Василий Анатольев писал(а):
Профессор Суворов Н.С. в «Учебнике церковного права» писал: «Высшей церковной властью в древней Церкви были Римские христианские Императоры; признание за русским Императором высшей правительственной власти в Православной Церкви является историческим наследием после Императоров Византийских». Профессор Суворов поясняет: «Государь Император признает святость догматов господствующей Церкви и провозглашает себя лишь блюстителем правоверия. И догматы, и правоверие определяются не Им, но церковной властью – Соборами».
Профессор Градовский в своем многотомном труде «Начала русского государственного права», изданном в 1875 году, разъясняет: «Компетенция Верховной Власти ограничивается теми делами, которые вообще могут быть предметом церковной администрации ... Права Самодержавной Власти касаются предметов церковного управления, а не самого содержания положительного вероисповедания, догматической и обрядовой его стороны».
Профессор Казанский пишет: «Положение наших Основных Законов, что Государь Император ... именно Глава Церкви, следующим образом выражено профессором Суворовым. ... «В русской Православной Церкви законодательная власть во всем, что касается устроения юридического порядка Церкви, принадлежит не в смысле только государственного placet, а в смысле внутренне-церковной правообразующей силы, Самодержавному Монарху. Ему же принадлежит верховный надзор за состоянием церковной жизни. Это не есть только государственный надзор, направляющийся к ограждению государственных интересов, но это есть вместе и церковный надзор, направляющийся к наилучшему достижению церковных задач». В отправлениях церковного суда Самодержавная Царская Власть не принимает участия, «но в чрезвычайных случаях Она есть высший источник правосудия по всяким делам и для людей всех ведомств, не исключая и духовного ... церковная власть Государя Императора есть лишь одно из проявлений государственной власти Его».
Профессор Темниковский утверждает: «Император есть носитель и орган высшей власти в Русской Православной Церкви; Его церковная власть есть ... одно из направлений высшей власти государственной» … «Смысл возглавления земной Церкви Царем заключается в том, что Он является не только симфоническим мiрским архиереем, но и единственным епископом внешних дел вселенской Церкви» для осуществления отношений земной Церкви с мiром во зле лежащем (1 Ин. 5,19), чтобы оградить народ Божий от его агрессии.
Василий, а Вы не когда не задавались вопросом в связи с какими событиями был написан профессором Суворовым Н.С. «Учебник церковного права» и издан в 1908 году? Причина одна - выход Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
"... Указ 17 апреля существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий: были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом от имени религиозных обществ, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, вести метрические книги. Указ разрешал приверженцам иноверных и инославных исповеданий преподавать своим детям Закон божий, при этом преподавание вероучения разрешалось на родном языке учащихся и духовными лицами надлежащего исповедания. Приверженцы Белокриницкого согласия и беглопоповцы стали после издания указа официально именоваться не раскольниками, а старообрядцами. Отменялись прежние ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление их на государственную службу. При этом старообрядческое и сектантское духовенство не получило того права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, каким пользовалось духовенство армяно-грегорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформатское.
Расширены были права католической и мусульманской религиозных общин. Буддистов было воспрещено впредь официально называть идолопоклонниками и язычниками.
Среди важнейших концептуальных позиций вероисповедной реформы следует отметить то, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение больше не подлежало преследованию и не должно было влечь за собой каких-либо невыгодных последствий в отношении личных или гражданских прав...".
"... Конституционная реформа напрямую не затрагивала религиозного вопроса. Седьмая глава Основных законов «О вере», определявшая принципы взаимоотношений государства, православной церкви, иноверных и инославных исповеданий, осталась без изменений. Восьмая глава — «О правах и обязанностях российских подданных» — содержала лишь одну статью, касавшуюся вопросов веры, которая гласила: «Российские подданные пользуются свободой веры. Условия пользования этой свободой определяются законом
...
Получалось, что и православный император, и «разношерстная» в вероисповедном отношении Дума, могли иметь одинаковую компетенцию в вопросах управления делами господствующей церкви».
http://www.rlinfo.ru/rip/2003/2003%20-% ... evich.htmlВот с этих позиций и надо рассматривать высказывания профессора Суворова. Вместе с тем необходимо сказать, что мнением профессора Суворова "... находилось в противоречии с трактовками других правоведов. Н. И. Палиенко считал, что, поскольку в Основных законах не говорится о какой-либо особой церковной власти российского императора, то, следовательно, он обладает лишь государственной властью. То есть, осуществляя внешнее управление церковью, император не имел права изменять, дополнять или отменять догматы веры. Пределы и нормы императорской власти в отношении церкви, таким образом, имели только религиозно-этический характер. Свои законодательные полномочия по Основным законам 1906 г. и согласно Уставу Государственной думы он осуществлял только во взаимодействии с Государственным советом. Это значит, что и государственное законодательство по отношению к церкви возможно лишь с санкции обоих этих учреждений. С такой точкой зрения были согласны и многие другие известные правоведы".
Все высказывания профессора и его учебник касался юридического права в отношениях Русской Православной Церкви с существующим правовым положением государственной власти в РИ после Манифеста 1905 года , а не богословского трактования Главы Православной Церкви.
У Церкви один Глава - Господь Иисус Христос. Все остальные поставлены на служение Им и Его власть в Церкви не может разделятся, т.к. разделенное Царство ни когда не устоит, Церковь Единая и ее "не одолеют врата ада".