О старце Нектарии:
+++++++++++++++++++
Преподобный разъяснял символы пеликана и феникса: "Пеликан кормит своей кровью птенцов - это символ Божественной благодати. Феникс предчувствует, что приближается смерть его. Тогда он собирает в кучу щепочки, веточки и садится на нее. От жара его тела развивается такая теплота, что костер зажигается и сам он на этом очистительном костре сгорает, и тогда очистившись в огне, из пепла он возрождается вновь в юности и красоте".
Об этом очистительном духовном пламени рассказал, однажды, старец Нектарий, по-своему истолковывая роман английского писателя Хаггарта "Она".
В фантастическом романе этом рассказывается о волшебнице, жившей несколько тысячелетий и сохранявшей молодость и красоту, потому что она окунулась в пламенный источник жизни, сокрытый в горной пещере. Полюбив обыкновенного юношу, она захотела дать такую же красоту и бессмертие своему избраннику и, когда тот испугался огненной волны, дерзновенно вошла в нее вторично, чтобы показать, что пламя это безопасно, и была наказана мгновенным превращением в дряхлую старуху и смертью.
Преподобный подробно изложил историю таинственной и недосягаемой пещеры, где время от времени раздается гром, потом треск, а потом вырывается необычайный свет и, кто входит в этот свет, получает молодость и красоту. "Хаггарту было попущено дать надписание в мир, чтобы часть знания об этом свете была в мире". Слушатели недоумевали и вечером спрашивали друг друга: какой общий смысл этого батюшкиного поучения? На утро, когда они пришли к старцу на благословение, тот встретил их словами: "Общий смысл: "Господи!" - раздается гром; "Иисусе Христе" - треск; "Сыне Божий" - появляется свет; "Помилуй мя, грешного!" - душе, если она хочет (тут есть полная свобода), позволяется вступить в этот свет и получить в нем обновление, а состариться душа может в одну неделю, а иногда и в один день. Бывает, что Сам Свет приходит к человеку. Так Мария Египетская рассказала Зосиме. Она лежала, как труп, в пустыне, и к ней явился таинственный тихий свет".
В этот же день вечером старец говорил: "Человек принадлежит двум мирам - видимому и невидимому. Человек состоит из тела физического, душевного и духовного - умного. Тело дано ему для удобства - спутником душе, чтобы обращаться в видимом мире. Мир видимый отражается в мире невидимом и обратно. И такая пещера, о которой рассказал писатель, существует в сердце человека, только не каждому человеку дано спуститься в эту пещеру. Бывают люди, которые никогда туда не спускаются, ибо она окружена всяческими опасностями и обрывами. Гром раздается для устрашения нечистых духов, а иногда и самой души. Треск - явление Спасителя, ибо как бы разъялся видимый привычный мир. А когда вспыхнет свет, душе дозволяется в него войти не один, а даже несколько раз, и она получаете молодость, красоту и бессмертие. "Она" романа Хаггарта потеряла эти дары, войдя вторично неблагоговейно, в доказательство, что этот огонь не опасен, а он и сжигает этот огонь". Старец заповедал ученикам своим никогда самовольно не заниматься Иисусовой молитвой; он говорил о ней: "Знай, что сначала тебе будет очень тяжело и трудно, ведь надо войти в свою душу, а там такой тебя встретить мрак, и только потом, не скоро, забрезжит свет, и надо ждать, и принять много скорби".
Преп. Нектарий много, с любовью, говорил о молитве. "Молитвой, словом Божиим всякая скверна очищается. Душа не может примириться с жизнью и утешается лишь молитвой. Без молитвы душа мертва перед благодатью.
Многословие вредно в молитве, как апостол сказал. Главное - любовь и усердие к Богу. Лучше прочесть один день одну молитву, другой - другую, чем обе зараз. Одной-то будто бы и довольно!"
Это не значит, что старец ограничивал молитвословие или ежедневное правило одной молитвой. Он говорил о мере новоначальных, которые имели силу сосредоточиться только на одной молитве, а другие читали рассеянно. Это снисхождение к немощи, что старец и пояснил дальнейшим примером. "Спаситель взял себе учеников из простых безграмотных людей. Позвал их - они все бросили и пошли за Ним. Он им не дал никакого молитвенного правила - дал им полную свободу, льготу, как детям. А Сам Спаситель, как кончал проповедь, уединялся в пустынное место и молился. Он Своих учеников Сам звал, а к Иоанну Крестителю ученики приходили по своему желанию - не звал их Креститель, а к нему приходили. Какое он им давал правило, это оставалось прикровенным, но молиться он их научил. И вот, когда ученики Иоанновы пришли к Спасителю, они рассказали апостолам, как они молятся, а те и спохватились - вот ученики Иоанновы молятся, а наш добрый Учитель нам ни полслова не сказал о молитве, и так серьезно к Нему приступили, как бы с укором, что, вот, ученики Иоанновы молятся, а мы нет. А если бы ученики Иоанновы им не сказали, то они бы и не подумали об этом" (это последнее заметил старец, поглядывая на одну послушницу, которая попросила у него молитвенного правила, узнав, что другим ученикам старец такое назначает). "А Спаситель им сице: "Отче наш". И так их научил, а другой молитвы не давал.
Есть люди, которые никогда не обращаются к Богу, не молятся, и, вдруг случается с ними такое - в душе тоскливо, в голове мятежность, в сердце грусть, и чувствует человек, что в этом бедственном положении ему другой человек не поможет. Он его выслушает, но бедствия его не поймет. И тогда человек обращается к Богу и с глубоким вздохом говорит: "Господи, помилуй!" Казалось бы, довольно мы в церкви говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: "Господи, помилуй!", и за них говорит это Церковь. И Господь слышит и сначала чуть-чуть благодать, как светоч, а потом все больше и больше, и получается облегчение".
Одному духовному сыну преподобный сказал: "Аз возжегох вам светильник, а о фитиле вы позаботьтесь сами".
О шестопсалмии: "Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу-Отцу".
Преподобного спрашивают, как молиться о тех, о ком неизвестно, живы ли они? "Вы не ошибетесь, если будете молиться, как о живых, потому что у Бога все живы. Все, кроме еретиков и отступников. Это мертвые. Так, если угодно, и поминайте о них, как мертвечине".
"Вот вам наказ: когда готовитесь к святому Причащению, поменьше словесности и побольше молитвенности".
|