Малюта писал(а):
Во-первых, наиболее квалифицированные менеджеры предпочитают либо заниматься собственным бизнесом (где они будут получать чистую прибыль, а не бонусы), либо работать в тех фирмах, с учредителями которой они имеют давние связи и отношения личного доверия.
Во-вторых, управляя госимуществом, наёмный менеджмент будет иметь массу более простых способов "заработать бонусы", о чём я упоминал выше. Бюрократ, контролирующий менеджмент, тоже не является собственником, поэтому у него с большой вероятностью могут сложиться взаимвыгодные "деловые" отношения с руководством подведомственного предприятия.
Но предположим, что контролирующий чиновник является честным (независимо от того, чем вызвана его честность - личной совестью или боязнью ответственности). Честным является и наёмный менеджер. Но даже в этом случае он имеет слишком слабые стимулы для повышения конкурентоспособности управляемого им предприятия, потому что он знает, что в случае неэффективной деятельности он просто не получит бонусы.
Если же частный предприниматель не добьётся эффективности, то он рискует потерять всё.
1. Отличные способности в менеджменте не обеспечивают ресурсов, достаточных для организации предприятия. Иногда "с нуля" начинать очень долго, а иногда ещё и неоткуда взять огромные инвестиции. К тому же, даже если и найти инвестиции, и потратить многие года на создание предприятия, его собственником всё равно будет инвестор.
2. Зачем обязательно выстраивать пирамиды бюрократов? Топ-менеджмент крупнейших предприятий вполне может отчитываться министру напрямую. Остальные - через 1-2, контролируемого органами, звена.
3. Такой менеджер не просто не получит бонусов, но и вскоре будет уволен с негативной репутацией, после которой найти хорошую работу будет сложно. Точно так же происходит и с предприятиями частной собственности, где держатель (-ли) акций нанимают топ-менеджера как наёмного служащего. Мало таких компаний?