ак вам статейка,Александр?
Христианская экономика
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Путь к триумфальному будущему России
История развития человеческого общества, так или иначе, всегда ставит во главу угла вопрос «смысла бытия». Ценностные ориентации зачастую меняются под гнётом исторических обстоятельств и правительств, но итоги развития цивилизации говорят о том, что божественные истины, выстраданные вековым опытом и мудростью народов, были и будут основой формирования мировоззрения и жизненного уклада людей.
Выборы нового президента подняли дискуссию о будущем России и опять поставили вопрос, как жить дальше. Оказалось, что сегодня на этот вопрос ответить сложнее, чем двадцать или десять лет назад. Известные рецепты окончательно устарели и стали бесполезны. Нужны новые идеи и люди, способные посвятить свою жизнь достижению блага человечества. И это, пожалуй, главный итог предвыборной риторики.
30 января 2012 г. В.Путин написал программную статью, где констатировал, что Россия «пережила масштабную деиндустриализацию». Он признал, что сегодня экономика не гарантирует стабильного развития России, не обеспечивает суверенитет, а главное – не создаёт условий достойного благосостояния наших людей. По сути, это – приговор! Правительственные экономисты, увы, не нацелены на решение глобальных проблем. Очевидны их тщетные попытки скорректировать производные от основ экономики, не меняя сами основы. Но скрыть уродливые черты современной российской экономики им уже не удаётся.
В.Путин, надеемся, будет продолжать стремиться «перебросить мостик» между экономическими задачами и социальной справедливостью. Тут аналитики надеются увидеть зачатки новых методов решения экономических проблем страны. Но ни в России, ни в мире пока нет единого взгляда на методологию этого процесса. Ключ к решению задачи мы сможем найти только в случае, если сможем пересмотреть основы экономики и экономических отношений.
1. Христианские ценности как основа новой модели экономики Оппоненты Путина призывают вернуться к основным принципам советской экономической модели, считая, что её примет большинство граждан. Но критики не признают того, что в СССР, несмотря на насаждение атеизма, всегда были сильны традиции христианства. Риторика правящей коммунистической элиты о светлом будущем во многом строилась под влиянием Евангелия и в точности отражала христианские истины. Если вспомнить известные «Десять заповедей строителя коммунизма», то мы увидим зеркальное отражение десяти заповедей Иисуса Христа. Народ принимал эти цивилизационные подходы, так как они во многом соответствовали его историческому опыту и христианским традициям и не «рвали» христианскую душу. Вместе с тем, экономика СССР была далека от идеала, поскольку не предоставляла гражданам страны никаких личных экономических свобод.
Последовавшее затем навязывание России «новой экономики» капиталистического толка привело только к стремительному разделению общества как на богатых и успешных, с одной стороны, так и на проигравших, бедных и лишних, с другой стороны. Людям внушалась лживая мысль о том, что экономика не только может, но и должна быть нечестной. Но в России, с её христианскими ценностями и традициями, ставшими уже плоть от плоти наших людей, столь антигуманные экономические отношения вызвали всеобщий протест и отторжение. Как итог, такая «антихристианская экономика» оказалась не способна не только развиваться, но и вообще существовать, что подтвердил крах многих российских компаний и банков, созданных в 90-е годы. Но эта людоедская, бесчеловечная и уродливая экономика успела-таки нанести глубочайшие разрушения во всех сферах жизни нашей Родины и вызвать непрекращающуюся череду разнообразных кризисов.
Капиталистическая экономика эгоизма исторически изжила себя и уже привела мир к созданию глобальной неэффективной экономики, которая не способна уже развиваться и попросту разваливается. Это ставит уже и сам христианский мир в положение аутсайдера, а его будущее - под вполне реальную угрозу.
И вот мы уже видим, что сегодня рушится и экономика Запада, которая, по сути, антигуманна и разделяет людей, и потому, несмотря на все попытки политиков, порождает кризисы и конфликты. В мире стремительно нарастает требование справедливости, что соответствует духу христианства. Пока что Запад уклоняется от соблюдения справедливости в экономических отношениях с другими странами, в том числе с Россией. Как найти платформу для диалога с Западом и сохранить при этом свои интересы? Нам видится, что этот путь лежит через Евангелие. Мы все хотим достойной жизни себе и близким, в большинстве верим в ценность божественных истин. Так что мешает нам по-новому взглянуть на проблемы экономического развития мира и России?
Однако так просто создать новые подходы к экономике непросто. Выработка новой экономической модели или принятие любого экономического решения в наше время не имеет правильной мировоззренческой основы. Ведь общественные теории также пришли в упадок, как коммунистические теории, так и теории капитализма и капиталистического общества (свободных рынков, частной инициативы). А все общественные теории последних десятилетий слишком абстрактны, никак не связаны с христианством и экономикой: «общечеловеческие ценности», «права человека», «мультикультуризм», «толерантность» и т.д. Их внедряют безответственно, без проведения анализа их экономических и социальных последствий, и потому не случайно они имеют в основном разрушительные последствия для экономики и общества. Потому эти идеи жёстко и справедливо критикуются.
Духовные ценности не могут существовать вне реальной жизни или игнорировать её. Поэтому духовные поиски христианского мира неотделимы от поиска идеи «правильной» экономики, способной гармонично объединить экономическую реальность и христианские ценности, создать для них прочную материальную основу, обеспечить связь духовной и материальной сфер и торжество справедливости, остановить негативные процессы в экономике и обществе. Это и есть христианская экономика.
Пока в основе любых экономических и общественных теорий и практических экономических моделей не будут соблюдаться христианские истины (любовь к ближнему, стремление к личному совершенству, созидание Царства Божьего и т.д.), а также связь с реальными экономическими возможностями современного мира, такая деятельность быстро деградирует и приобретёт глобальный негативный характер. Чаще всего, воплотится в стремление к процветанию отдельных групп путём притеснения и эксплуатации других людей и исчерпания природных ресурсов. То есть, с негативными экономическими последствиями. В России именно так и происходит.
Но человечество уже поняло, что безграничная эксплуатация и попрание прав и интересов людей в сфере экономики приводит не только к политическим потрясениям, но и разваливает экономику, отбрасывая такую страну назад.
Но человечество также уже поняло, что природные ресурсы ограничены, и поэтому сегодня мир стоит перед дилеммой: либо научиться эффективно использовать ресурсы во благо всех людей (это по-христиански), либо поставить под контроль отдельных групп населения (т.н. «золотой миллиард») источники основных ресурсов и право распоряжаться ими только в своих интересах (это не по-христиански, но зато выгодно для них).
Христианская экономика объясняет взаимосвязи в Божьем мире, причины и следствия любых действий, источники и характер препятствий на пути к достижению всеобщего блага и возвышению людей исходя из евангельских истин и с учётом уже достигнутых человечеством познаний в экономике.
В отличие от других экономических моделей, христианская экономика рассматривает взаимосвязь Бога и человека как приоритетную. При этом Бог предназначил людям жить и осуществлять свою деятельность в условиях ограниченных природных ресурсов (сейчас в науке применяется определение природных ресурсов как Божьих ресурсов). При этом общество и государство должны играть лишь вспомогательную (обслуживающую) роль по сравнению с человеческой личностью.
Христианская экономика – это способ организации экономической деятельности людей в соответствии с христианскими ценностями, при котором высокая эффективность экономики будет основана на самоотверженном и бескомпромиссном стремлении каждого человека к практическому воплощению заповедей Иисуса Христа, к его личной ответственности перед Богом, к достижению всеобщей справедливости во всех сферах жизни, что создаст реальные условия для воплощения христианских ценностей и развития личности каждого человека в соответствии с христианским учением, что приведёт к максимальному освобождению людей от материальных проблем и материальной зависимости, преобладанию творческого труда, достижению настолько высокого уровня интеллектуального, экономического и технологического развития, когда производство материальных благ перестанет быть первоочередной проблемой человеческого общества, а любые виды разрушительной политической и экономической деятельности будут заранее предотвращаться. Государственная политика и общественные традиции будут направлены на служение интересам каждого христианина, а не, наоборот, на подчинение им людей.
Под христианской экономикой сегодня также понимается система взглядов на экономику, которая своей целью ставит воплощение экономическими механизмами и методами христианских принципов Евангелия и максимальное освобождение людей от материальной зависимости и проблем, от унизительных форм физического труда, рассматривая достижение благосостояния и духовного процветания всех без исключения людей как приоритет всех экономических процессов.
С точки зрения сегодняшнего уровня развития человеческого общества, достигнутого интеллектуального, производственного и научно-технологического уровня христианская экономика - это идеальная модель экономики, которая должна полностью соответствовать заповедям Иисуса Христа в их экономическом понимании, когда основным приоритетом экономической деятельности являются интересы всех людей, а не отдельных групп, в виде классов, партий, кланов.
Именно христианская экономика является такой моделью экономики, которая многообразно служит интересам всех людей и потому способна вывести мир из хронического тупика идей и дефицита его экономических возможностей. Приоритетом такой экономики должно стать не процветание лишь элиты, не финансовые результаты корпораций, а освобождение людей от бедности и материальной зависимости ради их духовного совершенства, чему учил Христос.
Христианские народы и страны объединяют вера в Иисуса Христа и общие христианские ценности. Поэтому идея христианской экономики – это та сфера, где можно начать установление действительно доверительных отношений России с Западом. Противоречия и разногласия в христианском мире можно разрешить, но только тогда, когда доминантой станет Вера.
2. Христианская экономика, христианский мир и прогресс мировой экономики Христианские страны на протяжении последних 500 лет были лидерами мирового прогресса во всех отраслях и сферах жизни и деятельности человечества. Именно страны христианского мира являются лидерами мировой экономики и прогресса человечества - начиная от великих географических открытий и заканчивая созданием информационных технологий. Научный, интеллектуальный, культурный и промышленный расцвет последних столетий произошёл именно в христианских странах.
Это произошло не случайно. В основе успеха и лидерства христианских стран и народов на протяжении столь долгого исторического периода была вера в Бога и грядущее пришествие Царства Божьего, выполнение всех Божьих заповедей. Это сформировало психологию и мировоззрение многих миллионов христиан (в первую очередь, в Европе, России и США) и нашло отражение в их многовековой самоотверженной деятельности и стремлении изменить мир к лучшему. Заслуга христиан перед человечеством состоит и в том, что культурные, экономические, технические, спортивные события, открытия и достижения христианских стран на протяжении столетий восторженно воспринимались остальными народами мира, заимствовались ими и служили их дальнейшему развитию.
Общим для Запада и России является то, что они исторически являются составными и неотъемлемыми частями единого христианского мира. Ещё недавно лидерами мировой экономики являлись СССР и США, основное население которых относится к христианским народам. Ведь в СССР, несмотря на насаждение атеизма, всегда были сильны традиции христианства.
Сегодня мир меняется, и в нём стремительно нарастает требование справедливости, столь близкое христианству, в экономике. Правда, Запад отнюдь не стремится к соблюдению принципа справедливости в экономических отношениях с другими странами мира. Это очевидно, в частности, из характера отношений Запада с Россией. Однако эта политика перестала быть тайной. Поэтому всё чаще политическая и экономическая деятельность Запада наталкивается на ожесточенное сопротивление других стран и даже своих граждан.
Одновременно происходит очевидное разочарование мирового общества в тех идеях, которые не приносят пользы экономике (либерализм, мультикультурность). Не случайно всё тише и незаметнее становятся некогда известные в России псевдо-либеральные политики и правозащитники. Им уже не верят.
Сегодня пришло время для деидеологизированной экономики, главной целью которой является процветание всех людей. Такую экономику следует называть христианской. Суть её состоит в гармоничном соединении объективных экономических категорий и экономических интересов людей с духовными ценностями. Это единственное пока поле человеческой деятельности, где верующие и те, кто считает себя реалистами и прагматиками (т.е., как они полагают, далёкими от религии), могли бы найти общий язык. И тогда христианская экономика позволит сделать мощный рывок от состояния кризиса, придаст эффективность сегодняшней мировой экономике. Азиатская, восточная экономика пока ущербна, поскольку ориентирована только на потребности рынка, а не рост благосостояния своего населения и их духовное развитие. А христианская экономика исторически – это всегда гармоничное сочетание инфраструктуры и одновременно духовного развития общества и личности.
Христианская экономика прогрессивна, так как её цель - это процветание личности. Она стремится, в частности, к росту роли и значения интеллектуальной деятельности в большей степени, чем физического труда. Тем самым, одним из прямых результатов деятельности христианской экономики должен стать беспрецедентный рост интеллектуального потенциала мира и появление новых гениев.
Евангелие – единое для всех христиан. Нет католического, или протестантского, или православного, или баптистского Евангелия. Общность христианских ценностей, вера в Иисуса Христа, служение делу Иисуса Христа всегда объединяли народы всех христианских стран. Потому христианская экономика – это единственная сфера, где можно начать установление действительно доверительных отношений России с Западом, что никак не удаётся в течение столетий, несмотря даже на недавнее падение коммунистического режима. Эта деятельность способна устранить противоречия и разногласия между странами единого христианского пространства, заменив многолетние и бесполезные дипломатические переговоры.
Разногласия между христианскими церквями (католической, протестантскими, православными) в рамках христианского экономического пространства также постепенно могут быть снижены до минимума. Уже понятно, что политики и правительства разных стран никогда не смогут окончательно договориться между собой о длительном взаимном доверии и сотрудничестве. И только стремление миллионов и миллионов людей к тому, чтобы соблюдать христианские заповеди, сохранять приверженность христианским ценностям, быть достойными любви Господа, воплотить учение Иисуса Христа в земной жизни является сегодня единственным стимулом и гарантией преодоления трудностей и построения справедливой экономики. Экономики, которая ставит целью не обогащение корпораций и элиты, не достижение абстрактных финансовых результатов, а освобождение от земных тягот и духовное возвышение всех людей.
Межцерковный диалог, в таком случае, позволит удалить политические интриги и заговоры из сферы экономики и затем окончательно вернуть действия политиков в русло общественно полезной, цивилизованной деятельности. Тем самым, диктат политиков в обществе ослабнет в пользу экономистов, которым отныне предстоит формулировать цели и задачи развития мира.
Христианская экономика даёт возможность оценки действий в сфере экономики с двух точек зрения: соответствия христианским ценностям и наличия экономической обоснованности. Это никто сегодня не считает нужным делать, поскольку показателем успеха в экономике рост финансовых показателей – прибыль, капитализация, курс акций, индексы деловой активности, объёмы услуг и пр. Не случайно, деятельность американских, европейских и российских корпораций в итоге приводит к разрушению инфраструктуры, окружающей среды и цивилизации, что является негативными экономическими последствиями.
Экономический мир сейчас находится в тупике и растерянности. Ни один из ранее известных способов экономической деятельности не смог избавит мир от одних и тех же проблем: кризисы, инфляция, ухудшение положения основной части населения.
В сегодняшней ситуации, когда не только политические процессы, но уже и экономическая и информационная деятельность стали способом эффективного разрушения государственных устоев, пора признать существование «экономического оружия». Состояние экономической мысли сегодня таково, что экономические действия и политика правительств основаны на экономических теориях, признанных ошибочными, потому результаты оказываются разрушительными. А новых теорий нет. Только всеобщее соблюдение христианских заповедей, следование учению Иисуса Христа, сохранение христианских ценностей, основным из которых является любовь к людям, способно помочь людям найти, пусть пока интуитивно, правильный путь к сохранению мира.
Следует правильно понимать, что христианская экономика отнюдь не означает простое суммирование экономического потенциала всех христианских стран. Совокупность их потенциалов (включая США, Россию, Европейский Союз) образует христианское экономическое пространство. Христианская экономика пока не имела аналогов в мировой истории, но, тем не менее, всё же можно перечислить примеры стран, экономика которых в определённый период достаточно близко соответствовала христианской модели. Это, например, Англия после революции 1640 года, Нидерланды после революции 1648 года, США после завоевания независимости в 1776 году, кальвинистская Швейцария. Отвергнув тотальный диктат королевской власти во имя своей личной свободы и экономической самостоятельности, в своей национальной экономике и общественной жизни граждане этих стран стали руководствоваться преимущественно христианскими, а не политическими убеждениями. По этой причине политическая жизнь тогда не имела того доминирующего влияния как на экономику, так и на права своих граждан, и не ограничивала их личную свободу, как это происходит сегодня. Честный труд и отказ от роскоши стали считаться в этих странах одной из высших добродетелей и священным христианским долгом для каждого человека. Этика и моральные принципы того времени были тесно связаны с необходимостью трудиться для каждого члена общества. Христиане этих стран веру в Бога и труд считали основой своей религиозной и личной свободы, семейных ценностей и жизненного уклада, источником общественного и личного богатства. В каждой из этих стран материальное производство достигло высокой степени развития. В итоге у них наступило длительное процветание экономики, а их национальные традиции и образ жизни стали копироваться во многих регионах мира. США, Англия, Швейцария до сих пор являются предметом зависти и образцом для подражания для жителей других стран. Не случайным является и то, что современное отступление в этих странах от христианских принципов во имя так называемой «толерантности» совпало с глубоким системным кризисом их экономики. И потому в этих странах становятся всё более настойчивыми требования граждан о защите христианства как основы своей национальной и личной самоидентификации.
Тема христианской экономики не может быть в деталях изложена в газетной статье. Однако мы уже готовы сделать это подробно в другом формате.
3. Экономические проблемы России как проявление исторической враждебности Запада Тема единой христианской экономики и единого христианского экономического пространства прямо касается России по целому ряду причин. Уже очевидно, что сложная ситуация в экономике России является следствием целенаправленной политики Запада. Необходимо изменить ситуацию с тем, чтобы Запад не относился к современной России как к вечному врагу.
Ненависть западных политиков к России имеет долгую историю и сохраняется независимо от того, кто стоит у власти в нашей стране: врагом для Запада была и Русь Ивана Грозного, и Российская империя, и СССР. Запад до сих пор ощущает угрозу со стороны России. Многолетний страх и ненависть Запада к СССР после поражения СССР в третьей мировой («холодной») войне, трансформировались в желание окончательно добить Россию. Россия до сих пор не пользуется доверием на Западе и не рассматривается как возможный союзник ни в политике, ни в экономике. Окончательный развал России –главная цель западной коалиции.
Пора признать следующий прискорбный факт: по мнению Запада, Россия до сих пор является продолжателем геополитической роли СССР и потому представляет собой угрозу. Поэтому Запад имеет целью окончательную гибель России.
России необходимо устранить разрушительные последствия политических и экономических перемен 90-х годов. Однако православные экономисты установили, что восстановление экономики России встречает сильное сопротивление. Экономический подъём в России сегодня невозможен по ряду причин, в основном потому, что этому препятствует Запад, который умышленно изолирует Россию от достижений мировой демократии, экономики и научно-технологического прогресса. Им же создана эффективная система разрушения российской экономики.
Почему процесс восстановления христианства в России, которое подавлялось в течение 70 лет, не получил поддержки Запада? Ответ очевиден: христианство способствует усилению России, что противоречит интересам Запада.
Многолетнее изучение ведущей американской и английской прессы (The Economist, New York Times и т.д.) всегда приводит к гнетущему выводу: отношение в США и Европе к России неизменно остаётся негативным. В 2003 году меня шокировала нескрываемая враждебность Запада к Путину. Наши СМИ вещали, что Запад восхищается Путиным и ищет ответ на вопрос: Who is Mr.Putin? А тем временем на Западе уже публиковались уродливые карикатуры и шаржи на Путина. Его обвиняли в тирании, сравнивали с Владом Дракулой и прочее. Причина была очевидной: Путин в тот момент начал восстанавливать некоторый порядок в стране, что объективно вело к стабилизации экономики и укреплению России. Вызывало недоумение то, что российские дипломаты и пресса долго не могли заметить перемену отношения к Путину.
Проблемы населения России (напомню, европейской страны) вызывают явно меньшее сочувствие, чем проблемы африканцев и афганцев. В международных конфликтах России Запад автоматически встаёт на сторону противников России.
Самое скандальное – это проведение аналогий нашей страны с фашистской Германией. Чудовищные преступления фашизма против человечности были названы Нюрнбергским трибуналом. Сегодня происходят попытки навязать чувство вины русскому народу. Но самозванные «обличители» не пытаются даже уточнить, в каких личных прегрешениях нам предстоит каяться? И какое отношение это имеет отношение к ситуации, в которой находится Россия? Ответ: ни в какой! Эти обвинения являются явной попыткой навязать людям бессмысленные дискуссии вместо обсуждения вопроса о сути экономических проблем России и выходе из них!
В 90-е годы Запад не поддержал установление в России подлинной демократии, как и в 1917 году, когда Запад не оказал никакой поддержки Временному правительству и молодой российской демократии. Усилиями псевдо-либералов и коррупционеров либеральные и демократические ценности оказались окончательно дискредитированными. Одна из причин краха демократии и экономики в России то, что осуществление экономических реформ было отдано тем, кто ненавидел СССР и стремился разрушить Россию, относясь к русскому народу и обществу как к побеждённым. И Запад весьма благосклонно отнёсся к провалу экономических реформ, потому что получил развал промышленности и экономики России.
У советских людей была жажда перемен во власти и свободы, стремление приобщиться к мировым демократическим ценностям и западному образу жизни (тому, каким он тогда представлялся). Однако народ ничего так и не получил. Возмутительно то, что стремление русских христиан восстановить христианство, подавлявшееся в России в течение 70 лет, не было поддержано Западом.
У Запада не вызывает ни малейшего беспокойства то, что в России укоренилось бесправие обычных граждан, причём даже перед рядовыми сотрудниками государственных и правоохранительных органов. В таком униженном положении находятся обладатели высочайшего и потому бесценного интеллекта, носители и разработчики самых передовых идей (в т.ч. научных и технических). Не найти хотя бы один материал в западных СМИ, где это рассматривалось бы как проблема. Снисходительно-презрительное отношение Запада – «мол, дикари, ну что с них возьмёшь!» - отчётливо проглядывающее со страниц ведущих западных изданий, также поощряет многочисленных сторонников окончательного развала России.
Исторические последствия поражения СССР в третьей мировой («холодной») войне легли на плечи народов новой России. Конструктивный подход всегда начинается с анализа ситуации, но в силу не вполне понятных причин до сих пор не даны ответы на ряд весьма принципиальных вопросов: кто был автором и координатором явно абсурдных решений, синхронное проведение которых в начале 1991 года спровоцировало паралич экономики СССР?
Уже нет сомнений в том, что экономический упадок России был подготовлен Западом ещё на исходе «перестройки». Сегодня пора открыто признавать высокий профессиональный уровень западных специалистов, которые создали схемы разрушения экономики СССР и России, успешно реализовали их, при этом остались в тени, избежали подозрений. Очень жаль, что в нашей стране ни тогда, ни сегодня не возникает серьёзных дискуссий на эту тему. Нет до сих пор в нашей стране и экономистов столь высокого уровня, способных противостоять новым вызовам и угрозам Запада.
До сих пор остаётся неизвестным, по чьей рекомендации в СССР синхронно были осуществлены мероприятия, приведшие к параличу экономики. В январе 1991 года Горбачёв отменил обращение купюр в 50 и 100 советских рублей, под предлогом, якобы, обуздания нелегальной экономики, Спекулянты и коммерсанты понесли некоторые убытки, но источники их доходов сохранились, и вскоре они восполнили свои потери. Но в целом доверие к национальной валюте СССР было подорвано. В целях защиты накоплений от подвохов властей бизнес и население стали всё чаще покупать доллары США. Началась долларизация денежной системы и вытеснение советского рубля из денежного обращения, что было выгодно только США.
В начале 1991 года Украинская контора Государственного банка СССР несанкционированно в неограниченном объёме стала выдавать кредиты украинским предприятиям и фирмам. Те стали массово скупать в РСФСР дефицитные цветные металлы, сырьё, энергоресурсы, промышленную продукцию, автомобили, оборудование. Экономика России понесла потери, зато укрепилась экономика Украины, которая в том же году провозгласила независимость и стала ориентироваться на Запад.
Тогда же правительство СССР «заморозило» на неопределённый срок вклады населения в сберкассах и валютные счета предприятий во Внешэкономбанке СССР. Как следствие, промышленность лишилась финансовых ресурсов и была вынуждена свернуть часть своего производства. Население в панике кинулось скупать всё, что имело ценность, наступил всеобщий дефицит, от которого Россию затем, якобы, «спасли» либералы, открыто пользовавшиеся советами американских экономистов.
Это дало повод осуществить под видом «реформ Гайдара» полный демонтаж советской экономики. Проведен он был по образцу решений Потсдамской конференции в отношении побеждённой в 1945 г. Германии. Итогом стало резкое уменьшение производственной базы России и снижение объемов выпуска продукции. Основные производственные фонды были перепрофилированы в объекты непроизводственного назначения, а зачастую вообще ликвидировались. Экономический потенциал России резко сократился, и она перестала быть конкурентом Запада.
По сути, в России были осуществлены экономические диверсии - самыми изощрёнными способами, до того неизвестными и так и не понятыми до сих пор. Надо признать высокий профессиональный уровень западных специалистов, которые создали и успешно реализовали схемы разрушения экономики СССР и России, но при этом остались в тени. Жаль, что в нашей стране остаются невостребованными те экономисты, которые могут противостоять новым вызовам Запада.
Сегодня экономика Россия базируется в основном на поставке природных ресурсов за рубеж. Но даже такая деятельность имеет мнимый экономический характер: ведь средства, которые получает Россия, большей частью остаются в западных банках, работая не в российской, а чужой экономике. Размещение Стабилизационного фонда России на Западе отвечало интересам именно западной экономики.
Политическая и бизнес-элита России уже сделали выбор в пользу Запада: там ими покупаются недвижимость и активы, их дети и семьи уже переехали туда. Элита готова в любой момент покинуть бесперспективную для неё Россию. Поэтому у России пока нет шансов на восстановление промышленности и науки.
Под видом экономических («гайдаровских») реформ был осуществлён демонтаж советской промышленности и развал экономики СССР в интересах Запада. Делалось это по схемам, которые ранее применялись к побеждённой Германии после 1945 года в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Поэтапно произошло резкое уменьшение производственной базы страны и снижение объемов выпуска промышленной продукции. Многие основные производственные фонды во множестве были перепрофилированы в объекты непроизводственного назначения или полностью ликвидированы, Сегодня многие из оставшихся морально устарели и физически разрушились. Экономический потенциал России многократно снизился. Эмиграция научной элиты и квалифицированных специалистов приобрела характер эпидемии.
К тому же произошёл распад страны и утрата территорий, веками входивших в состав России, что так же пережила Германия по воле своих победителей.
С Германией всё понятно – её экономика была умышленно разрушена в наказание за развязывание второй мировой войны. Но тогда получается, что Россия расплачивается за поражение СССР в «холодной» войне? Нет сомнений, что сегодня Россия является побеждённой страной, экономика которой разрушена Западом.
Итак, Россия повторила судьбу Германии, чья экономика и государство были целенаправленно разрушены в соответствии с решениями стран-победителей в Потсдаме. С 1991 года Россия и российский народ фактически выплачивали репарации Западу.
О том, что экономические реформы в России были навязаны США в целях именно подрыва позиций конкурента и его экономического положения, пишет и В.И.Якунин («Идеология экономической политики: проблема российского выбора», 2008, стр. 215)
Запад умышленно продолжает держать Россию в изоляции от достижений мировой демократии, экономики и научно-технологического прогресса.
По вине Запада современная Россия не стала демократической и свободной. Да и не Россия это, правильнее будет называть её «обломками России».
Проблема в том, что, скорее всего, окончательного развала России не произойдёт. Но зато возрастает непредсказуемость последствий. Когда-то Запад сделал ошибку, за которую сам же дорого заплатил. Чересчур тяжёлые условия Версальского договора и нежелание Запада смягчить экономические трудности, которые переживали немцы, привели к затяжному экономическому упадку в Германии, поддержке немцами фашистов и их приходу к власти.
Ещё раз нам пришлось убедиться в том, как незавидна участь побеждённой страны. Много веков назад было сказано: «Горе побеждённым!». И это так. Западу надо преодолеть соблазн получать удовольствие от лицезрения конвульсий некогда грозного противника, и отнестись к России рационально, а не просто добить её и обобрать, сняв с трупа России всё ценное. Это недостойно стран, именующих себя «Свободным миром»!
Сегодня экономика Россия базируется в основном на поставке природных ресурсов за рубеж. Но даже такая деятельность имеет мнимый экономический характер: ведь средства, которые получает Россия, большей частью остаются в западных банках, работая не в российской, а чужой экономике. Размещение Стабилизационного фонда России на Западе отвечало интересам именно западной экономики.
Политическая и бизнес-элита России уже сделали выбор в пользу Запада: там ими покупаются недвижимость и активы, их дети и семьи уже переехали туда. Элита готова в любой момент покинуть бесперспективную для неё Россию. Поэтому у России пока нет реальных шансов на восстановление промышленности и науки.
Но мы не призываем обижаться на Запад и возмущаться. Нам следует правильно оценить происходящее и определиться, что же делать дальше для пользы христианского мира и нашей России.
4. Развитие экономики России как неотъемлемой части экономики христианского мира. В настоящее время очевиден полномасштабный и затяжной мировой экономический кризис экономики западных стран. Не случайно, что возрастает понимание порочности игнорирования христианских ценностей ради модных, но неконкретных идей («общечеловеческие ценности», «права человека», «мультикультуризм», «толерантность»). Кризис показал, что общество не может позволить себе отказа от христианства без последствий.
Запад сам довёл себя до кризиса. После поражения СССР в третьей мировой («холодной») войне США стали доминировать во всех сферах мировой деятельности. Эйфория от политических успехов и отсутствие серьёзных противников на мировой арене, погоня за прибылью и дешёвыми трудовыми ресурсами привели США и их союзников к значительному снижению объёмов собственного производства. Запад стал развивать экономику потребления и развлечений. Приоритетными для развития стали сферы услуг и финансовых операций. В погоне за прибылью многие западные корпорации необдуманно перевели производство промышленной и высокотехнологической продукции в страны азиатского региона. Это привело к росту экономического потенциала Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Двадцать лет назад началось новое глобальное противостояние. На этот раз - между Западом, во главе с США, и странами, которые не находятся под прямым политическим и военным влиянием США. Это - часть арабского мира, Иран, Китай, некоторые страны Южной Америки, в дальнейшем, возможно – Индия и Пакистан. После победы над советской империей США реализуют новые направления своей внешнеполитической деятельности. Составной частью этой стратегии является организация военных конфликтов по всему миру. Фактически, сегодня мы наблюдаем начальный этап уже новой, четвёртой мировой войны, цель которой – окончательный передел мира в пользу США и его союзников.
Вот теперь Запад осознал, что утрата его экономического превосходства над странами Азии (Индией и Китаем) может иметь тяжёлые последствия. Сегодня, когда стратегическое положение и перспективы Запада сильно усложнились, ему уже невыгодна слабая России. Потому Запад неминуемо пересмотрит своё отношение к России, которая будет ему нужна как союзник. И Россия должна своевременно довести до Запада мысль, что для полномасштабного сотрудничества России нужна экономика, промышленность и наука мирового уровня. И эта тема должна стать главной в диалоге России с США и Европейским союзом.
Нам сегодня надо позаботиться о будущем страны. Ведь слабая Россия, обладающая колоссальными природными богатствами и являющаяся крупнейшим поставщиком энергоресурсов, будет привлекательна добычей для сильных игроков в глобальном противостоянии мировых экономик. В ходе четвёртой мировой войны любая из противостоящих сторон может нанести по нам удар хотя бы ради того, чтобы не допустить противника к природным ресурсам России. Это вполне возможный сценарий, который, увы, уже был осуществлён в Ираке и Ливии.
Однако создать новые подходы к экономике непросто. Выработка новой экономической модели или принятие любого экономического решения в наше время не имеет правильной мировоззренческой основы. Ведь общественные теории также пришли в упадок, как коммунистические теории, так и теории капитализма и капиталистического общества (свободных рынков, частной инициативы). А все общественные теории последних десятилетий слишком абстрактны, никак не связаны с христианством и экономикой: «общечеловеческие ценности», «права человека», «мультикультуризм», «толерантность» и т.д. Их внедряют безответственно, без проведения анализа их экономических и социальных последствий, и потому не случайно они имеют в основном разрушительные последствия для экономики и общества. Потому эти идеи жёстко и справедливо критикуются.
Если США проиграют в новом глобальном противостоянии, то последствия могут быть непредсказуемо тяжёлыми и для всего христианского мира. Но стоит ли России становиться союзником Запада, не оговорив заранее все условия стратегического партнёрства?
И тут Россия должна выступить с продуманными инициативами, обращёнными к чувствам и разуму Запада, а также его озабоченности за своё будущее. Необходимо найти аргументы, понятные Западу, т.е. темы экономики и религии. Собственно, это уже обсуждается и в самих США. Набирает влияние политическое движение “Tea party”, которое выступает также за возвращение к христианским ценностям, исторически положенным в основу США. Надо получить поддержку таких влиятельных сил на Западе, которые оценят пользу сотрудничества с новой, христианской Россией.
Россия должна своевременно разработать свои предложения по более активному участию в мировой политике и мировой экономике. Начать надо с диалога о перспективах экономического сотрудничества между христианами Запада и России. Этот диалог будет наполнен конкретным экономическим содержанием, поскольку многие разногласия даже между различными религиями имеют очевидный экономический характер.
Историческая, культурная, религиозная общность с США и Европой привела к возвращению послевоенной Германии в европейское экономическое, культурное и промышленно-технологическое пространство и превращению из злейшего врага в союзника и партнёра. Это же сегодня надлежит сделать и России. Сегодня наиболее перспективным является тема единого христианского экономического пространства в рамках христианской экономики. Россия должна стать частью христианского мира, в том числе христианского экономического пространства.
В соответствии с «планом Маршалла» Запад оказал Германии, в основном, финансовую помощь. Сейчас для экономики важнее, чем финансы, являются технологии и производственные фонды, специалисты, рынки сбыта. Поэтому надо заранее определить формы сотрудничества с Западом.
Актуальные задачи на сегодня таковы:
1. Сделать Россию полноправным участником христианского экономического пространства;
2. Нивелировать для России негативные последствия поражения СССР в третьей мировой («холодной») войне;
3. Определить перспективы и место России в мировой экономике и мировой политике.
Во-первых, Запад должен прекратить неконструктивную политику по дестабилизации и окончательному развалу экономики России и перестать поддерживать подрывные элементы.
Во-вторых, следует выдвинуть и обосновать идею христианского экономического пространства. Запад должен проводить в отношении России только комфортную экономическую политику.
В-третьих, в рамках христианского экономического пространства существует единое технологическое пространство. Для создания современной экономики необходимо получить современные оборудование и технологии. Теперь, когда монополия Запада на новые технологии утрачена, нет смысла ограничивать поставку технологий в Россию. Например, для привлечения инвестиций планируется создание в Москве Мирового финансового центра. А для привлечения и разработки новых технологий целесообразно развивать не только Сколково, но и отраслевые центры. Необходимо ставить перед собой самые грандиозные задачи, например, создать Мировой центр железнодорожных технологий, как это предлагает известный российский учёный профессор С.Е.Ададуров из ОАО «НИИАС».
В-четвёртых, предоставить прогрессивно мыслящим и действующим российским христианским экономистам информационные каналы для формирования нового взгляда Запада на Россию и её народ. И для этой деятельности в России нужны, в частности, христианские англоязычные экономисты. Важнейшим направлением их деятельности должна стать работа в мировом информационном пространстве. Необходимо предоставить прогрессивно мыслящим и действующим российским христианским экономистам информационные каналы для формирования нового взгляда Запада на Россию и её народ. Отстаивая интересы России, они могли бы работать с западными партнёрами, не теряя собственной ментальности.
Сотрудничество России с Западом будет возможным только тогда, когда сама Россия четко обозначит своё отношение к христианским ценностям, своё искреннее стремление установить исторически надёжные отношения с христианским миром и будет сама искать пути диалога с Западом.
Апрель 2012 г.
Эдуард СЕМЁНОВ, православный экономический аналитик
Александр ЛЕБЕДЕВ, кандидат философских наук
|