Для понимания Священного Писания нужно во-первых брать полные фрагменты, где описываются события или наставления, а не вырывать отдельные фразы. Немаловажно понимать кому и при каких условиях нечто говорится, иначе не понять смысла того, что говорится. Во-вторых, нужно смотреть все места Священного Писания по интересующему нас вопросу, а не одно какое-нибудь, и понимать этот вопрос следует так, чтобы разные места Писания согласовывались между собой, а не противоречили друг-другу.
Вот посмотрим сначала, что говорят разные Евангелия, взяв полные фрагменты.
От Луки, глава 16Цитата:
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
От Марка, глава 10Цитата:
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
От Матфея, глава 19Цитата:
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Лука говорит очень кратко. Марк более подробно. Речь идет о законе Моисея. Вот поинтересовались бы кликушествующие, что именно там говорится о разводных письмах, что явно отменяет Спаситель. Ищите сами в Ветхом Завете, если мне не поверите, я говорю по памяти и по ссылкам у авторитетных православных авторов. Там говорится, что ежели мужик решит, что чем-то не устраивает его больше жена, то может уже и развестись. А раводное письмо - чтобы брошенная женщина не страдала от его прихотей, это как бы ее охранная грамота, что не по своей воле от мужа ушла. Вот такой вот порядок отменяет Господь, говоря, что таковой муж - прелюбодей.
Но читаем Матфея. И здесь, к разрыву шаблона некоторых,
Господь указывает уважительную причину развода - прелюбодеяние жены.
И как же. Противоречит ли это Луке и Марку ? Нет, не противоречит, потому что ясно из контекста, определенного всеми тремя евангелиями, в которых об этом говорится, что "разведется" там понимается в том смысле, что именно его похоти, его решение причина развода.
А Матфей приводит более подробно, что возможен развод, если жена изменила. Ну и это надо понимать более широко, ведь что такое измена, это значит, что брак фактически разрушен по вине другой стороны.
Но возможен ли в случае уважительной причины новый брак ?
В евангелиях явно об этом не сказано. Но если мы верим, что апостолы действовали и писали Духом Святым, как евангелия, так и послания должны быть для нас одинаково авторитетны.
Слушаем Апостола Павла
1-е Коринфянам, глава 7Цитата:
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.
..............................
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Итак, мужику сказано, что ежели остался без жены, то лучше не искать жену, но если и найдет, то
не сограшит. Что значит "остался без жены". Ну иначе это не понять, как потерял жену не по своей воле, может умерла, может изменила, может другие какие причины, сделавшие фактическое прекращение брака. И женщинам вдовам сказано, что могут выходить за кого хотят (только за христиан).
Но нужно сверять наше понимание с практикой и постановлениями Церкви. Ну давайте посмотрим на самые древние постановления.
Правила святых апостоловЦитата:
17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.
18. Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.
Итак, при втором браке, и вообще, кто ежели взял в жены вдову и даже круче того, не может иметь священнический сан. Но раз говорится это, то тем самым говорится, что для мирянина это допустимо. Потому что, если бы это было не допустимо для мирянина, то и смысла не было бы для таких огранияений в священничестве, так как разумеется священник любого сана должен быть прежде всего христианином.
Разумеется про блудницу надо понимать как раскаявшуюся. То же и про имевшего наложницу, как раскаявшегося в этом. Про браки же невозможно также понять, потому что не сказано незаконное сожительство, а сказано брак, а брак и в древней Церкви, хоть и не по современному чину совершался, но с благословения Церкви.
Но вот таким образом, даже в древней Церкви допускался по крайней мере второй брак.
И не нужно тут говорить, как Фотина, что это дескать послабление, но все равно блуд.
Да, послабление, но Церковь никогда не послабляет тем, что разрешает блуд.
Если возможно такое послабление, значит Церковь, сочетая второй и иногда даже третий раз, гарантирует безгрешность такового брака.
А насчет того, что лучше все же оставаться безбрачным в случае разрушения не по своей воле первого брака, да лучше, но вообще-то, еще лучше вообще девство, как все святые отцы о том говорят, как и Спаситель сказал в Евангелии. Потому как бы не следует слишком гордиться тем, кто только в одном браке.
О современных правилах Церкви по этому вопросу смотрите Социальную Концепцию.
Там все не на пустом месте, а с учетом Писания, святых отцов и двухтысячелетнего опыта Церкви, применяя все это к сегодняшней ситуации.