Егор Ершов писал(а):
В марксистском учении об общественных формациях, ставшем, пусть и с поправками на полный провал самой коммунистической идеи, общепринятым, как-то затерялся вопрос о принципах обладания собственностью. Так вот: если посмотреть именно в этом ракурсе, то увидим, что их два: или собственность священна и неприкосновенна, владелец может расстаться с ней только или добровольно (продать, обменять, подарить, завещать), или по решению суда (назовем такой принцип принципом неприкосновенности), или собственность жалуется и отбирается некоей вышестоящей инстанцией (назовем такой принцип принципом пожалования). При этом детали и антураж могут меняться, кроме того реальная жизнь гораздо сложнее этой простой схемы, так что имеет смысл говорить не о полном господстве, а о преобладании того или иного принципа в том или ином экономическом укладе, но момент безусловно ключевой.
Важнейшей чертой феодализма является преобладание принципа пожалования, важнейшей же чертой капитализма является преобладание принципа неприкосновенности.
Все вышесказанное, кстати, нисколько не противоречит возможности феодальных порядков в колониях, а англичане так и вовсе отлично уживались с туземными феодалами колоний (тут, кстати, стоит вспомнить, на чьей территории находится большинство оффшоров, где россиянская элитка обделывает свои дела, а также где она скупает недвижимость и где предпочитает учить своих детей).
А вот и нет!!!
Сейчас как раз вспомнил.
В классическом марксизме, есть такое понятие как
"первоначальное накопление капитала". И то что вы пишите
"собственность священна и неприкосновенна, владелец может расстаться с ней только или добровольно (продать, обменять, подарить, завещать), или по решению суда" и бла-бла-бла ... это относится лишь к позднему и развитому капитализму в странах капиталистического центра.
В начале капиталистической эпохи действовал механизм "первоначального накопления капитала" типа огораживания в Англии или типа выдающегося эффективного собственника и приватизатора Френсиса Дрейка.