно мирно. ..... =============================================
Если кому либо будет интересно узнать о моих изысканиях по этому вопросу. Охотно ими поделюсь. С уважением!
|