Еврейские национальные партии, как вся демократическая Россия, решительно осудили большевистский переворот. Даже занимавшая наиболее близкую позицию к большевикам Еврейская социал-демократическая рабочая партия (Поалей Цион) враждебно отнеслась к перевороту и потребовала передачи всей власти в стране Учредительному собранию. На заседании сионистского «мерказа» — ЦК сионистской организации России — прозвучали призывы к борьбе с «узурпаторами» и созданию «всероссийской еврейской обороны». Газета сионистского направления «Тог блат» заявляла: «В марте месяце революция была народной в полном смысле этого слова, теперь она представляет только солдатский заговор».
MICHAEL ZIONI Другой сионистский орган «Рассвет» писал: «Большевизм ведет к анархии, враждебный ко всему интеллигентному, ко всему буржуазному, он, конечно, не сможет вести столь сложный государственный механизм. Разруха неизбежна; голод и усобица; грабежи и погромы. И мы, евреи, самая слабая, самая неустойчивая и беззащитная часть многомиллионного населения России, — мы не можем не содрогаться перед столь близким и столь неизбежным будущим».
Бунд, находившийся в решительной оппозиции сионистам, на этот раз выступил в унисон с ними, решительно протестуя против насильственного захвата власти большевиками. Их представители покинули заседание Второго съезда Советов. Печатный орган Бунда «Арбетер штиме» писал:
MICHAEL ZIONI «Большевистский переворот есть безумие». Орган Еврейской народной группы, руководимой Максимом Винавером, газета «Еврейская неделя» констатировала: «Висевшая на краю пропасти Россия свалилась в бездну. Анархия проникла в центр. Правительство исчезло. Огромная страна распалась на куски, которые валяются в пыли и мусоре пронесшегося над ней большевистского урагана». Аналогичную позицию к перевороту заняли евреи, игравшие видную роль в ряде партий, и выражавшие, разумеется, не только свою, но позицию своих партий.Абрам Гоц — лидер фракции социалистов-революционеров, стал председателем Комитета спасения родины и революции и одним из руководителей вооруженного восстания юнкеров в Петрограде 29-30 октября. Газеты сообщали, что революционные солдаты и матросы с особой жестокостью расправляются с юнкерами-евреями.
MICHAEL ZIONI Сообщалось, что на Преображенском еврейском кладбище в Петрограде тысячная толпа сопровождала пятьдесят жертв большевистского переворота.Впрочем, еврейская масса не готова была протестовать против новых хозяев. Как и русская либеральная интеллигенция, немало евреев исходили из того, что большевики долго у власти не продержаться и ситуация разрешится созывом Учредительного собрания. Было немало и тех, кто стремился дистанцироваться от событий в российской столице и от радикальных ультаралевых элементов на местах, почувствовавших власть .
MICHAEL ZIONI Среди евреев было немного большевиков, значительно меньше, чем, скажем, среди меньшевиков, которые решительно осудили захват власти узурпаторами. Перепись среди членов РКП(б), проведенная в 1922 г., свидетельствует о том, что только 958 евреев вступили в большевистские организации до 1917 г., что составляло около 4% всех членов партии накануне падения царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. к большевикам присоединилось, судя по той же переписи, еще 1175 евреев. Все это были в своем абсолютном большинстве, как назвал их один историк, «нееврейские евреи» — «интернационалисты», далекие от еврейской традиции и культуры. В самом начале 1918 г. участник Третьего Всероссийского съезда Советов рабочий-еврей из Москвы на вопрос о национальной принадлежности, объявил себя «интернационалистом», указав в анкете, что «революция отменила национальности».
MICHAEL ZIONI Несмотря на весьма незначительное число евреев в партии, захватившей власть, среди высшего большевистского руководства евреи составляли около 20%. Абсолютное большинство среди них отвергали или считали несущественным свое происхождение. Они страстно желали победы мировой революции, которая окончательно покончит с разделением людей по национальному признаку. Самым известным среди большевистского руководства был Лев Троцкий-Бронштейн — пламенный трибун и организатор, будущий создатель Красной армии. Он так же, как и его товарищи других национальностей, считал себя интернационалистом. Но для всей белой и монархической пропаганды, обретшей новое дыхание в наши дни, имя Троцкого стало воплощением еврейского господства в России, еврейского характера большевистской власти.
MICHAEL ZIONI Между тем в 1918 г. большевистскому руководству не удалось найти среди евреев-большевиков, которые бы знали идиш, для того, чтобы начать издавать еврейскую коммунистическую газету. Однако большевики еврейского происхождения, ставшие в мгновение ока у кормила власти, как их русские, латышские и польские единомышленники, были фанатично преданы идеям мировой революции, пролетарской солидарности и интернационализма.
1
MICHAEL ZIONI В условиях крушения моральных норм большинства населения, еврейские массы стали объектом невиданных насилий. В кровавых погромах, в которых были зверски убиты до 200000 евреев (они происходили на Украине, Белоруссии, Молдавии и европейской части России) участвовали все противоборствующие в Гражданской войне силы, от белых до красных. Николай Бердяев вспоминал, что в разгар коммунистической революции, его сосед-еврей при встрече с ним часто говаривал: «Какая несправедливость, вы не будете отвечать за то, что Ленин русский, я же буду отвечать за то, что Троцкий еврей». Говорили, что мудрый московский раввин Яков Мазе заметил тогда, что «революцию делают Троцкие. А расплачиваются за нее Бронштейны».
|