Что касается совместных молитв с инославными
Ссылаясь на каноны древней Церкви , запрещающие молитву с еретиками , некоторые ревнители видят нарушение этих канонов в любом факте присутствия православного христианина за инославным богослужением. Иные идут еще дальше и настаивают на том , что даже чтение «Отче наш» православными и инославными перед обедом противоречит древней канонической практике.
Данный вопрос обсуждался в рамках Специальной комиссии по православному участию в ВСЦ. Комиссия предложила « строго разграничивать «конфессиональные» и «межконфессиональные» молитвы. Такая дифференциация предоставила возможность участникам , которые по тем или иным причинам находят для себя невозможным принять участие в «экуменической» молитве на встречах ВСЦ, выбирать богослужение , присущее их собственной церковной традиции». Патриарх Кирилл подчеркивает ,что канон о запрере молитвенного общения с еретиками—это «очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать , снимать с повестки дня».
Патриарх разъясняет , что этот канон « предотвращает разрушение Церкви»: «Цель канона в том , чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди вместе молятся , создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать , что раскол губителен , с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения. И сейчас данный канон не утратил своей важности . например , он «в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине».
Однако этот же канон , по мнению Патриарха , «не работает» в современной межхристианской ситуации ,т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует: православно-католические и православно-протестантские отношения на уровне международных организаций «полностью исключают эту опасность , потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того , что совместная молитва , скажем , произнесение « Отче наш»(я не говорю о совместном богослужении), подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят : «Давайте вместе помолимся», но не для того ,чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад , а для того ,чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том , например , что мы до сих пор разделены».
Тема молитвы с инославными , молитвы или присутствия за богослужением в инославном храме , считает Патриарх Кирилл, «злободневна отнюдь не только в контексте официальных межхристианских диалогов. Из года в год растет количество верующих нашей Церкви, совершающих паломнические поездки к святыням, являющимся общехристианским достоянием, -в Святую Землю, Бари , Париж, Рим , Милан , Неаполь , в другие города и страны. Многие из этих святынь находятся в храмах инославных христиан.Присутствие православного христианина в культовом здании иной религиозной традиции, в том числе в момент , когда там происходит молитва, [b]становится неизбежным не только во время паломничества, но и тогда , когда член Православной Церкви ,занимая гос.должность, посещает культовые места различных религий в соответствии с протоколом и программой визита». [/b]
Патриарх считает допустимой православную молитву перед общехристианскими святынями, находящимся в инославных храмах, а также присутствие православных христиан на инославном богослужении. «Простое посещение храма или богослужения иной конфессии не может означать автоматического согласия православного христианина с инославным вероучением и литургическими традициями. НЕДОПУСТИМЫМ присутствие на молитве , совершаемой представителями других Церквей, становится тогда , когда она может непосредственным образом способствовать обращению христианина из Православия в иную конфессию или раскол. Кстати говоря , наибольшая опасность видится именно в ситуации с расколом или с унией , когда для простых людей разделяющие границы не столь четки и очевидны , как в других случаях».
В свою очередь, продолжает Патриарх , « когда речь заходит о доступе инославных христиан или представителей иных религий в наши храмы, мы не должны забывать , какую огромную роль храм и богослужение играют в деле проповеди православной веры. Достаточно вспомнить известный исторический пример послов князя Владимира . побывавших на богослужении в Софийском храме Константинополя. Если бы язычников тогда не пустили в храм , то Руси , наверное , не суждено было бы стать православной».
Категорически недопустимым является «интеркоммунион»--совместное причастие христиан разных конфессий. Интеркоммунион существует во многих протестантских Церквах , практикующих «евхаристическое гостеприимство», однако решительно отвергается Православной Церковью. Согласно православному пониманию , совместное причащение от единой Чаши возможно только в том случае ,если между Церквами существует полное догматическое согласие и каноническое общение. Такого согласия и общения нет ни между православными и католиками , ни между православными и протестантами.
Патриарх Кирилл : « Я со всей серьезностью и ответственностью заявляю , что представители Русской Православной Церкви никогда не подходили к причастию с инославными…Процитирую документ , специально посвященный «интеркоммуниону» и выработанный комиссией ВСЦ «Вера и устройство» еще в 1952 году. В нем , в частности,говорится:«Возможность интерконфессионального приобщения между Церквами , требующими непрерывного апостольского преемства в рукоположении епископов , и неепископальными Церквами исключается , и это заключение может считаться окончательным». И могу вам привести еще такой пример. На ассамблеях ВСЦ в один из дней совершается православная литургия. И всегда какая-то часть протестантов высказывает огромное недовольство тем , что их не допустили к причастию. Никогда никаких исключений из этого правила не было».
|