Царя предали не только генералы и казаки...
"В конце февраля 1917 г., несмотря на стремительно разворачивавшиеся в Петрограде политические события, в Святейшем Правительствующем синоде Российской Православной Церкви, по словам протопресвитера военного и морского духовенства Г. Шавельского, «царил покой кладбища». Высший орган церковной власти занимался текущей работой, решая большей частью различные бракоразводные и пенсионные дела. За этим молчанием скрывались антимонархические настроения, которые проявились в реакции членов синода на поступавшие к ним в те дни от граждан и государственных чиновников обращения с просьбами о поддержке Монархии.
Подобную просьбу содержала телеграмма Екатеринославского отдела Союза русского народа от 23 февраля 1917 года. О необходимости поддержать Царский престол говорил и товарищ синодального обер-прокурора князь Н.Д. Жевахов. В разгар забастовок, 26 февраля, он предложил первоприсутствующему члену (председателю) синода – митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению в защиту монарха – «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Воззвание предлагалось не только зачитать с церковных амвонов, но и расклеить по городу. Митрополит Владимир отказался.
27 февраля с предложением к синоду осудить революционное движение обратился и обер-прокурор Н.П. Раев, отметив, что возмутители спокойствия «состоят из изменников, начиная с членов Государственной Думы и кончая рабочими». Синод отклонил и это предложение, ответив обер-прокурору, что ещё неизвестно откуда идет измена – сверху или снизу.
2 марта 1917 г. в покоях Московского митрополита состоялось частное собрание членов синода и представителей столичного духовенства. На нем присутствовали шесть членов св. синода – митрополиты Киевский Владимир (Богоявленский) и Московский Макарий (Парвицкий-Невский), архиепископы Финляндский Сергий (Страгородский), Новгородский Арсений (Стадницкий), Нижегородский Иоаким (Левицкий) и протопресвитер А. Дернов, а также настоятель Казанского собора протоиерей Ф. Орнатский. Было заслушано поданное митрополитом Петроградским Питиримом (Окновым) прошение об увольнении на покой.
Тогда же члены синода признали необходимым немедленно установить связь с Исполнительным комитетом Государственной Думы. Этот факт дает основание утверждать, что св. синод РПЦ признал Временное правительство еще до отречения Николая Второго от Престола, которое состоялось поздно вечером 2-го марта.
На совещании синодальных архиереев, проходившем 3 марта в покоях Киевского митрополита, было решено направить в Государственную Думу нарочного (священника одной из кладбищенских церквей) с сообщением о резолюциях, принятых церковной властью. В тот же день вступил в должность новый синодальный обер-прокурор [масон] В.Н. Львов, вошедший во Временное правительство на правах министра.
Первое после государственного переворота официально-торжественное заседание св. синода состоялось 4 марта. На нем председательствовал митрополит Киевский Владимир и присутствовал новый синодальный обер-прокурор. От лица Временного правительства В.Н. Львов объявил об освобождении РПЦ от опеки государства, губительно влиявшей на церковно-общественную жизнь. Члены синода выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви.
[не государство опекает земную Церковь, а Царь, Помазанник Божий. Государство же является лишь инструментом опеки и защиты Церкви и правоверия, осуществляемой Императором Российским. Масон Львов уже 4 марта 1917 года громко объявил замысел мировой закулисы о прекращении защиты земной Церкви и правоверия мощью государства с последующим уничтожением ее средствами того же государства. Члены же синода «выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви». Другими словами, эти несчастные порадовались грядущим мероприятиям по изничтожению священства, по разрушению храмов Божиих и объявлению религии опиумом для народа, с последующим гонением верующих. Правда, это будет происходить во втором отделении трагедии под названием “Свержение Монархии в России”.
Могут возразить: кто же знал? Это знали те, кто находился в правой Вере, кто исповедовал всю догматическую полноту Церкви Христовой. Эти люди понимали, что защитой земной Церкви является Помазанник Божий, который всю мощь Государства Российского направляет на утверждение и распространение Истины Христовой не только в Своем Царстве богоизбранного Русского Народа, но и во всем мире. Но людям, которые видели и видят происки слуг сатаны, как тогда, так и ныне, уже не верили и не верят.]
С приветственным словом к обер-прокурору и сопастырям обратились митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский) и Новгородский Арсений (Стадницкий). Последний говорил о больших перспективах для Российской Церкви, открывшихся после того, как «революция дала нам (РПЦ. – М.Бабкин.) свободу от цезарепапизма».
[Архиепископ Арсений, к сожалению, не понимал, что наилучшие на земле условия для свободы пребывать с Богом, верить Ему, славить Его, могут быть созданы только в Царстве, в котором Царствует Помазанник Божий. Ибо после свержения Возглавителя, Защитника, Окормителя и Попечителя земной Церкви, перспективы у нее самые печальные, и уже ближайшее будущее показало о наступлении очень тяжелых времен для Русской Православной Церкви.
Цезарепапизмом еретики паписты называют власть Царя-Богопомазанника в земной воинствующей Церкви. Эта та власть Царя, которая закреплена в Основных законах Российской Империи, и обладая которой, в статье 64 «Император ... именуется Главой [земной] Церкви». ]
Постоянный член синода до 14 апреля 1917 года архиепископ новгородский Арсений произнес такие "исторические" слова: «В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца.
Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви [«о свободе от цезарепапизма» говорил масон(!) Львов]. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8,36); она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма… Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!» (Эта речь была воспроизведена архиепископом Арсением 26 марта на собрании духовенства г. Новгорода).
Тогда же из зала заседаний синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив Царское кресло, которое в глазах иерархов являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской», то есть символом порабощения Церкви Государством. Достаточно знаменательно, что вынести его [масону] обер-прокурору помог первоприсутствующий член Синода – митрополит Владимир. Кресло было решено передать в музей.
На следующий день, 5 марта, синод распорядился, чтобы во всех церквах Петроградской епархии многолетие Царствующему Дому «отныне не провозглашалось»."
|