В теме, заявленной в заголовке, есть нечто такое, что при любом так сказать чисто теоретическом рассуждении на эту тему, будет присутствовать некоторое фарисейство. И если так: "Как смеете ненавидеть кого бы то ни было, когда Господь велел всех любить!", но и если вот так "Иоанн Златоуст велел любить врагов своих личных, но ненавидеть врагов Бога своего" - тоже. Если в этом вопросе только то, что вот так велено, значит не прочувствовали мы как велено, да и не то, чтобы велено, а как попускается даже и как благоугодно, не прочувствовали трансцендентность нашей веры. Братья и сестры, да ведь вера то наша не от мира сего, да только ведь мы то, однако же, от сего мира, хоть и рождены крещением в мир горний, однако же, в этом мире доказать свою пригодность для того мира призваны. Вот Апостол говорит, дескать если ближнего, которого видишь, не любишь, как Бога будешь любить, Бога то не видишь. А то и по-другому сказать, если к земной любви, и то не способен, как к любви горней придешь? А что есть земная любовь, не в том смысле как гуманизм представляет, а вот именно что в высоких проявлениях? А ведь не бывает земная любовь без ненависти. Любишь ближнего, так как не возненавидеть тех, кто ему зло творит? Некто говорит, дескать православные воины убивали врагов Отечества, но не ненавидели их. Ну да, убивали с любовью к ним ! Вот как не силюсь, не могу представить, чтобы Богу угодно было такое. Ну вот если ненависть к врагам движет воинами, то хоть какое-то оправдание, а если и ненависти нет, а убивают - ну ведь это цинизм какой-то. Вобщем, не то это. А что, сочетания любви и ненависти даже к одному лицу не бывает ? Ну это уже другой вопрос. Или вот тоже, не сопротивляешься, когда тебя бьют, потому просто, что не можешь - зачтется ли это, как то что другою щеку подставил? А вот заступился за ближнего, по морде надавал его обидчикам (с ненавистью), а потом простил и добивать не стал - такое вот не более ли зачтется ? Вот напала на меня шпана какая-то, щеки ли мне им подставлять - а кто о семье моей заботиться будет, ежели они меня изувечат ? Ну, если бы я способен был на такое, и если бы только этим, только изувечиванием меня зло нападающих ограничивалось, то да, Господь бы о ближних позаботился. Но вот в конкретной то ситуации, не могу ведь я так, а если бы просто как бы из теоретических соображений щеки подставил (а ненависть то все-равно бы играла), то это ведь только отмазка была бы - непротивление-то. Да и вот ребята-то эти - сегодня меня изувечат, а завтра других невинных людей - ну ведь как таких воспитывать-то, как не мордобоем ? А отказаться от этого, когда хоть и не шибко, но могу, не значит ли это потворство злу? Ну вот все бы хорошо, да только не о том я думал, когда от них отбивался, а просто вот так на них разгневался, что не знаю откуда силы да реакция быстрая появились. Ну а вот то, что хоть и прав в конкретном случае, однако же каяться надо на исповеди, вот это для гордыни то своей - ох как трудно. Однако же вот так, а не иначе. И воинов православных на бой благославляли, однако каяться в убийствах нужно было. Как вот соединить сие ? Ну а вот так, что не от мира сего вера наша. И какой рецепт конкретного поведения в конкретной ситуации тут не дать - все фарисейство будет. Одно только мне кажется очевидным, кто может хотябы земную любовь иметь, соединенную с ненавистью, более Богу угоден, чем тот, кто никакой не имеет, а оправдывает это тем, что якобы по законам любви горней поступает. А вот когда заносит слишком в ненависти, более того чем любовь требует, вот тогда полезно о любви горней вспомнить, ну что есть такая, хоть и не способен к ней. Ну кажется еще немного и в фарисейство ударюь, так что прекращаю.
|