Робертович. Зачем так сложно.
Цитата:
Не «греки» не канонизировали владыку Иоанна. Канонизация это дело епископов, которые ставят печать последнюю и официальную, на местном почитании какого-либо святого человека. То, что сделал монастырь [Бостон] - составил вечерню для Владыки Иоана (или, возможно, перевел уже имеющуюся службу какого-нибудь старостильного монастыря, что является обычным для них, называть святым владыку Иоанна) - это весьма нормальная практика, обычная для русских, как в случае со Св.Иоанном Кронштадтским, так и в случае с блаженной Ксенией, для которых составили службу еще за много лет до их канонизации. Эти службы неканонизированных святых совершаются в частном виде (или частным лицом или монастырем), пока епископы, не разрешат, чтобы вся Церковь в целом, проводила их публично.
Молитвы любому святому, ушедшему из этой жизни, в любом случае должны твориться в частном порядке, но в некоторых случаях, святость святого настолько очевидна, что к нему обращаются с молитвами более или менее публично, еще задолго до того, как он будет канонизирован. В случае владыки Иоанна, епископы, которые служили на его похоронах, уже открыто обращали к нему свои молитвенные прошения, намеренно вставив в некоторые части панихиды, синтагму «его святыми молитвами».
Если отец Никита [из Сиэтла] действительно имеет икону с владыкой Иоанном, то нет ничего в том плохого, что использует ее келейно, и не публично, и в данном случае никто не должен чувствовать себя хоть малость обиженным, т.к. это вполне нормальная практика, а также, в виду того, что враги владыки Иоанна создадут некоторые проблемы из-за этого.
И вместе с тем, много русских будут счастливы ее увидеть, даже не мечтая сделать ее публичной, т.е. официальной. Один русский епископ, которого я знал, переполнился радости, когда узнал, что существует греческая служба, посвященная владыке Иоанну, и просил, чтобы она была переведенная немедленно на славянский язык! Не думаю, что «греки», в принципе, более заняты, чем другие в плане ситуации по открытому почитанию неканонизированного святого; скорее всего, причина в множестве ревнителей, как среди греков, так и среди русских, которые занимаются этим; и поэтому, благодаря им, епископы и решили его канонизировать. В случае с владыкой Иоанном, как и русские, так и греки (слава тебе Боже!) стали «виновниками» в этом деле, явление весьма нормальное в истории Церкви. (Одна высокопоставленная русская монахиня, умоляла нас написать службу для владыки Иоанна сразу после его смерти!) Тем не менее, совершенно ясно, что такое почитание не должно быть «форсированно», но должны быть оставлено, дабы росло и развивалось естественным образом, пока оно в конечном итоге не созреет в тот великий день канонизации.
Православная Церковь ни в коем случае не запрещает молиться «непрославленным» святым. Вообще прославление только делает официальным то, что уже существует неофициально: народ уже молится святому до того, как Церковь окончательно объявляет о его всеобщем почитании, когда служба ему и икона его одобрены и т.д. Кстати, келейной молитвой каждый может молиться любому усопшему православному христианину, как мы просим молитв у живых православных христиан – ибо во Христе все живы; а тем более тот, чья святость жизни или мученичество явно были благоугодны Господу нашему Иисусу Христу, так что он может слышать наши молитвы и ходатайствовать за нас. Поэтому если сердце ваше подвигается на такую молитву, то, конечно, молитесь священномученику Серафиму (Угличскому. – Ред.). Также нет ничего предосудительного, если вы вырежете его фотографию и поставите ее в красном углу – не на главном месте, но со стороны, так сказать, с краю. Многие так поступали с изображениями св. праведного Иоанна Кронштадтского и преп.Германа задолго до того, как они были прославлены.
15/28.05.71
о.Серафим Роуз
Речь идет про Свт. Иоанна Шанхайского