Конечно, на Новый год были показаны фильмы Гайдая – давно я их не пересматривал и впервые воспринимал с некоторой досадой. За страну, за артистов, которые замечательно играли, но… Знаменитая комедия про контрабандистов была одним из брильянтов в огромной короне советского кинематографа, однако почему сейчас для показа из всего этого разнообразного богатства преимущественно выбираются только такие комедии-примитивы, в которых все персонажи, как бы сказать… Обидно почему-то за Юрия Никулина, который своего Семён Семёныча, простого работягу, фронтовика, представил феерически смешно, но полным идиотом. И вся страна в фильме – такая же, «остров невезения», который населяют сплошь недотёпы, идиоты, уголовники и алкаши, распевающие «А нам всё равно». В кинопоказе – явный, давний дисбаланс: побеждает примитив, отсутствуют или периферийно показываются куда более интеллектуальные ленты вроде «Когда деревья были большими» или «Андрей Рублёв» с участием того же Никулина – их много, замечательных, но сейчас даже традиционно новогоднее «Обыкновенное чудо» отодвигается от экрана волосатой «Бриллиантовой рукой».
И традиционно показываемую на Новый год «Иронию судьбы» я увидел по-новому. Долгие годы был преданным поклонником прелестной Нади, интеллигентного Жени, и вот на тебе – обаяние замечательной актёрской компании в этот раз на меня не подействовало. И не потому, что Первый канал безбожно сузил картину, обрезав лица актёров по краям – ну это обычное телехамство, подгоняли под широкий формат «Продолжения»… А по существу. Что «в подкорке» фильма?
Агрессивный инфантилизм. Принципиальное нежелание заглядывать в будущее.
Московский романтик, сделав предложение своей возлюбленной, радостно идёт в баню, напивается там в дым (пьяный угар в фильме показан настолько заразительно, что целые поколения подцепили этот «банный» вирус счастья), прилетает не к своей невесте, а к чужой, в Ленинград… Беспардонно вторгается в судьбы живущих там людей и изобретательно, жестоко разрушает созданный ими мир.
И делает это совершенно бескорыстно, во имя опять же любви.
Через десяток лет так же бескорыстно и романтично, во имя любви к свободе наши нади и жени шли на перестроечные митинги и, потрудившись от души на тех, кто вскоре раздербанил страну, потом кляли свою наивность…
Но вот советских сотрудников НИИ заменил офисный планктон, выросло новое поколение инфантильных «хомячков, баранов и пингвинов» (так названных своими «погонщиками», но не оскорбившихся!), оно опять идёт на проспект, который на самом деле тупик. Именно для них была снята «Ирония-2», где опять запойный романтик развёл честного прагматика, к тому же занимающегося инновационным бизнесом. Прямо какой-то подкоп под модернизацию. Я, конечно, шучу, к произведению искусства нельзя относиться столь утилитарно, но всё же…
С другой стороны, возвращаясь к первой «Иронии», эта лирическая комедия опрокидывает нынешние стандарты показа советской эпохи (нищий народ, кровавая гэбня…). В картине Рязанова герои – врачи, учителя, инженеры, хотя у них и маленькие зарплаты (а сейчас с медициной и образованием у нас как?), свободные люди. У советских бюджетников 70-х была возможность для головокружительных романтических безумств, не говоря уж об образовании и скромной, но достойной жизни, в которой не в деньгах счастье. И герои 50-х в традиционно новогодних «Покровских воротах» тоже, в общем, счастливые люди, живущие, кроме всего прочего, насыщенной духовной жизнью. И где невыносимый гнёт проклятого тоталитаризма? Или кто-то считает, что это – лживые фильмы, агитки? И почему до сих пор не снят хороший фильм про благородных диссидентов и бескорыстных младореформаторов?
А если сравнивать советские телешедевры с нынешними? Высказанные претензии к первым – чепуха в сравнении с эстетическим шоком, когда встык с «Иронией» смотришь «Жмурки» (их тоже нам «подарили» в новогодние каникулы). Или ещё одна петарда под ёлку: «Стиляги». Здесь народ, который в 50-е учился, самоотверженно вкалывал, осуществляя модернизационный прорыв, предстал серой, тупой, агрессивной массой, а пример для подражания – белый и пушистый стиляга, растящий чёрного «сына», которого ему родила жена от неизвестного американского друга. Бред. Интересно, готов ли Михаил Прохоров, финансировавший «Стиляг», повторить этот беспримерный подвиг?
Поразительно также, чем глубже Штаты и Евросоюз погружаются в кризис, тем в нашем телекино выше градус «низкопоклонства перед Западом». В отечественных фильмах – бессмысленное самоубийственное мочилово, а героико-патриотическая тема звучит только в голливудских боевиках, особенно любимых Первым каналом…
На самом верху несколько лет назад было сказано, что у нас самое лучшее в мире телевидение… Конечно, по части «развлекалова» оно в высшей степени креативное, а главное, коммерчески чрезвычайно успешное… Одна беда, вредное.
Не только для детей.
ТВ дискредитирует власть и государство. Нет, в новостных и аналитических программах первых лиц показывают большей частью очень уважительно, но каков телеконтекст, бульон, в котором плавает главный политический продукт?! Тухлый. Ящик плюёт в прошлое и растлевает будущее. Каналы, сражаясь за рекламные деньги, опускаются всё ниже и ниже. Кровь, грязь, мразь, ржачка, жрачка…
Даже самое доброкачественное мясо, побывавшее в помойном ведре, вы есть не захотите, так же как сто раз поморщитесь, прежде чем поднять айпад, упавший в навозную жижу.
Интересно, удалось ли президенту посмотреть компакты «Комеди Клаба», подаренные ему их резидентами в президентской библиотеке? И понять, какой урон авторитету власти нанесла эта встреча в Кремле, многократно показанная ящиком? Удалось ли понять также, почему телебояре, сняв вертушку, не бухаются на колени: «Отец родной, вели казнить, но не вели так часто пускать в эфир тандемные лыжные спуски, рыбную ловлю, бадминтон и прочую гламурную самодеятельность – народ у нас тёмный, патерналистский, сперва смеяться будет, потом чего доброго…»
Скорее всего, удалось, так как президент и премьер перед Новым годом сделали нам подарок: заговорили наконец о необходимости перемен на ТВ.
Александр КОНДРАШОВ
|