Для поклонников Власова, РОА, РОНА и т.д., считающих себя православными.
Канонические основания осуждения коллаборационизма.
Темой для этой публикации стала навязанная Церкви дискуссия об оценке действий власовцев, выбравших в плену путь нацистских пособников под благовидным предлогом борьбы с большевизмом ( так называемый коллаборцианизм в широком смысле слова). Надеюсь, что читателям будет интересна попытка освещения этой проблемы в церковно-правовом аспекте.
В важнейшей, основополагающей части церковного права Вселенской Православной Церкви, изложенной в "Книге Правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых Отец", обретается в числе прочих очень интересное для рассматриваемой темы 8-е Правило святого Григория архиепископа Неокесарийского Чудотворца из его Канонического Послания, написанного в 258 году. Адресатом этого Послания был Александрийский архиепископ святой Дионисий Великий, желавший узнать архипастырский опыт другого богоносного мужа в сходной ситуации вторжения иноплеменных.
Итак, это Послание есть плод осмысления Церковью исторической ситуации, очень близкой периоду Великой Отечественной Войны. Имело место нашествия варваров (германского племени готов) на ряд областей Римской империи, включая Понтийскую -- это прямой аналог действий нацистской Германии. Происходило это в середине 3-го века (с 251-го года), когда Церковь Христова была на положении гонимой языческой властью империи -- это ближайший аналог положения Церкви в довоенном большевистском СССР. Так, например, жесточайшим было гонение императора Декия 249-251 годов. Продолжая аналогию, можно указать, что внешнее нашествие и в 3-м веке, и в 20-м веке приводило к ослаблению гонения на Церковь со стороны империи. Всем известны церковно-государственные события начала снетября 1943 года, а аналогом их в древности был эдикт императора Галлиена, установивший в 261 году период веротерпимости, продлившийся около десяти лет. То есть, мы имеем весьма близкие исторические обстоятельства с теми, в которых делали свой трудный выбор пленные солдаты, офицеры и генералы Красной Армии. Ведь в середине 20-го века нападению подвергались славянские земли империи Третьего Рима, имевшей в своих пределах гонимую на тот момент Церковь Христову. Нападавшими были воистину варвары, то есть чужеземцы, носители непонятных наречий, не причастные культуре атакуемой цивилизации ( в каком смысле и понималось это слово в древности). Нас же должно заинтересовать то, что и тогда нашлись предатели из числа пленных, сотрудничавшие с варварами-захватчиками. Так вот, святитель Григорий чётко указывает, что для христиан пособничество чужестранцам в их нашествии является грехом, причём весьма тяжким. По праву близкой аналогии мы можем применять это каноническое суждение и к коллаборционистам периода ВОВ 1941-1945 годов.
Вот что гласит данное Правило:
"Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточались до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути и домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что изволят о них, купно сошедшеся. святые отцы, и прежде их Дух Святый".Всякий согласится, что соответствие обстоятельств достаточно полное. разве что способы убиения единоплеменных у власовцев были более обширные. Особо следует заметить, что в Правиле не предполагается различение, кого преследовали и убивали предатели -- христиан или язычников -- из числа своих соотечественников. Единственное обстоятельство важно для отца Церкви: попав в плен, они "участвовали в нападении", то есть решились действовать на стороне чужаков, были "с ними", "сопричислились" им, забыли своё сродство с свою принадлежность к Церкви.
Полностью статья здесь:
http://www.rspp.su/articles/09.2009/vlasov.html