Н.Гудрик-Кларк:
АРИОСОФИЯ И АДОЛЬФ ГИТЛЕР
Реакционные политические мотивы и революционное
мировоззрение различных арманистов, ариософов и
рунических оккультистов вполне допускают сравнение с
идеями национал-социализма.
Влечение арийских
оккультистов к нацизму уже было отмечено: в 1932 Ланц
фон Либенфельс писал "Гитлер - один из наших
учеников", а Вернер фон Бюлов и Герберт Рейхштайн
аплодировали Третьему Рейху в своих журналах.
в какой
мере ариософия действительно повлияла на нацизм.
Какие-то ответы, проясняющие эту проблему, уже были
здесь даны.
Происхождение ранней нацистской партии,
ее отношения со спонсорами, с печатными органами,
символикой восходят к Обществу Туле и
Germanenhorden, а следовательно, в итоге - и к идеям
Гвидо фон Листа.
Гитлер родился в Браунау-на-Инне, прибрежный город
на австро-баварской границе, В 1889.
Впечатляющее барокко католической культуры
этого старого духовного центра было зримо выражено в
соборе, церквах, монастырях и городских часовнях; здесь
повсюду можно было встретить духовных лиц, а
литургические праздники были великолепны.
Это влияние должно было еще
углубиться благодаря обучению в школе бенедиктинского
монастыря в Лимбахе с 1897 по 1899. Говорят, что здесь
Гитлер был счастлив, принимал активное участие в служ-
бах и праздниках церкви, определявшей лицо этого го-
рода.
На своих рисунках между 1906 и 1913 гг. он часто
изображал деревенские церкви, монастыри и памятники
духовной архитектуры Вены, что также свидетельствует
о привлекательности для него католической церкви и ее
тысячелетнего господства на австрийской родине.
Глубо-
кая погруженность в католическую культуру могла также
предполагать и восприимчивость его воображения к ду-
алистическо-утопическим идеям ариософии.
Годы, прожитые в Линце (1905-1905), были для
Гитлера менее удачными здесь
Гитлер познакомился с национализмом и пангер-
манизмом.
Учитель истории Гитлера, доктор Леопольд Потш
(Putsch) был известен в нескольких националистических
ферейнах; он рассказывал мальчикам об эпических
периодах немецкой истории и при помощи волшебного
фонаря показывал им нибелунгов, Шарлеманя, Бисмар-
ка, установление Второго Рейха.
Гитлер всегда любил
эти уроки истории и его вера в "Германию" как ма-
теринский символ романтической сущности народа воз-
можно ведет начало от этих школьных занятий в Линце.
Эта ранняя фиксация на матери Германии,
позже перешедшая в контекст манихейских идей и пред-
ставлений о золотом веке, отзывалась эхом и в творчестве
Листа и Ланца фон Либенфельса.
В более зрелом возрасте Гитлер самостоятельно
отправился в Вену с тем, чтобы продолжить там изучение
искусства, но он не смог поступить в Академию Изящных
Искусств.
После первой неудачи в октябре 1907 и после
смерти матери, случившейся в то же Рождество, Гитлер
вернулся в Вену в феврале 1908 для того, чтобы частным
образом изучать искусство и жить на крайне скудные
средства.
Вместе с Августом Кубичеком, его детским
другом с Линца, он бродил по галереям, осматривал
памятники архитектуры, слушал оперы Вагнера вплоть
до лета.
В ноябре
1908 он ушел с квартиры, которую они вместе снимали
и с тех пор жил один. За жеманной бедностью пришла
нищета. Теперь Гитлер узнал другую сторону жизни
в городе. Просроченная плата за комнату, переполненные
бесплатные столовые, грязные ночлежки, ужасные
улицы, кишащие иностранными иммигрантами из
провинций, евреи с их странной одеждой и странными
привычками, - все это представляло для него падший
мир.
Благодаря его неудачам Вена и многонациональная
империя Габсбургов теперь выглядели для него полной
противоположностью сказочного образа матери Германии
и ее чистой национальной культуры.
В таком настроении
Гитлер мог быть весьма чувствителен к простым формам
манихейского дуализма: делению на черных и белых,
героев и ублюдков, арийцев и чандалы, описанному в
Ostara Ланца фон Либенфельса.
К середине 1908 года Ланц уже издал 25
номеров Ostara и мог издать еще более 40 номеров прежде
чем Гитлер окончательно покинул Вену в мае 1913.
Ввиду сходства их идей, касающихся прославления и
охранения стоящей под угрозой арийской расы, уничто-
жения и победы над не-арийцами, установления сказоч-
ной арио-германской империи, связь между этими
людьми выглядит крайне вероятной.
В "Майн кампф"
Гитлер сообщал, что его жизнь в Вене заложила основы
его мировоззрения и что в это время он изучал расистские
памфлеты.
ранние биографы
Гитлера склонны ограничивать источники его вдохно-
вения интеллектуально респектабельными авторами,
пишущими- на темы расового превосходства и
антисемитизма; например, такими как Гобино, Ницше,
Вагнер и Чемберлен.
Австрийские ученые были первыми, кто предположил,
что Гитлер черпал материал для своих расистских
политических идей из бестселлеров Ланца фон Либен-
фельса.
Вильфрид Дэйм после войны был
психолог, имеющий особый интерес к политическим иде-
ологиям и сектантским убеждениям. написал книгу о нацизме
как извращенной религиозной системе.
в годе 1909 года состояние Гитле-
ра резко уменьшайтесь; осень и зима были наиболее
тяжелым периодом в его жизни, в это время он наскоро
отогревался в теплицах, а еду и постель искал в ноч-
лежках.
Дэйм взял интервью у Йозефа Грейнера, которого
он рассматривал как главного свидетеля жизни Гитлера
в Вене после 1908 года.
В послевоенной биографии Гитле-
ра Das Ende der Hitler-Mythos (1947) Грейнер утверждал,
что был близко знаком с Гитлером в мужском общежитии
на Мельдеманштрассе, в Вена-Бригиттенау, где Гитлер
жил с февраля 1910 до отъезда в Мюнхен в мае 1913.
31 декабря 1955 Грейнер сообщил Дэйму дополнительные
подробности о жизни Гитлера в общежитии. Он вспомнил,
что Гитлер владел значительной коллекцией Ostara, там
было по меньшей мере 50 номеров в стопке около 25
сантиметров толщиной.
Показывая копии первых серий
Ostara Дэйму, Грейнер сказал, что он помнит характер-
ный рисунок кометы на обложках самых первых номеров.
Он рассказал о жарких спорах Гитлера с его приятелем
по имени Грилл о расовых идеях Ланца фон Либенфельса.
В более позднем разговоре с Дэймом Грейнер утверждал,
что однажды Гитлер и Грилл отправились в аббатство
Heiligenkreuz, чтобы узнать там настоящий адрес Ланца.
На основании свидетельств Ланца и Грейнера можно
говорить о внутреннем основании идеологического сход-
ства между Ланцем и Гитлером.
Наиболее важным сов-
падением является их манихейско-дуалистический
взгляд: мир разделяется на свет голубоглазых и светло-
волосых арийцев и тьму не-арийских демонов, отвеча-
ющих соответственно за добро и зло, порядок и хаос,
спасение и разрушение.
Арийцы рассматривались обоими
как источник и инструмент всякого блага, аристократизма
и творческого действия, тогда как не-арийцы неизменно
связывались с порчей, разложением и разрушительными
стремлениями.
План Ланца по обеспечению расового пре-
восходства арийцев как эхом отозвался в Третьем Рейхе:
законы о запрещении межрасовых браков, уничтожение
низших рас и размножение чистокровных германцев
путем полигамии и создания материнских домов SS
Lebensborn в целях заботы о незамужних матерях, - все
это уже присутствовало в Ostara.
Но Гитлер принимал отнюдь не все аспекты идеологии
Ланца. Ланц мечтал о панарийском государстве с
правительством Габсбургов в Вене, тогда как Гитлер
презирал австрийскую династию и обращал свой взгляд
от ее расового Вавилона к материнской почве Германии.
Доктрина Ланца была насыщена элементами католиче-
ского и цистерцианского богослужения: молитвами,
причастием, идеей пришествия расово чистого мессии
Christ-Frauja, созданием общин для Ордена Новых
Тамплиеров;
разработка церемониала могла быть ма-
лопривлекательна для Гитлера, он отрицал ритуалы ка-
толицизма как изжившие себя, а нового германского
мессию позже видел в себе.
Гитлер
очень любил вагнеровские описания рыцарей Грааля и
эта симпатия вполне могла сделать его восприимчивым
к идее Ланца о рыцарском ордене, сражающемся за
чистоту арийской крови.
В период Третьего Рейха издание трудов Ланца было
запрещено, его организации, ONT и Lumenclub,
официально распущены по приказу гестапо.
Возможно
эти меры были результатом общей политики нацистов,
запрещавшей различные ложи и эзотерические группы,
но также может быть, что Гитлер сознательно пытался
уничтожить всякую связь между собственными
политическими идеями и сектантскими взглядами Ланца.
Гитлер действительно
читал и коллекционировал Ostara в Вене.
Ее содержание
помогало ему сформулировать и прояснить собственные
возникающие убеждения о дуалистической природе че-
ловечества, мирового развития, а также поддерживало
чувство возложенной на него миссии по спасению мира.
Если его знакомство с Ostara ограничилось номерами,
которые появились между концом 1908 и серединой 1909,
он должен был быть знаком с эмпирическими исследо-
ваниями Ланца о расовых характеристиках, различиях
между белыми и черными, с дискуссиями о женщинах,
феминизме и сексуальности в отдельных номерах.
Если
он продолжал собирать номера в мужском общежитии
между 1910 и маем 1913, он мог столкнуться с более
широким горизонтом манихейской фантазии Ланца о
борьбе между белыми и черными за расовое превосход-
ство. Продолжая подписываться на Ostara в Мюнхене,
он неизбежно прочитал бы о ланцевской концепции Гра-
аля как центральной мистерии арийского расового культа.
Гитлер
не видел больше номеров Ostara после своего отъезда из
Вены, он все же мог усвоить основные аспекты ариософии
Ланца: тоску по арийской теократии в форме божест-
венной диктатуры светловолосых и -голубоглазых немцев
над всеми низшими расами; веру во враждебный заговор
таких низших рас против героических германцев на про-
тяжении всей истории: апокалиптическую надежду на
пангерманский золотой век, в котором осуществится
арийское господство над миром.
Гитлер
часто упоминал о своем чтении Листа и с энтузиазмом
цитировал книги старого мастера.
В 1921 году доктор Бабетта
Штайнингер, одна из первых членов нацистской партии,
подарила на день рожденья Гитлеру эссе Tagore о
национализме. На форзаце она написала личное посвя-
щение: "Адольфу Гитлеру моему дорогому Арманенбра-
ту". Обращение к эзотерическому термину указывает на
их знакомство с работами Листа.
Эльза Шмидт-Фальк состояла в генеалогической
исследовательской группе нацистской партии в Мюнхене
в 20-е годы.
Она утверждала, что часто встречалась
с Гитлером и знала его еще по Вене. Если верить ей,
Гитлера особенно впечатляла Deutsch-Mythologische
Landschaftsbilder и он имел первое издание этой книги.
Гитлер был настолько
заинтригован захоронением винных бутылок в Карнун-
туме в 1875, что намеревался эксгумировать эту "первую
свастику" сразу после захвата Австрии;
восхищение
Гитлера перед фольклорным творчеством Листа заставило
его просить ее написать "Bayrisch-Mythologische
Landschaftsbilder" об окрестностях Мюнхена; другие
нацистские лидеры, Людендорф, Гесс и Эккарт также
читали Листа.
Лист также
осуждал фантастический всеобщий заговор Великой Ин-
тернациональной Партии против немцев и такие его
проявления как демократия, парламентаризм, феминизм
и "еврейские" влияния в искусстве, прессе и бизнесе.
Строгое деление Листом мира на арийцев и не-арийцев
соответствовало и дуалистической доктрине Ланца фон
Либенфельса. В своем проекте рестраврации ар-
манистского государства Лист подробно описал иерархию
служб, уровней власти и разделение на традиционные
административные области (Gaue), чему впоследствии
тщательно подражали vцlkisch лиги, ранняя нацистская
партия и Третий Рейх.
Лист
также мечтал о приходе пангерманского тысячелетия и
о мировой гегемонии для нового арио-германского госу-
дарства.
Гитлеру было понятно также романтическое
восхищение Листа перед древним миром арманизма, его
институтами и героическими лидерами.
Как и
в случае с Ланцем, его больше мог привлекать основной
манихейский дуализм расизма Листа, а не его оккульт-
ные традиции.
Гитлер уехал из Вены в конце мая 1913и направился
на запад, в землю своей мечты.
По прибытии в Мюнхен
его сердце сильнее забилось от образов и звуков подлинно
немецкого города. Он снял комнату в семье портного на
Шлейшеймерштрассе 34 и зарегистрировался в полицей-
ском участке как "художник и человек искусства".
Сле-
дующие несколько месяцев он потратил на освоение
баварской столицы и ее окрестностей и на зарабатывание
денег, очень неплохих для художника, рисующего поч-
товые открытки.
Многие из мюнхенских художников того
времени живы до сих пор, но никто не помнит ничего
о его деятельности до призыва в армию в августе 1914.
Нет никаких документов, подтверждающих его связь с
Germanennorden, Reichshammerbund, или другими
vцlkisch группами города перед Первой Мировой войной.
Гитлер упомянул о своем чтении
Филиппа Штауффа после ухода в немецкую армию в
1914 году. Штауфф поразил его, поскольку "открыл
глаза" на господство евреев в немецкой прессе.
Безразличие Гитлера к vцlkisch идеям, касающимся
древних немецких институтов и традиций отразилось и
в развитии нацистской партии под его руководством.
В то
время как Общество Туле и Germanennorden все же
имели в виду сложный арио-расистско-оккультный куль-
турный комплекс, организации, которые унаследовали
им, говорили уже только о проигранной войне, преда-
тельстве Германии и вели яростную антисемитскую про-
паганду.
Рудольф фон Зеботтендорф, лидер-основатель
Общества Туле и поклонник Листа, Ланца и Штауффа,
поощрял создание Политического Кружка Рабочих (PAZ)
Немецкая Рабочая Партия
(DAP) также почти не занималась культурной vцlkisch
работой. Нет доказательств, что Гитлер посещал Обще-
ство Туле.
Когда Зеботтендорф ушел из Туле после
фиаско с заложниками в июне 1919, Гитлер впервые
вступил в DAP в сентябре 1919.
Дневник Иоханнеса
Геринга о собраниях Общества упоминает о присутствии
других нацистских лидеров между 1920 и 1923, но имени
Гитлера там нет. Когда Гитлер захватил власть в DAP,
как партийный лидер, он постоянно выступал с
антисемитскими речами на публичных митингах и
уличных встречах.
В "Майн кампф" Гитлер осуждает "странствующих
vцlkisch схоластов" и служителей культа как бесполезных.
бойцов в деле борьбы за спасение Германии.
Это
отношение отразилось и его нападках на Карла Харрера
в PAZ, попытке контролировать раннюю DAP или группу
Штрассера в Северной Германии в 1920-е.
В любом слу-
чае, эта вспышка гнева отчетливо свидетельствует о его
осуждении конспиративных кружков и тайных расистских
занятий; он предпочитал прямое действие.
Эти идеи
были широко распространены в yцlkisch движении, но
достижение Гитлера в том и состоит, что он превратил
эти националистические чувства и ностальгию в
радикальное антисемитское движение, приведшее к
национальной революции и перевороту.
Похвалы Гвидо фон Листа, адресованные древним
тевтонцам, поддерживали идентичность немецкого народа
в этнически смешанных провинциях и городах поздней
империи Габсбургов.
Ланц фон Либенфельс также сна-
чала сформировал свое политическое мировоззрение по
образцу пангерманского движения Шонерера, но затем
превратил его в более универсальный тип расизма.
Их доктрины отстаивали законы гностической элиты
и ордена; расслоение общества в соответствии с расовой
чистотой и оккультной посвященностыо; безжалостное
подчинение и окончательное искоренение негерманских
меньшинств; основание великой пангерманской империи
и ее гегемонию.
Ариософия продол-
жала находить новых сторонников с момента возникно-
вения в Вене в 1890-х, вплоть до нацистской революции
в 1933. В результате эти фантазии воплотились в Треть-
ем Рейхе, который установил пангерманский порядок во
всей центральной и восточной Европе.
Призывы нацизма опирались на мощные образы,
призванные облегчить чувства беспокойства, поражения
и деморализации. Самому существованию немецкой
нации угрожал заговор евреев и их сообщников.
Социалисты, "Ноябрьские преступники" (те, кто
подписал позорный мир 1918), большевики, франкмасоны
и даже современные художники, несомненно были аген-
тами этого заговора, направленного на разрушение Гер-
мании.
Только тотальное уничтожение евреев могло
спасти немцев, могло позволить им войти в обетованную
землю. Хилиастические надежды Третьего Рейха на-
поминают о средневековом пророчестве Иоахита и оста-
вались сильной метафорой для воображения многих не-
мцев, переживших проигранную войну, тяжелые условия
мира, нищету и хаос ранней Веймарской Республики.
Почти религиозная вера в расу арийцев, мысли о
необходимом уничтожении низших рас и великолепном
будущем Германии мучили Гитлера.
Когда в 1930-х бесконечные
колонны легионеров в стальных шлемах прошли под
свастикой, демонстрируя свой воинственный дух, Гер-
мания встречала императора нового тысячелетнего Рейха.
Мечты нацистов не стали действительностью. Главное
Здание Берлина с его огромным куполом не было завер-
шено к 1950; к 1960-м не перестроили Вевельсбург как
гигантский Ватикан СС; автомобильные шоссе и желез-
нодорожные пути на Кавказ и Урал никогда не были
проложены; Западная Россия не превратилась в колонию
для немецких солдат-фермеров; племенные заводы
Lebensborn SS не произвели 150 миллионов чистокровных
немцев для Нового Ордена. Славный тысячелетний Рейх
продержался ровно двенадцать лет с момента своего про-
возглашения; военное поражение нацистской Германии
в 1945 положило ему конец.
Но даже если эти
грандиозные планы и мегаломаниакальные образы не
вышли за пределы карт, меморандумов и миниатюрных
моделей, все же Третьему Рейху удалось в достаточной
мере разрушить старый порядок в Европе; его преступ-
ления еще долго будут жить в литературе, фильмах и
памяти современников.
|