Евгений Жидобойцев писал(а):
Ну как чем? Хотя бы тем, что в их вероучении отсутствовали перечиленные мною протестантские "нововведения".
Но зато присутствовали свои "нововведения" вроде "филиокве" и папизма. Да и в Священное Предание у них включены латинские святые вроде Аквината. Конечно, они ближе нам в смысле учения, но они сами выкопали себе яму, отступив от традиции изначально.
Цитата:
Вещь не очень хорошая, однако уж лучше оно чем чем многочисленные секты начало которым положила Реформация.
Папство и есть секта. Чего стоят тот же Александр Борджиа и иже с ним или все эти многочисленные антипапы. А протестанты 16 века все же не то же самое, что современные баптисты.
Цитата:
С ними небезуспешно боролась инквизиция.
Ну, во-первых, инквизиция не такое уж Богоугодное дело:
Миссионерские отличия суть следующие. Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции; истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи («благотворительность»); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает «правоверие» благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия.Иван Ильин "О православии и католичестве"
Во-вторых, с собственными ересями она никак не боролась, а впоследствии лишь увеличила их.
Цитата:
В смысле союз Церкви и государства? Не вижу в этом ничего плохого.
Нет, в смысле власть римского епископа над светской жизнью людей, т.е. подчинение государственной власти церковной - это называется папоцезаризм.
Цитата:
Всего скопом и сразу?
Во всяком случае, значительной части, раз об этом писали многие современники. И ведь критика исходила не только из уст гуманистов вроде Эразма Роттердамского, но и со стороны таких ревностных христиан как известный Савонаролла.
Цитата:
Они были уничтожены только во Франции. И то не до конца.
Ну да, недобитки буржуйские)
Вообще, ты как-то неверно мыслишь - категориями "свой-чужой". Т.е. если злодеяние совершил "свой" (в данном случае тот, кто более традиционен), то это во благо, если же, например, большевики казнили в государственных интересах, то это во зло. Я думаю, это
вид гордыни - полагать, что раз мы на стороне добра, то все нами совершаемое - оправдано с моральной точки зрения - иначе говоря все дозволено. Вот на Руси такой гордыни у православных не было, у католиков была. Она-то их и сгубила окончательно, приведя к нынешнему печальному положению.
Цитата:
Жестокий век, жестокие нравы.
"Не мы такие - жизнь такая" (с) А знаешь, твоя фраза звучит не в оправдание, а в осуждение.
Цитата:
Гугеноты тоже "прославились" тем что вешали священников и монахов и вырезали живым языки. Кровь лилась с обеих сторон. Оданко не стоит забывать что причиной Религиозных войн являлась именно прозелитическая активность гугенотов.
Я это все понимаю, как и необходимость борьбы с протестантизмом, но все же
нет никакого политического и тем более морального оправдания уничтожению нескольких тысяч людей, включая детей, женщин и стариков ради государственной безопасности. Иначе, ты тот же сталинист, которому "лес рубят - щепки летят". Помнишь у Шолохова:
- Гад! - выдохнул звенящим шепотом, стиснув кулаки. - Как служишь
революции? Жа-ле-е-ешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков,
баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их из
пулемета... всех порежу! - вдруг дико закричал Нагульнов, и в огромных,
расширенных зрачках его плеснулось бешенство, на углах губ вскипела пена.Теперь открой Библию, Откровение от Луки 9 и читай, начиная с 51 стиха:
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.Ты видишь, как Господь противопоставляет ветхозаветного человека евангельскому. Это не толерастия, ибо Христос сам изгонял из храма торговцев, но мы и не звери как мусульмане, язычники или азиатские варвары.
Православие тем и отлично от католичества, что всегда было более миролюбиво. Вот тот же Ильин:
Политические отличия таковы. Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русско-православное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа митрополита и патриарха Тихона). Ее оружие — не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка были явлениями нездоровыми.
Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями — власти (светской, клерикальной, имущественной и лично-суггестивной).
Нравственное отличие таково. Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм взывает к слепо-покорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о «предписанном», «запрещенном», «позволенном», «простительном» и «непростительном». Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.Вот
тут и
тут еще можешь прочесть об отличиях Православной Руси и Католического Запада.