Андрей Любавин писал(а):
... здесь несогласие Типикона и Канонов.
Или - что вероятнее - чья-то не совсем точная трактовка цитируемых Вами канонов, наводящая, в результате, на мысль о таковом несогласии (вспомним, как писал Вальсамон: «одни толковали так, а мы иначе»)…
Да и не может ведь быть такого, чтобы единое, по своему божественному наполнению, Предание Церкви разделилось само в себе, так чтоб об одной и той же вещи Устав повелевал нам одно, а Каноны нечто другое. В противном случае Церковь была бы уже не Церковь, а, скорее,
дом, разделившийся сам в себе (Мф. 12, 25),- что, опять же, невозможно!
Но и святые Отцы, начиная от самых древних времен, совершая приношения, далеко не каждого находящегося при этом в храме богомольца, сподобляли причащения, вопреки утверждению некоторых современных богословов о том, будто бы по факту наличия в Евхаристическом каноне Христовых слов:
ядите… и пийте от Нея вси, на всякой литургии возглашаемых, все-де присутствующие на службе причащались. Именно таково, утверждают эти богословы, назначение литургии, чтобы все пришедшие на неё причащались, поскольку Сам Господь сказал:
вси… Что и говорить, мысль и впрямь привлекательная, отчего и не удивительно, что многие последовали за ней. Говорят, в некоторых приходах теперь проникнувшиеся ею батюшки сделались настолько «добрые», что приглашают к Чаше даже незнакомых им людей, лишь бы те замечены были на службе; причем, не спрашивая, готовился человек или нет, был ли вчера на вечернем богослужении, читал ли положенное правило и читает ли вообще ежедневные молитвы, не говоря уже о необходимости поста и исповеди. И действительно данные приходы разрастаются, людей в них становится всё больше и больше, приезжают даже из соседних областей. Налицо – «возрождение» духовной жизни и аж-таки «торжество» Православия!
Однако вот что говорит об условиях участия в Евхаристии сам составитель Божественной литургии, святитель Иоанн Златоуст,- уж кому, как не ему, согласитесь, знать истинный её смысл и то, что всё-таки значит на ней столь заманчивый для многих возглас «вси»:
Да не будетъ здесь ни одного Iуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученикъ Христовъ, то пусть такой удалится; трапеза не допускаетъ теxъ, кои не изъ числа учениковъ. Ибо со ученики Моими, говоритъ Христосъ, сотворю Пасху (Матф. 25, 18)…
Не долженъ приступать сюда ни одинъ безчеловечный, ни одинъ жестокiй и немилосердый, ни одинъ нечестивый…
Ибо приступающiй во гpеxaxъ хуже беснуемаго. Беснуемые не наказываются потому, что они беснуются, а приступающiе недостойно предаются вечному мученiю…
Никто не долженъ приобщаться, если онъ не изъ числа учениковъ Христовыхъ. Никто не долженъ принимать дары, подобно Iуде, дабы не потерпеть участь Iуды…И, как бы подытоживая сказанное, говорит о себе самом:
Cкopеe предамъ душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойнаго, cкopеe пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно.
(Из 82-й беседы на Евангелие от Матфея.)Вот тебе, добрый батюшка, и «вси»!
Замечательны также, в этой связи, советы позднейших Отцов Церкви, т. е. наиболее близких к нам по времени.
Так в 1869 году преподобный Амвросий Оптинский писал некоторой женщине, сильно скорбевшей о неверии своего сына и испрашивавшей совета об упорядочении собственного духовного настроя:
По заповеди церковной, православные христіане должны пріобщаться св. Таинъ во все четыре поста; а однажды в год пріобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугомъ великимъ Вамъ же советовалъ бы я пріобщаться кроме постовъ и въ большіе промежутки, какъ, наприм., между Успенскимъ и Рождественскимъ постом (
Собрание писем блаженной памяти иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад. 1908. С. 185. Письмо 191).
Святитель Феофан, на которого, кстати, любят иногда
облокачиваться сторонники современного супер-частого приобщения (дескать, он тоже всем велел, чтобы
почаще), в одном из писем, написанным буквально за 3 недели до смерти, говорит о причащении:
Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу ... разумею - говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство (
Собрание писем. Вып. 3. М., 1898. С.177. № 500).
И даже праведный Иоанн Кронштадтский, на которого, кажется, ещё больше опираются современные частопричастники, действительно много рассуждая в своих дневниках о благостях частого приобщения, тем не менее, оговаривается, что
не всякому праздношатающемуся, живущему без труда или преданному житейским страстям можно приступать, ибо многие могут приступать легкомысленно, по привычке. К св. причащению нужно всегда искренно готовиться молитвою, воздержанием, покаянием (
Сергиев И., прот. Размышления и наставления о покаянии и причащении. СПб., Иоаннов женский монастырь, 1909. С.27)… И ещё добавляет:
Да не допускают иереи пьяниц, прелюбодеев, убийц, татей до понесения ими епитимий и до исправления их (
там же. С. 34).
Наконец, и святитель Игнатий Брянчанинов - «Игнатие богомудре», как отзывается о нём сама наша Церковь!- поясняет в одном из писем к родной сестре:
Не то важно, чтобы приобщаться часто, но чтобы приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу,- и ссылается при этом на пример преподобной Марии Египетской, всю свою многолетнюю пустынную жизнь готовившейся к достойному приобщению (
см. Полное собрание творений святителя Игнатия Бранчянинова. Т. VIII. М., 2007. С. 537. № 16).
На этом святоотеческом высказывании, как нельзя лучше, кажется, подводящем итог разбираемого нами вопроса, можно, пожалуй, и закончить данный краткий экскурс в церковное учение о причащении Святых Христовых Таин.
Нельзя же, дорогой Андрей, в самом деле, допустить, что и мнения вышеперечисленных святых Отцов, так же, как и указания Типикона, относительного главнейшего церковного Таинства, не согласны в чем-то с Канонами?