ДНЕПРОВСКИЙ АНАТОЛИЙ писал(а):
В 1616 г. царским указом поручено было архимандриту Сергиевой лавры Дионисию, священнику Ивану Наседке и канонархисту лавры старцу Арсению Глухому заняться исправлением Требника. Исправители сделали перемены в славословиях Святой Троицы, содержащихся в окончаниях некоторых молитв, и в чине водосвятного молебна исключили (в призывании ко Господу "освятить воду сию Духом святым и огнем") слова "и огнем", как внесенные произвольно переписчиками.
Наверное, все же в 1619 году.
Извините за длинную цитату из истории под ред. Г.Чистякова:
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе, делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились занимались даже князья. Так например установлено, что переписыванием богослужебных книг занимался князь Владимир Галицкий, несколько богослужебных текстов переписал царь Иван IV Грозный. Во время переписи каждая страница, каждый абзац, каждое предложение, каждая буква книги тщательно сверялись. В древнерусских рукописных книгах было гораздо меньше описок, чем в современной книге опечаток. Испортить книгу для древнерусского рукописца означало бы опорочить всю свою деятельность. В 18-19 веках в среде церковных и светских историков сложилась теория о якобы вопиющей безграмотности царившей на Руси в 10-16 веках. Согласно мнению таких “ученых” подавляющая часть населения Киевской, а затем Московской Руси была безграмотной. Небольшое количество малограмотных людей занимались письменным делопроизводством, попутно переписывая духовную литературу. При этом в богослужебные книги попало много ошибок, описок и даже выдумок этих невежд. Сегодня это псевдонаучное мнение полностью опровергнуто. В ходе беспристрастных исторических изысканий 20 века было установлено, что весьма значительная часть населения древней Руси была грамотной. Археологи смогли обнаружить на месте древних городов и населенных пунктов тысячи берестяных грамот с записями принадлежащими простолюдинам. ...
Современные ученые доказали также, что встречающиеся в древних рукописях разночтения или действительные ошибки определялись не невежеством составителей и тем более не их злым умыслом, а необычайной сложностью книжной работы, отсутствием возможности быстрой проверки того или иного спорного места. Что же касается разностях в древнем богослужении, то их причиной было сосуществование Студийского и Иерусалимского уставов, о которых говорилось выше. Заметим, однако, что все это не доставляло особого беспокойства. Исправление ошибок, существенное усовершенствование тех или иных спорных моментов проходило постепенно, гласно и только после серьезного изучения проблемы. В некоторых случаях такие вопросы решались в ходе церковных поместных соборов. Так, например, на соборе 1551 года было принято постановление о коррекции знаков препинания, а на соборе 1619 года после тщательного исследования было решено изъять из водосвятной молитвы на Богоявление неправильное добавление “и огнем”. Появление первопечатного “Апостола” Ивана Федорова стало знаковым этапом в жизни русского государства. Книга становится доступнее, распространенней. Особенно сильно расцветает печатное дело при патриархах Филарете и Иосифе. Цари и благочестивые патриархи, заботясь о полноте богослужения щедро рассылали книги по церквям без всякой коммерческой выгоды. Старопечатные книги и по сей день остаются эталоном издательского качества, образцом для шрифтового и художественного подражания."