Ну вообще-то, здесь есть что обсудить. Автор темы исходит из призумпции - традиция всегда права. Автор темы навлек на себя юмористический гнев, не понимая того, что нужно или разъяснять свои символические метафоры, или быть уверенным, что его ассоциации с этими метафорами имеются и у собеседников. Речь же здесь вот о чем: о разных методиках обучения начальной грамоте - старинной и современной, что автор назвал символически соответственно азбукой и букварем. Автор уверен, что старинная методика лучше. Он, однако, затронул далеко не все вопросы. Он утверждает только одно - надо чтобы буквы имели осмысленные названия, начинающиеся с них. Дескать тогда обучение буквам будет тем самым обучать и смыслу тех слов, которыми они названы. Это утверждение ни на чем не основано, смысл слов достаточно конкретизировать и разъяснять (расширяя и уточняя их обыденное употребление) в самом переложении их на последовательность букв. И смею предположить, что вовсе не с такой целью в старой методике буквы имели осмысленное название.
Попытаюсь разъяснить этот вопрос более подробно. Предворительно напомню всем хорошо знакомые вещи, а именно, как трудно было простым людям в старину постигать грамоту. Вот ведь Преподобный Сергий Радонежский только чудом Божиим так сказать получил доступ к уразумению. Иоанн Кронштадтский свидетельствовал, что нечто подобное было и с ним. Он разъяснил и причину. Так вот даже во времена Иоанна Кронштадтского грамоте учили так. Сначала учили названия изображений букв как таковых (Аз, Буки, Веди и т.д.), совершенно не отождествляя буквы непосредственно со звуками. Это отождествление должна была сделать ассоциация с начальными звуками названий. Затем учили как звучат соединения букв в слоги "Глагол и Аз будет га". Как бы не осознавался конкретный алгоритм конструирования "га" из Глагола и Аза, просто заучивалось звучание различных слогов как таковых. Это возможно хорошо для людей с преобладанием зрительного, художественного, ассоциативного мышления (каковы видимо в значительной части были грамотеи Византии), но не для практических людей (крестьян, ремесленников, купцов), склонных к конструктивному мышлению, то есть к складыванию простейших элементов по понятным правилам. И вот, если крестьянский сын или даже купеческий учится по старой методике, только некое чудо озарения, соотнесение букв со звуками, дает ему ключ к свободной грамотности. Нынешняя методика с самого начала связывает буквы со звуками, делая возможном конструирование слов из букв, понимание конструкций. Для всеобщей грамотности это безусловно более эффективная методика, так что не все, что старинное, то лучше.
|