До формирования армянской письменности развивалась богатый литературный фольклор — тесно связанный с армянской мифологией. Древнеармянские легенды и эпические песни впервые были зафиксированы у армянских авторов V столетия. Древнейшие из них рассказы и былины о Хайке, Араме, Ара Прекрасном, Торк Ангехе, Артавазде, Ваагне, Тигране и Аждааке, Ерванде и Ервазе, Вишапах и так далее
Существовало богатая устная литература. Некоторые образцы были записаны и сохранились благодаря авторам V столетия. Хоренаци передает несколько ценнейших образцов античной армянской устной литературы, один из них «О царе Арташесе» воспевалось во II—I веках до н. э..
К тебе обращаюсь, прославленный царь Арташес, К тебе, победитель могучего племени храбрых аланов. Поверь словам, что скажу тебе Я, черноокая дочь аланов, И возврати мне брата. Не подобает богатырям Для утоления мести Жизни лишать малолетних наследников Таких же богатырей Или в слуг обращать их И держать наравне с рабами, Делая вечной вражду Двух вольных и храбрых народов VI—IX века Страница рукописи 887 годВ VI веке наиболее примечательным историческим трудом является «Хронография» Атанаса Таронаци. Петрос Сюнеци развивает традиции церковной поэзии. В эту эпоху жил крупнейший раннесредневековый армянский философ-неоплатоник Давид Анахт, сочинения которого образцы высокого риторического искусства[17]. С VI века сохранилась богословский сборник, известный как «Книга посланий». В нем собраны сочинения древнеармянских авторов Ованнеса Габелеанци, Мовсеса Елвардеци, Григора Кертога и др.[16]. Для истории армянской письменности века примечательны также труды Абраама Мамиконеиц.
VII век становится эпохой нового возрождения армянской историографии. Создается капитальный исторический труд Себеоса «Истории императора Иракла», Иоанн Мамикоян пишет «Историю Тарона». Эти труды являются важными историческими источниками эпохи не только для истории Армении[18]. Примечателен и тот факт, что у Себеоса впервые появляется сюжет о Хосрове и Ширин[19]. Развивается также собственно художественная литература. В конце VII века Давтак Кертог пишет свою знаменитую элегию «Плач на смерть великого князя Дживаншира» — древнейшее сохранившееся произведение армянской светской поэзии (акростих из 36 строф по числу букв в армянском алфавите). В догматической литературе важное место занимает сборник «Завет веры» созданный в 620-гг.[20] (Ован Майраванеци и другие), в него вошли антихалкидонистские произведения и религиозные песни[21]. На рубеже VI—VII веков Вртанес Кертог пишет трактат «Об иконоборчестве»[16]. В VI веке жил Анания Ширакаци, автор множеств сочинений в разных областях науки и философии[16].
Наиболее значимое произведение VIII века труд Гевонда «История Халифов», завершенный около 790 году. Развивается житейская литература («Житие Ваана Гохтнеци», 737 год). Создаются произведения богословского характера — трактаты, речи (Иоанн Одзнеци и другие).
В VII—VIII веках армянская духовная поэзия вступает в новый этап своего развития. Она характеризуется обогащением содержания и методов поэтического выражения. Один из лучших сочинении этого периода «Андзинк Нвиреалк» Комитаса Ахцеци. Духовную поэзию развивают до новой степени Саак Дзорапорци, Иоанн Одзнеци и другие. Среди поэтов VIII века встречаются также женщины — Саакдухт, Хосровидухт («Шаракан Ваану Гохтнеци»). Степанос Сюнеци, помимо духовных гимнов, пишет антихалкидонитские полемические произведения и т. д.[16].
В конце IX начале X веков Товма Арцруни создает свой знаменитый «История дома Арцруни», изложив историю всей Армении. Анонимный повествователь (Псевдо-Шапух Багратуни) пишет историю эпохи Багратидов. К IX веку относится «Истории святого патриарха Саака и вардапета Маштоца»[22]. Наиболее значимые поэты-гимнографы этой эпохи Амам Аревелци и Вардан Анеци И потом армяне специализировались еще и в исторической литратуре.
|