0.5 - я принципиально не веду богословских диспутов со сталинистскими живодерами.
Владимир, 1) разобрались) 2) это в том случае, когда человек не имеет возможности принять Таинство из рук Православного священника и находится под угрозой смерти, в болезни... 3) В Православном Предании сие прослеживается. Как учение отцов об исхождении Св. Духа от Отца через Сына.
Пишу концептуально, но если касаться слов святых отцов 1 тысячелетия, то вот:
Св. Епифаний († 403): «Веруем во Христа, от Отца, яко Бог от Бога, исходящего; и в Духа Святого от Христа, поелику от обоих исходит» Ancoratus, Mg 43 Вот у Домаскина: Св. Иоанн Дамаскин († ок. 754): «... Он (Дух Св.) также и Дух Сына, но не потому, что из Него, но потому, что чрез Него из Отца исходит».Дух Св. искони присущ Слову: «... ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово – без Духа».Веруем в Духа, «из Отца исходящего и в Сыне почивающего», «... чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью»; «исповедуем, что Он открылся нам и преподается нам чрез Сына». «Твор.», т. I, СПБ. Дух. Ак. 1913 «Точн. изл. Прав. Веры», кн. 1-ая, стр. 181, 165-175 ; Mg 94, 849 B.
Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский († 806), в послании к другим патриархам писал: «Верую... и в Духа Святого Господа и Животворящаго, иже от Отца чрез Сына исходящаго» Толк на ев. от Ин. 99; Ml 35, 1888 и 1889.
КЦ анафемавствует тех, кто проповедует исхождение Сятого Духа от Отца и Сына как от двух разных начал (причин), установлен ем 2 Лионского собора. Так, филиокве является буквально латинским выражением той веры, что испокон была и на Востоке. Никакой "двойственности" исхождения Св Духа не исповедуется КЦ.
Если очень и очень кратко.
Что касается безошибочности суждений Папы, когда тот выступает как пастырь и наставник всех Христиан, в вопросах вероучения и нравственности, эта вера имеет ту же природу, что и Православное учение о святости и безошибочности Церкви, обещанной Христом.
Те православные, которые обвиняют католиков в идолопоклонстве Папе, самочинном даровании ему сверхъестественных свойств, должны понимать, что это классический пример "слишком сильного аргумента", поелику если мы считаем и учим, что Православная Церковь есть столп и утверждение Истины, по слову Господа, нам могут кинуть то же самое протестанты:
"вот, вы себе, будь то коллегии епископов или общему собранию церковного народа, приписываете безошибочность в вопросах вероучения и нравственности. Что за гордыня? И вообще кто такие ваши святые отцы и учителя Церкви? Они тоже люди, значит могли ошибаться. Все люди, значит могли ошибаться все, в том числе по тем вопросам, где выступали единогласно".
Что мы им ответим? То же самое, что отвечают католики - люди могут ошибаться, но безошибочность Церкви есть дар Святого Духа. И в данном случае мало важно, каким количеством людей та или иная истина провозглашается. О особой же роли Римской Церкви, кафедре Святого Петра, как о мериле Ортодоксии, уже приводились слова святых отцов 1 тысячелетия:
Св Ириней Лионский "Римская Церковь, мать и владычица всех церквей должна быть спрошена во всем, касающемся веры". ("Против ересей", III. 3. 2).
Св. Иоанн Златоуст (+ 407): “Для чего (Сын Божий) пролил кровь Свою? Для того, чтобы приобрести тех овец, которых Он вверил Петру и его преемникам”. (“Твор.”, изд. СПб. Дух. Ак., т. I, 415).
Бл. Иероним (+ 420): 1. “Первенство принадлежит Римской Церкви, потому что она кафедра Петра, ковчег спасения и твердыня, все поддерживающая! Петр особый избранник из числа двенадцати, дабы учреждением Главы оградить (Церковь) от расколов” (Бл. Иероним. “Против Иовиниана”, I, 26).
Св. Максим Исповедник (+ 662) “Все пределы вселенной и повсюду на земле, непорочно и православно исповедующие Господа, как на солнце вечного света неуклонно взирают на святейшую Церковь Римлян, на ее исповедание и веру, принимая из нее сверкающий блеск отеческих и святых догматов... Ибо и с самого начала от сошествия к нам воплощенного Бога Слова, все повсюду христианские Церкви приняли и содержат ту величайшую между ними Церковь Римскую, как единую твердыню и основание, как навсегда неодолимую по обетованию Спасителя вратами адовыми, имеющую ключи православной в Него веры” (Mg 110, 137 – 140).
|