Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am Сообщения: 38018 Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
|
Евгений Юрьев писал(а): Назаров для меня не авторитет Приведу цитаты из статьи Назарова. Он в ней ссылается на работы самого Бердяева, так что у Вас претензий к нему не может быть. Эмиграция заставила многих русских либералов поправеть и уточнить свое отношение к западной демократии. В их числе был и Бердяев, написавший примечательную книгу "Новое средневековье" (Берлин, 1924). Вот его меткие суждения о демократии:
«Секулярная демократия означает отпадение от онтологических основ общества, отпадение общества человеческого от Истины. Она хочет политически устроить человеческое общество так, как будто Истины не существовало бы...». Вообще, «Органическая воля народа не может быть арифметически выражена, она необнаружима никаким подсчетом голосов... Демократия признает суверенным и самодержавным народ, но народа она не знает, в демократиях нет народа. То оторванное человеческое поколение очень краткого отрывка исторического времени, исключительно современное поколение и даже не все оно, а какая-то часть его, взомнившая себя вершительницей исторических судеб, не может быть названо народом. Народ есть великое историческое целое, в него входят все исторические поколения, не только живущие, но и умершие, и отцы и деды наши. Воля русского народа есть воля тысячелетнего народа, который через Владиміра Св. принял христианство, ...который выдвинул великих святых и подвижников и чтил их, создал великое государство и культуру... Самомнение и самоутверждение современного поколения, превозношение его над умершими отцами и есть коренная ложь демократии. Это есть разрыв прошлого, настоящего и будущего, отрицание вечности, поклонение истребляющему потоку времени».О капиталистической системе: «Много ли есть онтологически реального в биржах, банках, в бумажных деньгах, в чудовищных фабриках, производящих ненужные предметы или орудия истребления жизни, во внешней роскоши, в речах парламентариев и адвокатов в газетных статьях, много ли есть реального в росте ненасытных потребностей? Повсюду открывается дурная безконечность, не знающая завершения. Вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти. Она могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно отказалось от всякого христианского аскетизма, отвернулось от неба и исключительно отдалось земным удовлетворениям. Капитализм совершенно невозможно мыслить как сакральное хозяйство, он, конечно, есть результат секуляризации хозяйственной жизни. В этой системе нарушается истинное иерархическое соподчинение материального духовному... Мамонизм стал определяющей силой века, который более всего поклоняется золотому тельцу. И ужаснее всего, что в этом ничем не прикрытом мамонизме век наш видит великое преимущество познания истины, освобождения от иллюзий».Соответственно в программном заявлении (1925) бердяевского журнала "Путь" утверждалось: «Капиталистическое общество не менее антихристианское, чем общество коммунистическое. Борьба буржуазного общества и социалистического общества не есть борьба добра и зла, – в ней выявляются лишь две формы зла. Подлинная же борьба есть борьба Христова и антихристова духа, который проявляется по внешности в полярно противоположных образах. И русский народ и весь мір вновь с небывалой остротой стали перед задачей до конца серьезно понять и принять христианство и осуществлять его действительно и реально в жизни не только личной, но и общественной. На развалинах буржуазного общества нужно строить общество христианское, нужно воспользоваться этим благоприятным положением, а не возрождать разложившееся антихристианское старое общество. Если же мы не будем христианской правды осуществлять в жизни, то антихристианские и антихристовы начала будут все более и более побеждать. В этом смысл нашей эпохи».
В 1930-е гг. Бердяев сотрудничал в журнале "Новый град", участвуя в поисках авторитарно-корпоративных идеологов фашизма: «корпоративного экономического парламента и уничтожения парламента, основанного на господстве партий». В этом смысле Бердяев считал фашизм подлинно народно-демократическим явлением, хотя и не вполне христианским. В соответствии с тогдашними фашистско-корпоративными идеологами, Бердяев писал:
«Мір должен был бы состоять из трудовых общин, духовно скрепленных и объединенных в федерацию»; «Политические парламенты, выродившиеся говорильни, будут заменены деловыми профессиональными парламентами, собранными на основаниях представительства реальных корпораций, которые будут не бороться за политическую власть, а решать жизненные вопросы, решать, например, вопросы сельского хозяйства, народного образования и т.п., по существу, а не для политики» ("О рабстве и свободе человека". Париж, 1939).
В обосновании этого нового корпоративного строя, которырый утверждался тогда в Европе, Бердяев утверждал в "Новом граде", что «Индивидуализм капиталистического общества никогда не утверждал ценности человеческой личности и не защищал ее достоинства, он интересовался не человеком, а "экономическим человеком", потому что "экономический человек" выгоден для экономической экспансии и экономической мощи». Трудящимся предоставляются формальные политические и экономические права, но не предоставляется возможностей их осуществления, равных с возможностями богатых слоев... «Поэтому в жизни экономической свобода есть двусмысленный принцип, она легко прикрывает интересы экономически привилегированных классов».
Вывод: «Существуют ступени и градации свободы. Максимальная свобода должна быть в духовной жизни, в совести, в творчестве, в отношении человека к Богу. Но свобода ограничивается и делается минимальной по мере спускания к жизни материальной». Тем более личное самоограничение будет необходимо в переходный послекоммунистический период: «Для создания нового міра, для перехода к новому социальному строю необходимо пройти через серьезную аскезу... в противостоянии соблазнам міра, личность порабощающих» ("О рабстве и свободе человека"). Многие подобные тексты Бердяева не утратили своей ценности и в отношении посткоммунистической РФ.http://www.rusidea.org/?a=25032408
|
|