Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пн июн 30, 2025 4:28 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт апр 07, 2011 7:56 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38027
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
В. Н. Трухин

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Важнейшим источником, содержащим информацию о уровне религиозности населения непосредственно перед войной являются материалы всесоюзной переписи проведенной 6 января 1937 года. Уникальной особенностью этой переписи явился включенный в анкету по инициативе Сталина вопрос о религии.

По данным переписи, 42% опрошенных отнесли себя к православным. Но эти сведения необходимо подвергнуть критическому анализу. Ведь перепись проводилась в 1937 году – в обстановке террора, когда людей порой арестовывали лишь за то, что у них дома хранилась Библия. И на самом деле, из “Докладной записки… в ЦК ВКП (б) об отношении верующих к… переписи населения 1937 г.” видно, что ходили слухи: верующих будут ссылать, детей верующих выбросят из школы и т. п. [1, 220-221]. [b]Очевидно, число православных было не меньше 50%; многие просто испугались открыто заявить о своей религиозной принадлежности.[/b]

Но если до войны среди молодежи верующих было немного, то после 1941 положение изменилось: тяжелые испытания и лишения войны стали одной из причин значительного религиозного роста в стране, ведь страдающим людям всегда свойственно обращаться к тому, Кто [i]“отрет с очей их всякую слезу”[/i] (Отк. 21, 4). Уполномоченный Совета по делам Русской православной Церкви (далее Совета) по Сталинградской области констатировал, что ходатайства об открытии церквей часто подписывают молодые женщины, [i]“…эти гражданки стали религиозными и даже фанатиками в связи с последствиями Отечественной войны, а именно: санитарка больницы г. Урюпинска Бурова П. П. рождения 1913 г. сказала, что она до Отечественной войны не верила в Бога, а когда она получила извещение о гибели ее мужа на фронте, то она являясь одинокой, постигшее ее горе стала болезненно переживать, ей монашки советовали… усердно молиться Богу… С этого момента Бурова стала активным религиозником. Другие подобные Буровой стали молиться Богу за сохранением жизни своих мужей, находящихся на фронте и т. п.”[/i] [2, д. 12, л. 66].

Усиление религиозности стало особенно заметным после встречи Сталина с иерархами в сентябре 1943 г. и Собора епископов. Об этом сообщали многие уполномоченные Совета, сетуя на “большой нажим” и на усиление движения за открытие церквей. [i]“…в г. Йошкар-Ола в праздничные дни церковь посещает до 1000 чел. и среди посещающих бывает даже командный состав воинских частей. Затем для этой церкви было дано разрешение в сентябре месяце привезти иконы из Цибикнурской церкви…. В пути следования… проходящая публика видит, что везут иконы, стали к ним прикладываться, в том числе и командиры воинских частей, и жертвовали соответствующие суммы, в результате было собрано около 17000 рублей”[/i] [д. 11, л. 112-113].

Уполномоченный по Куйбышевской области в отчете за 1 квартал 1945 г. привел конкретные цифры, характеризующие религиозный рост: [i]“Если за весь 1944 г. в Покровской церкви г. Куйбышева было совершено 300 бракосочетаний, то только за полтора месяца 1945 года бракосочетаний было совершено 389… В январе месяце 1945 г. в отделе ЗАГСа зарегистрировано 596 новорожденных, а в церкви города за тот же период крещено новорожденных 356[/i] (это не считая тайных крещений – В. Т.)[i]… Резко увеличилась посещаемость церкви в дни религиозных праздников гражданами в возрасте от 20 до 40 лет, посещает церковь и молодежь школьного возраста”[/i]. [2, д. 10, л. 119-120].

Другой весьма показательный в этом отношении документ – отчет Г. Карпова в СНК СССР о праздновании в Москве и области Пасхи в 1944 году. [i]“В ночь с 15 на 16 апреля с. г. …во всех церквах было большое переполнение верующих. Общее число посетивших церкви города Москвы на первой “заутрени” ориентировочно составляет 120 тыс. человек, но в большинстве церквей было по 2 и 3 службы.

…в 30 районах области 90 действующих церквей посетило 148 тыс. чел., тогда как в прошлом году – 95 тыс. чел. …в некоторых районах… молодежь составляла 50% всех присутствующих в церквах”[/i]. В области на Пасхальной службе были и военнослужащие: например, в церкви Александра Невского (поселок Бирюлево Ленинского района) их было 275 чел, в Троицкой церкви г. Подольска – 100 чел. [2, д. 2, л. 56]. И так было далеко не в одной Москве и Московской области. Уполномоченный Совета по Ивановской области писал: [i]“В г. Владимире присутствовало на пасхальной службе в Успенском соборе свыше 8000 чел., при вместимости церкви 4000 чел. В Гаврилово-Посаде в церкви присутствовало свыше 1500 чел., вместимость церкви 200 чел., такое явление надо отметить во всех церквях области”[/i] [2, д. 9, л. 10].

Проведенные в 1995 г. социологические исследования среди воинских частей, ведущих боевые действия в Чечне, показали, что при наличии реальной опасности религиозность воинов резко возрастает. Если в обычной обстановке количество воинов, относящих себя к определенно верующим составило 25-26%, то в частях, уже побывавших в боях, к определенно верующим себя отнесли уже 40%. Очевидно, что рост религиозности в Великую Отечественную был значительно выше. Бывали даже случаи, когда с фронтов приходили телеграммы с настойчивыми просьбами направить в армию материалы с проповедями православного духовенства. Например, 2 ноября 1944 г. в ГлавПУРККА с 4-го Украинского фронта поступила телеграмма, заверенная подполковником Леоновским, с просьбой “в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей”. Очевидно, в данном случае армейское командование выразило настроение большинства солдат; да и из доклада уполномоченного Совета по Удмуртской АССР за 1944 г. известно, что [i]“инициаторами открытия церквей кое-где стали появляться инвалиды Отечественной войны. Так, например, инвалид Левашев из села Паздеры, Воткинского района, настойчиво добивается открытия церкви (часовни) в Паздерах…”[/i].[2, д. 34, л. 70].

Итак, тезис о значительном религиозном подъеме в годы войны подтверждается множеством источников. Подъем этот был облечен в традиционную для России православную форму. Православная Церковь могла оказать и оказывала существенное влияние на жизнь многих советских граждан во время Великой Отечественной войны.
[i]
1. Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М., АН СССР, 1991.

2. Государственный архив Российской Федерации, ф. 6991с, оп.[/i]
http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/truhin.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн апр 18, 2011 11:06 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн апр 18, 2011 6:05 pm
Сообщения: 27
Не видел я особого религиозного подъема. Мы были в эвакуации в Свердловске с матерью. Я работал на танковом заводе до 43 года. Некогда была по церквям ходить. Работали.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт апр 21, 2011 3:42 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс июл 29, 2007 3:00 am
Сообщения: 5056
Вероисповедание: Православный
Георгий Николаевич писал(а):
Не видел я особого религиозного подъема. Мы были в эвакуации в Свердловске с матерью. Я работал на танковом заводе до 43 года. Некогда была по церквям ходить. Работали.

Вам привели архивные данные. Хотите оспорить их, приведите свои выкладки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 261


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }