Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Вс июл 27, 2025 11:18 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 104 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2009 10:05 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am
Сообщения: 14831
Алексей Тулин писал(а):
В любом случае один святой на сословие, к которому относилось подавляющее число народа - не густо.

Что за чушь? Навскидку можно вспомнить Амвросия Оптинского, Серафима Вырицкого, Василия Блаженного хотя бы.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2009 10:18 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Цитата:
а революция и последующие респрессии дали десятки тысяч исповедников и мучеников, которые предпочли отказу от христианской веры страдания и смерть

революция и репрессии также дали десятки тысяч личностей, выкидывавших иконы, сжигавших церковные книги, помогавших взрывать храмы и разорять обители. Основная масса народа отнеслась с равнодушием: сменили одни обряды.И не нужно рассказывать про "жидов-комиссаров", латышей и китайцев. Неужели народ, допустивший такой погром Церкви и надругательство над христианскими святынями, можно называть богоносцем, глубоко верующими христианами. Зачастую православие имело казённый характер.

"В церквях не проповедовали — там служили службы. Ни секунды не интересуясь догматами, крестьянин сосредоточил веру в ритуале. Это было, фактически, православное идолопоклонство — обрядоверие, как называли его церковные публицисты.
Из-под палки научившийся кланяться иконам, креститься и целовать руку священнику, русский мужик за века после крещения не продвинулся в понимании христианства. Это не моё мнение, это не «атеистическая пропаганда» советских воинствующих безбожников, это не сочинения марксистов или Народников — это оценка дореволюционных церковных православных публицистов.
«Обрядоверие, — писал автор статьи «К во-просу о веротерпимости», — душа русского простолюдина» (Странник, 1905, № 3).
«Русский народ ничего не понимает в своей религии... он смешивает бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество... Доктрины христианства ему совершенно неизвестны» (Миссионерское обозрение, 1902, т. II, с. 34).
«Наш простолюдин объят непроглядною тьмою религиозного невежества, он порою ничего не понимает ни в исповедуемой вере, ни в совершающемся перед ним богослужении» (Церковный голос, 1906, № 46, с. 1256).
«Едва ли можно найти исповедников другой религии, которые бы так плохо понимали свою ве-ру, как именно сыны православной церкви. Незнание нашим народом догматики христианства — факт, который едва ли кем будет оспариваться» (Церковно-общественный вестник, 1913, № 25, с. 2).
Товарищ обер-прокурора Святейшего синода писал в те годы, что православие в России держится лишь усилиями его казённого ведомства. Не проповедями, не тягой русского народа к христианству, а усилиями чиновников.
Если мы уйдём, писал он, просвещённое общество уйдёт в католики, а крестьяне подадутся в раскол. Ну, если под расколом понимать то самое деревенское «христианство», то всё правильно — хотя о просвещённом обществе он, право же, слишком хорошо думал!"



Цитата:
между Крещением Руси и революцией много веков и много событий

Не столь много... сознательные русские язычники встречаются аж в XVIII веке. Таким образом русская религиозная история - это с одной стороны сознательные христиане, обитавшие в городах и монастырях, принадлежавшие к привилегированным сословиям и городским слоям, с другой стороны сознательные язычники, теснимые в глушь на север и северо-восток, и основная масса - двоеверы, чьё религиозное сознание представляло сплав христианской формы и языческого содержания.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2009 10:33 pm 
Цитата:
«Едва ли можно найти исповедников другой религии, которые бы так плохо понимали свою ве-ру, как именно сыны православной церкви. Незнание нашим народом догматики христианства — факт, который едва ли кем будет оспариваться» (Церковно-общественный вестник, 1913, № 25, с. 2).
Товарищ обер-прокурора Святейшего синода писал в те годы, что православие в России держится лишь усилиями его казённого ведомства. Не проповедями, не тягой русского народа к христианству, а усилиями чиновников.


мало ли, что писал официоз, тем более, что во власти (и в Синоде) тогда подчас сидело такое дерьмо, что и говорить не хочется
если оно держалось лишь "усилиями ведомства", почему его не смогли истребить ни война, ни репрессии?
а ведь они были нешуточными и длились не один десяток лет
вот вы, Тулин, готовы защищать веру в Пеурна (или кто там у вас), когда вам будут в морду сапогами бить десять человек, держать без еды в холодной камере, отправят в лагерь лет на десять работать задаром?
а люди защищали веру, и даже худшее терпели
ловко у вас выходит - то "народ веры не знает, она держится на казенщине", а как доходит до мучеников, так "они на самом деле умирали не за это, а за язычество"
Хрущев обещал искоренить христианство на корню, различные партийцы заявляли, что "вот умрут бабки, и никакого христианства не останется"
ну и что? где та партия и где христианство?
значит, не на одних "казенных усилиях" все держалось


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2009 11:38 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Митрофан Крушеван писал(а):
Алексей Тулин писал(а):
В любом случае один святой на сословие, к которому относилось подавляющее число народа - не густо.

Что за чушь? Навскидку можно вспомнить Амвросия Оптинского, Серафима Вырицкого, Василия Блаженного хотя бы.

Амвросий Оптинский из духовного сословия. Родился в семье пономаря. Среди оптинских старцев выходцем из крестьян был только Исаакий Оптинский(Бобриков) . Остальные либо из духовенства, либо из купеческого сословия. Макарий Оптинский из дворян. Только один из 14-ти! При том, что крестьяне составляли подавляющее большинство русского народа. Что тоже является показателем. И это в ХIХ веке! Не XV веке,и тем более не домонгольской Руси.

Сословная принадлежность Василия Блаженного не известна. Родился он в Елохово. Это у самой Москвы.

А вообще, интересно пусть кто-нибудь приведёт как можно более полный список русских христианских святых из крестьян, посадских людей.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2009 11:48 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am
Сообщения: 14831
Алексей Тулин писал(а):
Амвросий Оптинский из духовного сословия. Родился в семье пономаря.

Вы хотите сказать, что деревенский пономарь никакого отношения к крестьянам не имеет?

Цитата:
Сословная принадлежность Василия Блаженного не известна. Родился он в Елохово.

Да что вы? Неужели?
Святой Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 12:49 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Цитата:
Степан писал(а):
Цитата:
Однако, основная масса народа, сельские жители были в массе своей скорее двоеверами, а не сознательными христианами. Евангелизация русского народа была весьма поверхностной. Часть из них вообще были сознательными язычниками(об этом ниже).


бездоказательное притягивание за уши

Это у вас сплошная демагогия и притягивание за уши. А вышестоящюю цитату можно подтвердить фактами.
Цитата:
Цитата:
Русский мужик простодушно называл Богами множество православных-святых: «Егорий — скотий Бог, Власий — коровий Бог, Василий Кесарийский — свиной Бог, Мамант — овечий Бог, Козьма да Демьян — куриные Боги, Зосима и Савватий — пчелиные Боги» (про «конских Богов» Флора и Лавра мы уже говорили), самым же чтимым из этих «Богов» был «мужицкий Бог, русский Бог» святой Никола.
Доходило до очень устойчивого и распространённого мнения, что «когда Бог умрёт (!!!), Никола Богом будет», до священников, не имевших понятия об Иисусе и полагавших, что Бога зовут Николой.


ну первые века два нечто такое могло быть (см., например, "Слово о полку Игореве"), а вот позже... слова выше - выдумка от начала и до конца
Это данные этнографии, записанные в 19 веке!!! :roll:
Цитата:
безусловно, среди людей неграмотных вера порой обрастает суевериями и ошибками, появляются секты
ну и что?
Ну и то. Вера была поверхностной. По форме они стали христиане, а по содержанию остались язычниками. Языческое мироощущение в большей или меньшей степени у большинства сохранилось.
Цитата:
тысячи святых, прославившихся за эти века, ничего подобного не исповедывали, а на них равнялся и остальной народ
А вы у народа спрашивал? Судя по отношению русских к церковным святыням, не особо он равнялся :)

Цитата:
Цитата:
Кого из их деревенских почитателей волновали земные дела древнееврейского фанатика единобожия и римской первохристианки, их служение «Богу Авраама, Исаака и Иакова»? Да никого.
на основании чего вы вообще эту чушь пишете?
вы знаете, по каким книгам на Руси учились грамоте? по Псалтири и Евангелию
а Псалтирь - это Ветхий Завет во всей, можно сказать, красе

Да! в каждой деревне в глуши, всех повально учили грамоте. :lol: Грамотность была уделом только городов и монастырей. И то, судя по "Слову о полку Игореве" русская средневековая литература далеко не была представлена христианской традицией.

Цитата:
Цитата:
домовые на Пасху выходили христосоваться

к кому? к вам?
к русским мужичкам

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтное издание. М., 2000.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 2001.

Павнченко А. А, Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 55.

Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003.

Цитата:
Цитата:
И в той же летописи, несколькими строками ниже: бесы ночью рыскали по Полоцку, истребляя всех, кто осмеливался выйти из дома. Те же полочане, что не покинули домов, уцелели.
То есть, церковь — не защита от бесов, а дом полочанина подданного князя-оборотня Всеслава с его языческими оберегами и «гарнизоном» домашних божков — защита!


ну, во-первых, дома тогда тоже освящались
Что не мешало ставить в них «гарнизон» домашних божков( на всякий случай, если Христос не поможет - вполне отношение к церковным святыням языческое).
Цитата:
во-вторых, там не сказано, что "церковь - не защита от беса"
Однако впечатление складывается именно такое. Там нет попыток, взять на вооружение христианские святыни( не правда ль :D отношение к церковным святыням языческое), веры в них нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 1:02 am 
Цитата:
Судя по отношению русских к церковным святыням, не особо он равнялся


и какое у него отношение?

Цитата:
А вышестоящюю цитату можно подтвердить фактами.


ну да, пара безграмотных суеверных бабок против тысяч замученных в лагерях
выискивается один пример (типа "такой-то верил в лешего") и распространяется на все население страны
это называется спекуляция и подмена
вам рассказать о почитании русскими святынь? когда сюда приезжали мощи cв. Апостола Андрея (Первозванного), очередь насчитывала десятки тысяч, я стоял в ней часов шесть или семь
и тогда было так же, и в советское время это не пресеклось
что вы этому противопоставите? блины на масленицу? гадания романтических девушек? смешно

Цитата:
Да! в каждой деревне в глуши, всех повально учили грамоте. Грамотность была уделом только городов и монастырей. И то, судя по "Слову о полку Игореве" русская средневековая литература далеко не была представлена христианской традицией.


кроме "Слова..." - что вы найдёте еще с упоминанием (я подчеркиваю - упоминанием, а не почитанием) языческих божеств?
да, в каждой деревне (почти каждой), где был приход, была и школа при нём
а города и монастыри чем вам не угодили? люди тянулись к духовным центрам, т.е. к тем же монастырям, где в трудные годы искали защиты, пропитания и духовной помощи
более того, были люди, не умевшие читать вообще, но знавшие Библию наизусть. Таков был, например, святой преподобный Нестор некнижник, чьи мощи покоятся в Киеве в пещерах
да, вот еще
может, у старообрядцев поспрошаем за "языческих богов" и "духов"? у них хорошая историческая память. Они четко знают, кто, когда из их предков какие книги читал. Может, они тоже "двоеверы"?

Цитата:
к русским мужичкам

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтное издание. М., 2000.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 2001.

Павнченко А. А, Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 55.

Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003.


т.е. академик Рыбаков признал существование домовых, раз такое написал? :D

Цитата:
Что не мешало ставить в них «гарнизон» домашних божков


ну Бог у нас один, а о чем вы сейчас говорите, мне непонятно, никто никаких "божков" не ставил, вудуизма у нас не было

Цитата:
Однако впечатление складывается именно такое. Там нет попыток, взять на вооружение христианские святыни( не правда ль отношение к церковным святыням языческое), веры в них нет.


ну если у вас нет, зачем говорить за всех?
если б мимо вас бесы бегали, вы б тоже из дома от страха не вышли


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 1:14 am 
мне никто ни разу не ответил на вопрос
вот если "славяне не приняли христианство" и "оно было навязано", почему ж это не вылилось в существенные конфликты?
вот китайцы его действительно не приняли и в ходе восстания боксеров всех христиан поубивали
где и когда такое было на Руси? не было
наоборот - тысячу лет жили и до сих пор с ним живут, синкретических верований не создали (что напрочь отметает басни о "двоеверии"), явили миру тысячи святых (китайцы - всего несколько сот мучеников, погибших в то же восстание)
че-то у вас, Тулин, не складывается
когда люди хотят соединить веры, они их недвусмысленно соединяют
так появился вудуизм - уродливый синтез христианства и языческих верований - и прочие синкретические течения
где оно в России было? а нету
более того - люди друг с другом бились за то, сколькими перстами креститься и в какую сторону крестным ходом ходить. О чем это говорит? О том, что люди книги читали, знали и держались за них порой даже чересчур сильно. А как богословие шагнуло? Сколько появилось трудов?
пережитки язычества потому так и называются, что их пережили


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 1:18 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Митрофан Крушеван писал(а):
Алексей Тулин писал(а):
Амвросий Оптинский из духовного сословия. Родился в семье пономаря.

Вы хотите сказать, что деревенский пономарь никакого отношения к крестьянам не имеет?[

Конечно имеет, но согласитесь. Одно дело происходить из семьи церковного человека, владеющего грамотой,а другое - жить где-нибудь на хуторе в лесной глуши, общаясь с "духами леса". Да и вряд ли простой крестьянин "в 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек...в 1830 г. поступил в Тамбовскую семинарию"

Цитата:
Сословная принадлежность Василия Блаженного не известна. Родился он в Елохово.

Да что вы? Неужели?
Святой Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г...[/quote] На основании каких источников делается утверждение, что Св. Василий родился в крестьянской семье? Пусть приведут. Сделают научное открытие.
На этом сайте совершенно правильно предпочли не делать бездоказательных выводов
Цитата:
Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. [1] близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны [2] в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове» [3]. Кто были родители Блаженного, Житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей [4].
http://www.spasnanovom.ru/20010231
Как бы то не было сословие, к которому относилось подавляющее число русского народа, далеко не преобладает в сонме русских христианских святых.

Вообще, Митрофан, вам задание. Приведите как можно более полный список русских святых крестьянского происхождения.
Мне самому интересно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 1:43 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Степан писал(а):
мне никто ни разу не ответил на вопрос
вот если "славяне не приняли христианство" и "оно было навязано", почему ж это не вылилось в существенные конфликты?

Сейчас о долгом и кровавом пути новой веры по Русской земле вспоминать не модно. Сейчас в моде другие авторы — кто возносит Владимира за великую мудрость, из-за которой принятие христи-анства не сопровождалось-де «социальными потря-сениями», ознаменовавшими принятие христианст-ва в Польше, Венгрии, Скандинавии.
Кто утверждает, что уже время сына крести-теля, Ярослава, было «временем очевидного расцве-та христианства» на Руси.
Тем, кто осмеливается вспоминать про «огонь и меч» киевских дружин, суровые бородатые (и не очень) публицисты пеняют за «клевету на церковь», за «повторение задов советского агитпропа» и так далее.
Я не называю ничьих фамилий, интересующийся темой читатель сам назовёт не одну и не две, да и не в фамилиях дело, право слово, не в отдельных личностях — в настроении, в моде, в «атмосфере», как говаривал Г.К. Честертон.
Между тем, задолго до октябрьского переворота писали о насильственном характере крещения и не какие-нибудь воинствующие безбожники или профессиональные революционеры, а церковные историки, зачастую сами из числа архипастырей.
«Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые — только по страху к повелевшему» (архиепископ Макарий, «История русской церкви», СПб., 1868, С. 27).
«Не желавших креститься было весьма много в Киеве, так и вообще по всей Руси.(...) Всякое правдоподобие (блаженные времена, когда исследование считалось не с «линией партии» или «историографической традицией», но с правдоподобием] — Л.П.) требует предположить, что было некоторое, а может быть, и немалое количество таких, которые остались глухи к проповеди и в глазах которых князь и бояре были отступниками от святоотеческой веры.
Одни из таких людей могли быть заставлены повиноваться угрозами или даже прямо силой, а другие, вероятно, не были заставляемы никакими средствами или искали спасения в бегстве, или сде-лались, так сказать, языческими мучениками
» (Е.Е. Голубинский, «История русской церкви», т. 1, ч. 1. М., 1901. С. 168-169).
Но ярче всего сказал об этом автор статьи «Политическая и общественная деятельность выс-ших представителей русской церкви (X-XV вв.)» в церковном журнале «Звонарь», № 8, 1907 года:
«Язычество было ещё сильно, оно не отжило ещё своего времени у нас на Руси, оно сопротивля-лось введению христианства; поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христовы не вооружаются против таких средств, напротив, они их оправдывают и на трупах воздвигают крест Христов».
Не знаю, так ли плохо, что имя автора статьи осталось неизвестным. В противном случае, не миновать бы ему нынче обвинений в «клевете», «атеистической пропаганде», а может быть, и «жидомасонстве».
Мы видим, что сторонники «мирного» крещения Руси неправы, по крайней мере, в одном — «огонь и меч» — не выдумка советских безбожников, не социальный заказ атеистического государства.
Скорее уж в советские и последующие времена церковные авторы старательно затушёвывали в истории своей церкви всё, мешавшее созданию вы-годного образа «кроткой невинной страдалицы», а не иллюстрации к русской пословице «чем аукнет-ся...». Или, если угодно, евангельской истине: «какою мерою мерите, таковой и вам отмерено будет».
Источники, однако, говорят не в их пользу. Даже в Киеве, по словам младшего современника крестителя Илариона (митрополита, кажется, труд-но заподозрить в симпатии к язычеству), «аще кто не любовию, но страхом повелевшего крещахуся, понеже бе благоверие его со властью сопряжено».
За пределами стольного града события разворачивались несколько по-иному. После крещения, по свидетельству летописи, «весьма умножились разбои».
И «разбои» эти были таковы, что к Владимиру с требованием введения смертной казни обратились отчего-то не бояре, не дружина, не «градские старцы», а епископы. Владимир отвечал с издевательским смирением: «Боюсь греха»
Во всяком случае, лично мне трудно усмотреть в этом ответе что-либо кроме злой насмешки — не мог современник не знать, как мало «боятся греха» душегубства «святые государи» богоспасаемой Византии...
Не будучи отважным воителем или талантливым полководцем, он, тем не менее, был неглуп, жесток и решителен, его войска приняли участие в подавлении мятежа Варды Фоки в Византийской империи, так что, никаких иллюзий по поводу места «христианской кротости» в управлении государством у крестителя Руси тоже не могло быть.
И иди речь о «просто разбойниках», Владимир не стал бы дожидаться вмешательства епископов. Упоминание о них показывает, что «разбои», «весьма умножившиеся» после крещения, задевали прежде всего интересы церкви.
Я, мягко говоря, не сторонник распространившейся в последнее время моды на охоту за «цитатами» из библии в «Повести временных лет» и других памятниках русского Средневековья.
Но просто невозможно не заметить, что повествование о крещении Руси ими действительно перенасыщено. Зачастую цитируется «Книга книг» более чем рискованно — так, про поругание кумира Перуна, который протащили, колотя палками, по Боричеву взвозу и бросили в Днепр, сказано: «Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем».
А ведь это слова Евангелия, и не о ком-то, а о Христе, которого вели по улицам Иерусалима, ко-лотя палками, римские легионеры. Параллель, согласитесь, не совсем благочестивая.
Так вот, в Евангелии от Иоанна сказано — «все, сколько их ни приходило передо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10:8).
Разбойники — это те, кто был «перед» Христом, прежние учителя и наставники, прежние ду-ховные отцы, которых не должно слушать «овцам» Христовым.
В одном из средневековых поучений против язычества языческие Боги — Троян, Хоре, Перун — как раз и определены, как «не добрые люди суть, но разбойницы».
Вот, какие «разбои» умножились после крещения Руси. Вот, кого призывали пытать и казнить кроткие служители милосердного Христа — тех, кто не желал отрекаться от отчих Богов, тех, кто словом или с оружием в руках защищал Веру пращуров.
Много веков спустя «Слово о посте великом» перечисляет «пагубные, господом ненавидимые и святыми проклятые» вещи: «разбой, чародейство, волхвование, наузоношение (ношение языческих оберегов), кощун (мифов) бесовских пение и плясание (ритуальные пляски)».
Именно так, кстати, сообщение летописи понимал выдающийся русский историк С.М. Соловьёв: «Можно думать, что разбойники умножились вследствие бегства тех закоренелых язычников, которые не хотели принимать христианства; разумеется, они должны были бежать в отдалённые леса и жить за счёт враждебного им общества».
Ну, с последним заключением Сергей Михайлович погорячился — из-за собственной убеждённости в «убогости и бесцветности» русского язычества, его неспособности противостоять христианству (в то время, впрочем, модной).
Мы с вами ещё увидим, читатель, что язычники отнюдь не таились в «отдалённых лесах» от «враждебного им общества» — ещё век спустя после «крещения» не какие-то простые «язычники», а волхвы объявлялись в крупных городах.
«Общество» же никакой «враждебностью» к ним не пылало и либо с интересом внимало им (Киев), либо и вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).
Кстати, снова отметим — о сопротивлении крещению и насильственных мерах введения новой веры говорит отнюдь не советский присяжный атеист, а солидный дореволюционный историк право-славной Российской империи.
Епископы, само собой, княжеской иронии предпочли не расслышать и отвечали вполне серь-ёзно: «Ты поставлен от бога на казнь злым, а доб-рым на милость. Подобает тебе казнить разбойни-ков и пытать».
Владимир, как свидетельствует летопись, внял наставлению епископов. Вот, что пишет о крещении русских земель Игорь Яковлевич Шроя-нов:
«Распространение христианства за пределами Киевской земли прослеживается по историческим источникам фрагментарно и с большим трудом. Особенно скупы на рассказы о крещении подчинён-ных Киеву земель летописцы. Их молчание понят-но: летописатели — люди, как правило, духовного звания, старались не говорить о тёмных сторонах христианизации Руси, а светлых было мало».
Можно заметить, что о второй, после крещения, половине правления Владимира мы вообще знаем очень мало. Летописи почему-то молчат и убедительнее всего это молчание объясняют приведённые только что слова И.Я. Фроянова.
Однако кое-что всё же дошло до нас — в очень поздних списках, но дошло. Речь прежде все-го о летописи, известной, как Иоакимовская. Она сохранилась только в пересказе В.Н. Татищева.
Согласно этой летописи, «уговаривать» креститься новгородцев прибыл дядя крестителя Руси, наш старый знакомец Добрыня Хазарин (кроме имени, повторяю, ничего общего с былинным витя-зем не имевший) и некий Путята. С ними прибыл и епископ Иоаким Корсунянин.
Вместе с крестителями — для пущей убедительности словес о «мире и любви» — прибыло немалое войско из киевской дружины и ростовчан. Последних в особой ревности к христианской вере заподозрить нелегко.
Позже мы увидим, сколь упорны будут жите-ли Ростова Великого в отрицании новой религии. Дело тут в другом — Ростов в конце X века был колонией Новгорода, пригородом, как тогда это называли.
Боюсь, что Добрыня Хазарин едва ли не впер-вые в истории Руси сыграл на пресловутой тяге к свободе — лучшем орудии поработителей.
Новгородцы на вече клялись не пускать крестителей в город. Разметали Великий мост через Волхов, отрезав сторону с городским детинцем, позднее нареченную Софийской, от плохо укреп-ленного Славенского конца, над которым нависала княжеская крепость Рюриково городище, сразу же распахнувшая ворота княжьему войску.
К остаткам моста подкатили две метательные машины — «пороки», как их тогда называли на Руси. Добрыня увещевал и грозил карами, но для нов-городцев, видно, слово верховного жреца словен, Богомила Соловья, воспрещавшего им покоряться, звучало громче голоса дядьки князя-отступника.
На захваченной пришельцами стороне Новгорода крестили несколько сот человек (выше летопи-сец со средневековым простодушием поясняет, как именно крестили: «людие невернии вельми о том скорбяху и роптаху, но отрицатися воев ради не смеяху»).
Тысяцкий (выборный глава земского ополче-ния) Угоняй ездил по улицам оставшейся свободной части Новгорода, крича: «Лучше нам помереть, чем отдать Богов наших на поругание!»
Сквозь века звучит голос свободного русского человека, славянина, предпочитающего честную смерть бесчестию отступничества.
Дом Добрыни разметали, двор разграбили — короче, поступили с его жильём так, как спустя века в Новгороде поступали с домами изменников. Пло-хо пришлось и его супруге, и некоторым (надо за-метить, что не всем) родственникам.
В ответ воевода Путята с отборной полутыся-чей ростовчан ночью переправился украдкой на другой берег выше по течению и вошёл в город. Ни речью, ни обликом ростовчане — потомки новго-родских колонистов — не отличались от местных жителей.
Возможно, «муж смысленный» Путята выдал своих воинов за подкрепление, подошедшее к сто-ронникам древней Веры. Во всяком случае они бес-препятственно дошли до двора Угоняя, где, схватив его вместе с другими «передними мужами», посла-ли сигнал Добрыне.
Около пяти тысяч новгородцев пыталось освободить своих вождей. Путята во дворе Угоняя держал оборону.
К сожалению, многие новгородцы переключились на более безобидные объекты для «борьбы за Веру», принявшись громить дома христиан и разметав по брёвнышку церковь Преображения на Розваже. Сжечь, конечно, было бы проще — но по-жар в деревянном городе был страшен всем.
Добрьшя это прекрасно понимал и, переправившись по знаку Путяты через Волхов, первым делом приказал подпалить стоявшие у берега дома, после чего ударил на горожан, осаждавших Путяту, с тыла.
Обезглавленные, рассредоточенные, напуганные разгорающимся пожарищем горожане оказались стиснуты между полутысячей отборных бойцов Путяты и полчищами Добрыни Хазарина. Кстати, вряд ли и численное преимущество горожан было так велико, как изображает летописец победите-лей.
Новгородцы запросили мира. Добрыня, со-брав своих воинов, уже начавших грабить захвачен-ный город, приступил к уничтожению идолов. Над скорбевшими почитателями оскверняемых святынь Хазарин смеялся: «Что, безумцы, жалеете тех, кто сам себя оборонить не может? Какой пользы от них ждете?»
Такие «методы ведения полемики» русский публицист наших дней Алексей Широпаев заслуженно назовёт хамскими и проведёт прямую аналогию с кощунствами комсомольцев 1920-х, «опро-вергавших» существование Христа, сжигая иконы и оскверняя храмы.
«Какою мерою вы мерите...»
«Доказав» таким комсомольским способом «ложность» русских Богов, Хазарин потребовал крещения новгородцев. Не желавших гнали и во-локли его воины.
«Оттого люди поносят новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём», — удовлетво-рённо заключает летописец.
Так отблагодарил сын хазарки город, сделав-ший его князем, людей, что своей кровью проложи-ли для него дорогу к престолу.
За два с лишним века изучения Иоакимовской летописи пришлось претерпеть немало обвинений в «недостоверности», даже «подделке» — уже и автора ей «нашли», хотя решительно никто не мог объяснить, кто и зачем в XVIII столетии стал бы сочинять истории о распрях христиан и сторонников древних Богов, строки, пышущие ненавистью к язычнику Святославу и, наконец, описывать крова-вое крещение Руси. Кому и зачем подобное могло бы понадобиться?
В XX веке точку в споре о достоверности данных Иоакимовской летописи поставила наука археология.
Она подтвердила не только нигде, кроме опальной летописи, не встречающиеся сведения о разрушении церквей в Киеве во второй половине X века, во времена Святослава (обломки разрушенной церкви обнаружены в фундаменте возведённого Владимиром капища), но и рассказ о крещении Новгорода «огнём и мечом».

После этого, уж не знаю, как вы, читатель, а я лично отношу упрямых скептиков, продолжающих твердить о «подделке XVIII века», к тому же разряду, что и «общество сторонников плоской Земли», по слухам, существующее где-то в Америке.
Советский археолог и историк Валентин Лаврентьевич Янин обнаружил в ходе раскопок у перекрёстков улиц Холопской и Козмодемьянской с Великой улицей Неревского конца следы страшного пожара, бушевавшего в Новгороде в 989-990 годах.
Только в раскопе площадь пожарища превышала девять тысяч квадратных метров.
Конечно, пожары в городах Северной Европы того времени не были редкостью — даже Париж и Лондон, едва ли не до времён Крестовых походов остававшиеся в основном деревянными, нередко выгорали дотла, и ограничься открытие Валентина Лаврентьевича только этим, скептики имели бы полное право рассуждать о «совпадении».
И даже то, что под остатками сгоревших домов обнаружились два клада серебряных монет, за которыми некому оказалось вернуться, тоже ни о чём особенном не говорило. Вот только в одном из этих кладов был найден... медный крестик.
Хозяин усадьбы был христианином, а сама сгоревшая усадьба располагалась неподалёку от церкви Преображения на Розваже улице.
Таким образом, подтверждались сообщения летописи о существовавшей накануне крещения в Новгороде общине христиан вокруг церкви Преображения, разгромленной рассвирепевшими язычниками, и последовавшем вслед за этим огромном по-жаре в 989 году.
Было в Новгороде «крещение огнём и мечом» — отрицать это теперь невозможно. И это отнюдь не было отдельным эпизодом, «эксцессом».
Я уже приводил в нескольких своих работах одну цифру, читатель, но здесь я расскажу про неё подробнее — слишком уж серьёзное дело, да и от-ношение к теме книги эта цифра имеет самое непосредственное.
Вот, что пишет историк В.В. Пузанов со ссылкой на сборник «Древняя Русь. Город, замок, село» (М., 1985, с. 50): «Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX- начала XI в. 24 (28,9%) «прекратили своё существование к началу XI в.»
Разумеется, исследователь изо всех сил старается не видеть, что, собственно, он утверждает, рассуждая о «становлении единого государства Руси», «усмирении» каких-то невнятных «племён».
Но факты, как говорится, упрямая вещь — ни один источник совершенно ничего не говорит об «усмирении» кого бы то ни было в последние десятилетия власти будущего «святого».
К концу X, началу XI столетия источники от-носят не карательные экспедиции против «племён», а крещение Руси. Такова была цена «просвещения благой вестью» восточнославянских земель — 28,9% русских поселений. Почти треть.
Разумеется, не все они были поголовно вырезаны крестителями. Кто-то просто, бросая всё, уходил в леса. Рождалась «славная» традиция, расширявшая Русь ещё семь веков.
Традиция, когда страну расширяли отнюдь не государевы люди, а люди, от этого самого государства бежавшие — будь то уходившие к Белому морю от московского гнёта новгородцы или уходящие от крепостного ярма или новин царя-антихриста беглые крепостные и старообрядцы.
Но, учитывая, что и в переживших крещение городах шла резня (вспомним рассказ Иоакимов-ской летописи, подкреплённый, как мы видели, бес-пристрастной памятью земли), можно смело счи-тать, что количество жертв крещения было именно таково.
Пожалуйста, запомните это, читатель. Запом-ните хотя бы число, если уж не дано нам с вами знать имена. Запомните это, как помните преслову-тые двадцать миллионов Великой Отечественной.
ТРЕТЬ ЖИТЕЛЕЙ РУСИ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 1:49 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Исследователь первых веков христианства на Русской земле О. Рапов считал, что именно ко временам крещения относятся данные так называемого «письма византийского топарха» о могучем «царст-вующем на север от Дуная» и «гордящемся силой в боях» правителе, воины которого разрушили «10 городов и 500 деревень».
Историю эту я подробно рассмотрел в своей книге, посвящённой жизнеописанию отца-крестителя, и особенно задерживаться здесь не бу-ду, скажу только одно: гораздо убедительнее для меня мнение тех исследователей, что именно к не-му, к Святославу Храброму, относят это свидетельство, считая рассказ о разрушенных его «варвара-ми» городах и сёлах отголоском крушения Хазарского каганата.
Хотя бы потому, что никакой «силы в боях», как уже говорилось, сын хазарской рабыни не про-явил.
Покойный Рапов попросту попал под гипноз многовекового воспевания «заслуг» Владимира церковными и светскими авторами.
И, если церковные восхваления этому историческому деятелю были ещё хоть как-то обоснованы, то попытки превратить его в великого воителя, достойного преемника славы первых князей Киева, не имеют ни малейшего отношения к действительности.
Однако показательно, что учёный готов был отнести рассказ о разгроме чужой державы к крещению Руси, и совершенно неудивительно — в све-те жутких данных археологии.
Как неудивительны и отголоски тех времён в народных преданиях — так, в городе Турове до XX века жила легенда о том, как когда-то речка При-пять потекла кровью вместо воды и по этой крови приплыли к городу каменные кресты.
Страшный в своей меткости образ — эти кресты, приплывшие по крови, крови, переполнившей русские реки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 2:19 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am
Сообщения: 14831
Алексей Тулин писал(а):
Конечно имеет, но согласитесь. Одно дело происходить из семьи церковного человека, владеющего грамотой,а другое - жить где-нибудь на хуторе в лесной глуши, общаясь с "духами леса". Да и вряд ли простой крестьянин "в 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек...в 1830 г. поступил в Тамбовскую семинарию"

Отец Авмросия - деревенский пономарь из кого происходил? Из дворян, что ли? Или для вас русский крестьянин это обязательно неграмотный человек, проживающий в лесной глуши?

Цитата:
На основании каких источников делается утверждение, что Св. Василий родился в крестьянской семье? Пусть приведут. Сделают научное открытие.
На этом сайте совершенно правильно предпочли не делать бездоказательных выводов

В Житии указано, что родители были из "простых". Надо полагать, скорее всего крестьяне, о чем и сказано на официальном сайте РПЦ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 2:58 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Митрофан , с вас список русских святых крестьянского происхождения.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 3:21 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am
Сообщения: 14831
Алексей Тулин писал(а):
Митрофан , с вас список русских святых крестьянского происхождения.

А с вас список подвижников родноверия или как там у вас поклонение кикиморам и пням называется.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мифы неоязычества
СообщениеДобавлено: Пт ноя 06, 2009 3:34 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am
Сообщения: 14831
Русские святые крестьянского происхождения:

Священномученик иерей Григорий Аверин

Преподобный Александр Свирский

Преподобномученик Алексий Гаврин

Священномученик архимандрит Амвросий Астахов

Святой Артемий Веркольский

Преподобномученик Афанасий Егоров

Преподобноисповедник Георгий Лавров

Священномученик Алексий Воробьев

Священноисповедник Димитрий Крючков

Преподобный Александр Ошевенский

Блаженный Андрей Тотемский

Преподобный Вассиан Тиксненский

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский

Преподобный Никифор Важеозерский

Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Леонид Устьнедумский

Преподобный Иосиф Заоникиевский

Преподобный Трифон Вятский

Будет время - можно продолжить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 104 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 233


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }