Александр Робертович писал(а):
Жду.
В принципе, тут распространяться особо не стоит. Всё и так уже написано почитайте того же Севастьянова:
«Куколки» и «бабочки» русского национализма.
Два стана.
Отрадное явление в отечественной публицистике — обвальный рост публикаций, связанных с русской темой. Можно констатировать, что русское общественное сознание, погруженное в анабиоз при Советской власти, наконец-то проснулось и озаботилось будущностью своего народа. Уже не только для молодежи, настроенной естественно-националистически, но и для поколений, отравленных интернациональным советским воспитанием, стало ясно, что наличие в мире и в России каких угодно народов и племен не исключает для нас, русских, изучения и решения собственных проблем, выражения и защиты собственных прав и интересов. Рост русского самосознания налицо. Период раскачки закончился и дискуссия разворачивается полным ходом.
Национальное самосознание русских, преодолевшее начальную фазу национального инстинкта и оформленное теоретически, именуется русским национализмом (в хорошем смысле слова, разумеется). Его становление — мейнстрим сегодняшней общественной мысли, самая свежая интеллектуальная мода.
Вполне понятно, что этот отрадный в целом процесс сопровождают своего рода болезни роста.
Для того, чтобы бабочка могла появиться на свет, она должна преобразоваться в самое себя из куколки и пробить ветхую оболочку. Вот именно такое явление мы сегодня и наблюдаем, когда русская мысль, с одной стороны, демонстрирует во всей красе полный компендиум
реанимированной дореволюционной «русской идеи», отреставрированный и отлакированный в соответствии с требованиями современного рынка идей (та самая куколка в ветхой оболочке). А с другой — настойчиво пытается преодолеть это устарелое наследие и свершить предначертанный метаморфозис, чтобы предложить
новое, современное прочтение русского национализма (та самая бабочка), соответствующее духу времени и новым задачам, вставшим перед русским народом.
Вот этот водораздел между
консерваторами и
новаторами[ они же - национал-демократы, "новые правые"-А.Т.] и определяет весь нынешний русский националистический дискурс, расставляя идеологов по разным лагерям.
Назовем их условно лагерем «Куколки» и лагерем «Бабочки»[ в более устоявшиеся терминах лагеря "старых правых" и "новых правых", национал-демократов -А. Т.].
Если резюмировать кратко, у консерваторов в лагере «Куколки» ["старых правых"]популярны такие, как им кажется, константы русской национальной жизни, как
1)имперское устройство государства (в своеобразном русском варианте «
неправильной империи», когда не метрополия эксплуатирует провинции, а ровно наоборот),
2)православная вера,
3)а самое главное —
определение русскости не по крови, не по общности происхождения, а по неформальным критериям, набор которых может варьировать.
На этом сходятся все консерваторы, опирающиеся на труды Соловьева, Ильина, Трубецкого, Солоневича и других корифеев «русской идеи» XIX — первой половины ХХ вв.
Самое полное и последовательное современное изложение консервативной концепции — это увесистый 864-страничный том «Русской доктрины» (М., Яуза-Пресс, 2008 см.
http://www.rusdoctrina.ru/index.php?subject=4), над которым трудилось свыше ста авторов и экспертов. Понятно, что анализ прошлого всегда дает более консолидированный результат, чем прогноз будущего. Поэтому указанный труд правомерно считать «завершением старой России», объединившим вокруг себя множество добровольных душеприказчиков, радеющих о возвращении к тому, что кажется им основой радостного былого.
В лагере «Бабочки» все вышеназванные консервативные константы не пользуются никакой популярностью. Более того: вызывают отторжение у новаторов, считаются пережитком
самоубийственного для русских имперского варианта, возврата к которому нет (исторически) и не должно быть (онтологически). Для них характерны постулаты обратные по смыслу.
1)Определение русскости по крови безотносительно к религиям и идеологиям,
2)реабилитация дохристианского родноверия [славянский нативизм или по крайней мере светский характер идеологии-А.Т.],
3)переход от империи — к русскому национальному государству[ о ценности национальном государства среди "новых правых"можно говорить только применительно к националистам - А. Т.]:
таковы константы, служащие совместной платформой для «Бабочек», оценивающих перемены, произошедшие с миром и Россией за последние сто лет как радикальные и необратимые, требующие полного отказа от старых парадигм и выработки новых.
«Куколки» зачастую именуют себя националистами. Однако, поскольку для них
1)приоритет государства Россия по отношению к русскому этносу является безусловным,
2) русская нация есть понятие внеэтничное,
такая самоквалификация не выдерживает критики. Консерваторов, в том числе соавторов и единомышленников упомянутой «Доктрины» надо правильно называть, конечно, не
националистами, а
патриотами.
Ибо Россия для них есть высшая цель, русский этнос — средство. Такова консервативная традиция.
Напротив, «Бабочки», для которых фундаментален постулат «нация — первична, государство — вторично», а
нация понимается как фаза развития этноса, то есть как биологическая общность, вполне заслуженно могут именоваться националистами в самом точном смысле слова. Ибо для них
высшей целью является русская этнонация, а государство Россия — лишь средство к ее процветанию.Предтечей национализма в русской традиции считается М. О. Меньшиков, наследие которого тщательнейшим образом замалчивалось в СССР вплоть до 1990-х гг.
Но далее названной платформы
среди новаторов никакого единства не наблюдается. Что вполне естественно: ведь будущее, которому еще только предстоит состояться, кажется неизмеримо амбивалентнее, чем прошлое, которое уже состоялось и не может быть изменено. Неудивительно поэтому, что если в лагере «Куколок» царит относительное единство и взаимопонимание, о чем, в частности, говорит количество трудившихся над доктриной, то в лагере «Бабочек» царит жестокая борьба на выживание.Результатом является
временное сосуществование ряда доктрин, концепций, конкурирующих между собой."
[ "новые правые" националисты типа Севастьянова, К. Крылова,
"этносепаратисты-конфедералисты" типа Хомякова, Широпаева
"панрасисты" типа П. Тулаева, Б.Авдеева - А.Т.]
Александр СЕВАСТЬЯНОВ