Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Ср май 21, 2025 3:39 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 124 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 9:00 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:00 am
Сообщения: 39018
Откуда: г.Харьков,Южная Россия,монархистка
Вероисповедание: Православная, РПЦ МП
Сейчас много говорят о «христианском социализме». Хотелось бы знать мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу?

Евгений



--------------------------------------------------------------------------------
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Христианство является Богооткровенной религией спасения в Царстве Небесном. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), – сказал Господь Пилату. Социализм (фр. socialisme; от лат. socialis – общественный) представляет собой идеологию, которая ставит целью достижение на земле идеального общества, основанного на справедливости и равенстве. Священномученик Иоанн Восторгов точно заметил: «Трудно представить себе такое, можно сказать, противоестественное сочетание понятий, какое мы видим в ныне распространенном термине “христианский социализм”: по самому существу, по природе своей они взаимно исключают друг друга. Термин этот, столь двусмысленный и неудобный, представляющий в себе наглядное contraditio in adjecto, естественно, способен оттолкнуть и устрашить как истинно-верующего христианина, так и правоверного социалиста нашего времени. <…> Неудачный термин – пережиток старого времени. Возник он гораздо ранее того времени, когда новейший социализм в обработке Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и других еще не явил себя как откровенно атеистическое и материалистическое учение» (Иоанн Восторгов, протоиерей. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1913. С. 156–157).

Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь.

Хотя проекты создания идеального общества, основанного на гармонии интересов всех людей, выдвигались в разные эпохи («Государство» Платона, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов Э.-Г. Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Г.-Б. Мабли), социализм как идеология сформировался в первой половине XIX века. Сам термин «социализм» впервые появился в 1834 году в статье Пьера Леру (1797–1871). Этот политический писатель считал, что история проходит три стадии прогресса: освобождение от семейного рабства, от рабства государству и от тирании собственности. У него не было и тени догадки, что через 100 лет введение социализма (о котором он писал в «Revue Encyclopйdique») на практике станет самым жестоким экспериментом в истории, стоившим более сотни миллионов жизней людей в России, Китае, Албании и других странах.

Основатели «христианского социализма» – аббат Ф.-Р. де Ламенне (1782–1854) и два англиканских священника: Ф.-Д. Морис (1805–1882) и Ч. Кингсли (1819–1875). Они проповедовали модернизированное, искаженное христианство. Так, Ф.-Р. де Ламенне, в противоречии со святой Библией, писал, что познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Он утверждал, что причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека.

Все представители этого течения были людьми активными, но главным источником их пафоса были не небесные, а социальные ценности – они составляли главный нерв их мировоззрения. Христианство являлось для них средством, а цели были вполне мирские.

За долгую историю новозаветной религии предлагалось много подделок ее и подмен. Одни были грубые, другие – более тонкие. «Христианский социализм» является опасной подменой христианства – учения о Царстве Небесном – земной социальной утопией.
http://www.pravoslavie.ru/answers/7134.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 9:19 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38027
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Нет ни христианского социализма, ни христианского капитализма - есть христианский общественный строй. включающий как элементы того, так и другого.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 9:30 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 27, 2006 3:00 am
Сообщения: 6248
Откуда: Романов-на-Мурмане
Вероисповедание: Православный
капитализма он не включает,не сочиняйте


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 9:52 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38027
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Я имею ввиду рынок вообще.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 9:55 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 27, 2006 3:00 am
Сообщения: 6248
Откуда: Романов-на-Мурмане
Вероисповедание: Православный
барахолку имеете ввиду?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 10:02 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Роман Иванович писал(а):
барахолку имеете ввиду?
частную собственность на средства производства имеем в виду. Она Христианству не противоречит. как и патрональность, которую можно понимать как солиальную направленность общества


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Пн мар 07, 2011 10:46 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 27, 2006 3:00 am
Сообщения: 6248
Откуда: Романов-на-Мурмане
Вероисповедание: Православный
Цитата:
частную собственность на средства производства имеем в виду.

вы сейчас ее получили,вы очень довольны?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 3:47 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 14, 2009 12:31 am
Сообщения: 1542
Откуда: Саратов
Вероисповедание: невоцерковленный верующий
Цитата:
Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь.


А как же слова Христа:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (6:19–21).

«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:16–24).

Недаром на Руси говорили: "От трудов праведных не наживешь палат каменных".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 6:27 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:00 am
Сообщения: 16822
Откуда: Ярославль
Вероисповедание: Православный христианин
Алексей Геннадьевич писал(а):
Цитата:
Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь.


А как же слова Христа:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (6:19–21).

Вот и не собирайте. Зачем Вам пенсия, бесплатное жилье, бесплатное образование, социалистическая карьера ?

Цитата:
«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:16–24).

А что, при социализме возможно продать имение и раздать нищим ?
Цитата:
Недаром на Руси говорили: "От трудов праведных не наживешь палат каменных".

А бесплатные квартиры в условиях социализма только от праведных трудов могут быть ? И блата не бывало ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 7:04 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:00 am
Сообщения: 16822
Откуда: Ярославль
Вероисповедание: Православный христианин
Роман Иванович писал(а):
Цитата:
частную собственность на средства производства имеем в виду.

вы сейчас ее получили,вы очень довольны?

Простой рабочий при социализме конечно был очень доволен тем, что теоретически он может накопить и достояться в очереди на запорожец и даже на чайку, стать директором, и даже генеральным секретарем.

Да и не надо путать частную собственность как таковую и демократию, наплодившую бандитов-олигархов и бандитов-чиновников.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 8:19 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 22, 2008 3:00 am
Сообщения: 5192
Откуда: Русский Pagan Land,ДВ.Националист, антигоссиянин.
Вероисповедание: Язычествующий агностик.
Цитата:
Зачем Вам пенсия, бесплатное жилье, бесплатное образование,

я не понимаю, для вас ортодоксов это все плохо что ли?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 8:33 am 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 19, 2005 3:00 am
Сообщения: 93740
Алексий писал(а):
Алексей Геннадьевич писал(а):
Цитата:
Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь.


А как же слова Христа:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (6:19–21).

Вот и не собирайте. Зачем Вам пенсия, бесплатное жилье, бесплатное образование, социалистическая карьера ?

Цитата:
«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:16–24).

А что, при социализме возможно продать имение и раздать нищим ?
Цитата:
Недаром на Руси говорили: "От трудов праведных не наживешь палат каменных".

А бесплатные квартиры в условиях социализма только от праведных трудов могут быть ? И блата не бывало ?


Извините, но это уже началась демагогия.

1. Нельзя сказать, что пенсия и образования - такие уж великие сокровища. Это - обычный способ нормально жить.

2. А в данном случае господь говорит именно про богатых. Про тех, которые имеют богатства. Хотя и при социализме возможно такое, только "имение" бцдет небольшим.

3. Бывал блат. И что? Но десятки миллионов людей, которые получали квартиры бесплатно, получали их не по блату. "Блатных" столько не бывает.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 9:20 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 33833
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Роман Иванович писал(а):
Цитата:
частную собственность на средства производства имеем в виду.

вы сейчас ее получили,вы очень довольны?

Лично я в личном плане доволен.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 9:26 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 33833
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Вот статья с Русской Линии. Автор диакон Георгий Малков. Длинная но здравая.


Нынешние разговоры о «христианском» социализме - это какое-то «прудонистическое» извращение христианского сознания и не более того. Простительны они, по моему мнению, лишь по причине наивной чистоты авторских помыслов.

Искренне жаль таковых - заблудших на страну далече христиан: настолько затуманили им головы былые «товарищи» (отнюдь не столь наивные) - что, вот, и до сих пор эти новые социал-»мичуринцы» не проснутся. И ведь из самых же искренних чувств у них эти хилиастические мечты! Искреннейшие благие намерения! А куда ведут порой таковые - известно из наших пословиц...

И притом всегда же в итоге, при осуществлении таких вот мечтаний в реальной жизни, - и бывало, и будет одно только ее уродство. Ибо жизнь нельзя уложить в прокрустово ложе кабинетных теорий, основанных на однозначно извращенно понимаемой «социалистической» нравственности. Да и христианство тут явно притянуто за уши. Однако для нынешних христианствующих фантазеров прокоммунистического направления, убеждающих себя в том, что и Сам Христос, мол, с ними, - это вовсе не так: нет, не притянуто, и социализм их, мол, - архи-наихристианнейший!

Однако чем отличаются подобные заблудшие - от тех же коммунистов?

Ведь, по сути, внутренние интенции их совершенно одинаковы - «всё отнять и поделить».

Скажут: ну, как же - разве мы «во Христе», в наших-то церковно-фурьеристских фаланстерах, что-то делить будем?

А как же? - по другому-то равенства не бывает. Оно только после дележки и возникает - правда, почему-то всегда ненадолго.

Или скажут другое: да разве мы кого-то будем заставлять становиться истинными, «добровольно уравнивающимися» христианами?

Но ведь неполная «истинность» всех остальных «братий и сестер» нашими социал-»первохристианами» изначально уже явно подразумевается - иначе они и разговора бы такого не завели... А значит - в идеале, для повсеместной победы подобного «христианского» социал-идеализма - можно (и наверняка в итоге захочется, как уже и прежде бывало) и всевозможные способы просветительского увещания применить - ведь во славу же Божию...

За всем же этим стоит лишь, увы, весьма недалекий «духовный» самообман, ибо сама внутренняя онтологическая природа такого максималистского «христианского» социализма (во многом тёмная, но пытающаяся представить себя «ангелом света»), самый дух подобных «уравнительных» движений - всегда покоится, прежде всего, на подспудном завистливом материализме.

И опыт истории показывает, что тут уж ничего не поделаешь - грешен человек (даже - и христианин!).

И наверняка уйдут первые романтики «христианской» социалистики (нынешние Добролюбовы да Чернышевские), а затем придут Нечаевы да Ленины с Троцкими «от Христа». Обычная история...

И если большевички пасли русский народ «жезлом железным» и «Кратким курсом ВКП(б)», загоняя нас в свой безбожный земной рай, то кто даст гарантию, что последователи нынешних «агитаторов» не начнут опять загонять всех в подобный же - но только уже прикрытый ВРОДЕ БЫ христианством и даже Новым Заветом...

Но ведь антихрист-то именно Христом прикрываться и будет.

Сегодня вон и Зюганов Христа лобзает - правда, предварительно припав к высокополимерной груди «дедушки Ильича». В итоге же: или сии «первохристиане»-социалисты победят (ну, представим вдруг такую дикую фантазию) - и тогда все мы получим их, теперь уже «христианской», «справедливости» по полной программе, или же нет (что само собой разумеется, если только Господь нас за все наши «измы» еще не совсем нас покинул) - тогда останутся они, как и сейчас, всего лишь хилиастического рода большевизанствующей «розовой» сектой.

Так - предстают они перед нами внешне, в не слишком радужных перспективах - судя по опыту всех «уравнительных» прошлых движений...

Внутренне же их духовная типология, как и у всех сектантов, не слишком оригинальна, и в принципе их психология - та же самая, какую мы наблюдаем, например, у печально известных многим самостийников-кочетковцев, представляющих какой-то странный изолированный остров посреди широкого моря церковной жизни, - причем не помнящих уже когда и зачем они прибыли на него... И, увы, неизбежно такая псевдо-духовная самоизоляция от Матери-Церкви приводит к гордыне и духовной же слепоте...

Но на весь сей суетливый социал-»христианский» напор Сам Христос почти две тысячи лет назад уже ответил «вдохновителю и организатору» подобных «коммуно-социалистических» фантазий, искушавшему Его своими «продовольственными программами»: «...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4).

И когда некто из иудейских «уравнителей» попросил Христа: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», разве не ответил ему Спаситель: «кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк 12, 14)? Лишь сами «берегитесь любостяжания» (Лк 12, 15).

Не к соблюдению материального равенства призывал Христос, а к деятельному милосердию - особенно от личных наших щедрот. Но как же проявится чья-то христианская щедрость - заведомо к человеку менее его обеспеченному, если у всех всего будет поровну?

И, главное, за любым ведь «равенством» скрывается мертвечина и застой, а если это равенство сравнительно богатых, т. е. еще и довольно основательно проявлено в сугубо материальном смысле, то уж и Бог тут становится ни к чему... Зажирается и зачастую свинеет человек при таком-то обильном социализме. Пример - та же Швеция. Уж какая здесь соцзащита, и как, по сути, почти у всех всего поровну - да еще и помногу! А ведь в храмы-то мало кто ходит... Числится в христианах три четверти населения, а посещают «дом Божий» всего два их процента!

И итоговой сутью - не только всякого псевдо-коммунистического устроения общества (на самом-то деле лишь, так сказать, «социалистического», ибо коммунизм - это уж полная утопия псевдо-нравственных идиотов), но и прокламируемого ныне «просто» социализма (да еще в якобы христианской оболочке), - всегда было и всегда будет общественное безбожие.

Так, увы, уж устроено человечество. «Кому до брюха, тому - не до духа...». Но, зная это, Всеведец Господь и дал на все времена очень простой и ясный совет будущим «справедливщикам» - в отношении их призывов к «экономическому христианскому братанию»: не суетитесь, ребята, ибо «Душа больше пищи, и тело - одежды» (Лк 12, 23), и «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 29-31)... Но нет, всё суетятся, всё беспокоятся - хотя ищут не того и уж явно не там...

И зачем мне приходится повторять все эти банальности? К тому же, повторять их тем, кто и к заповедям-то Божиим привыкали, похоже, более по «Моральному кодексу строителей коммунизма», чем по Священному Писанию и живому Преданию Церкви Христовой.

Обо всём этом прекрасно сказал давным-давно - и все правильное, и всё нужное - наш мудрый Ив. Ильин.

Вот для просветления наших романтиков-социалистов и всех внимающих им, коих могут сии запоздалые фурьеристы соблазнить (и ведь соблазняют же!) считаю весьма полезным предложить вниманию любезных читателей две статьи Ильина - подлинного христианина и подлинного патриота, никогда не способного быть затронутым фальшивыми красотами социализма.

«Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам...»      Ив. Ильин о сущности реального социализма (две статьи из сборника «Наши задачи»)

1. Изживание социализма

Было время, когда среди русской интеллигенции господствовало воззрение, что «порядочный человек не может не быть социалистом» и что «только социализм» осуществит на земле свободу, равенство, братство и справедливость. С тех пор мы много пережили и перестрадали; опыт осуществлен и последовательно проведен в огром ном масштабе. Ныне мы должны судить на основании этого опыта. Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим только в форме всепроникающего и всепорабощающего тоталитарного режима.

Социализм прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу. Погасить частную собственность значит водворить моно польную собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить ее монопольной инициативой единого чиновничь его центра. Так обстоит не только в России: и в Западной Европе, всюду, где провидится советский социализм (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия) или социализм Второго Интернационала (Франция, Англия), всюду вырастает (быстро или медленно) монопольная собственность государства. и слагается монопольная инициатива единого чиновничьего центра. В этом - самая сущность социализма.

Это ведет неизбежно к монополии государственного работода-тельства и создает полную и бесповоротную зависимость всех трудящихся от касты партийных чиновников. Знаменитый французский социолог Густав Лебон был прав, предсказывая этот ход развития. Чтобы осуществить государственно-централизованный хозяй ственный план, эта каста вынуждена силою вещей овладеть всею хозяйственной деятельностью страны, а потом и политической, и культурной жизнью народа и ввести тоталитарный строй. В тоталитарном же строе - нет ни свободы, ни равенства, ни братства, ни справедливости. Мы видели в жизни - и левый, и правый тоталитаризм. С нас достаточно. Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам.

Почему русская интеллигенция тянула прежде к социализму? Потому что она, почти утратив христианскую веру (под влиянием западного рассудочного «просвещения»), удержала христианскую мораль и хотела социального строя, т. е. свободы, справедливости и братства (к коим она, по недоразумению, пристегивала и равенство). Ей внушали и она воображала, будто социализм есть единственный путь к социальному строю. Ныне наступает новая эпоха, которая положит в основание другое воззрение, а именно: социализм - антисоциален; искать социальности надо в ином, новом, несоци алистическом строе.

Социализм антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновни ков-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдает его за справедливый строй. Именно потому истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе. Это не будет «буржуазный   строй»,   а   строй   правовой   свободы   и   творческой социальности.

Мы не сомневаемся: пройдут года, прежде чем это воззрение станет господствующим в человечестве. Ибо пропаганда социализма велась слишком долго; из социализма сделали какой-то суррогат религии; социалистические партии и теперь еще выдают свой строй за единственный путь к счастью и демагогируют рабочих; а коммунисты стали партией ожесточившегося безумия, мирового разложения и завоевания. Все это надо изжить, во всем этом надо разочароваться, от всего этого надо отречься. Однако те социалисты, которые ныне одумались, - предпочитают сохранять название своей программы и потихоньку вложить в нее другое, более приемлемое и не столь тоталитарное содержание. У них нет мужества для отказа, пересмотра и вступления на новый путь.

Силою вещей наша многострадальная Россия идет в этом изжива нии, разочаровании и передумывании впереди всех. Если бы русский народ был сейчас свободен и услыхал вновь проповедь социализма (т. е. левого тоталитаризма), то ответ его был бы, наверное, недвус мыслен и стихиен.

Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от частноинициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных собственников -справедливого и братского хозяйствования.

Знаем, что для этого необходимы предпринимательский и органи зационный талант, живое чувство справедливости и органическая христианская доброта сердца. Талантом нельзя снабжать людей, однако возможно создать такие правовые и экономические условия, при которых бездарный предприниматель будет сам выключаться из хозяйства. Чувство справедливости нельзя ввести законом, но его должно воспитывать и контрольно карать всякую явную несправедли вость (введение особой социальной ответственности...). И доброту нельзя предписать, но ее надо укреплять и воспитанием, и организацией общественного мнения.

2. Социальность или социализм?

Эти два понятия отнюдь не совпадают. «Социальность» - это живая справедливость и живое братство людей; и потому всякое установление, всякий порядок, всякий закон, от которых жизнь становится справед ливее и братство крепнет, - «социальны». Понятно, что первое условие «социальности» - это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе. Порабощение и унижение человека исключает «социальность», ибо социальность есть состояние духа, порядок духовной жизни; говорить о социальности, унижая человека, делая его рабом, - нелепо и лицемерно. Сытые холопы остаются холопами; роскошно одетые и в комфорте живущие рабы не перестают быть рабами и становятся тупыми, развратными и самодовольными рабами. Режим угроз, страха, доносов, шпионажа, лести и лжи никогда не будет социален, несмотря ни на какую возможную «сытость». Человеку нужны, прежде всего, - достоинство и свобода; свобода убеждений, веры, инициативы, труда и творчества. Только достойный и свободный человек может осуществить живую справедливость и живое братство. Рабы и тираны всегда будут хотеть другого и проводить в жизнь обратное.

Это коварный обман - обещать людям под именем «социализма» справедливость и братство и потом отнять у них достоинство, свободу, способность к братству и путь к справедливости. Именно так поступили... социалисты (в их коммунистическом обличье), и они могут быть уверены, что человечество никогда не забудет им этого.

Итак, «социальность» есть цель и задача государственного строя, создаваемого, по слову Аристотеля, «ради прекрасной жизни». «Соци ализм» же есть только один из способов, предложенных для осуществления этой цели и этой задачи. «Социальность» нужна при всяких условиях; а «социализм» - только при том условии, если он действительно осуществляет «социальность».

«Социальность» завещана нам Евангелием как любовь к ближнему, основанная на любви к Богу; но о социализме в Евангелии нет ни слова, ибо раздача личного имущества и нестяжательность как высшая ступень христианской   добродетели - не   имеет ничего общего с социализмом. Социализм не раздает из любви, а отнимает из ненависти и зависти; он есть разновидность  земного  стяжательства;   он   ищет коллективного обогащения и для этого создает нищенство для всех; он сулит всем равное потребительное богатство - и обманывает.

Первые христиане попытались достигнуть «социальности» посред ством своего рода добровольной складчины и жертвенно-распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и такая элементарная форма непринудительной негосударственной иму щественной общности - наталкивается у людей на недостаток самоот речения,   взаимного  доверия, правдивости  и   честности. В  Деяниях Апостольских  (4, 34-37;   5, 1-11) эта неудача   описывается   с  великим объективизмом   и    потрясающей   простотой: участники складчины, расставаясь  со  своим  имуществом  и  беднея, начали  скрывать  свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности»  был   оставлен   как  хозяйственно   несостоятельный,   а религиозно-нравственный - неудавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится.

Общность имущества  вообще есть дело претрудное  и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммуниз мом (как делают анархисты коммунисты).

Неразделенный крестьянский двор, где ссорятся две-три семьи, - не есть образчик социализма. Добровольную общность части имущества мы наблюдаем в артели, в ученом обществе, у студенческой организа ции, у скаутов, у «Соколов», в кооперативе, в акционерной компании и т. д. Во всем этом нет никакого социализма, ибо это есть общность добровольная, не отменяющая частную собственность и могущая быть прекращенною. Социализм же принудителен, окончателен, бессрочен и враждебен частной собственности.

Элемент социализма имелся в русской крестьянской общине, государственно-принудительной, бессрочной и ограничивающей свобод ное распоряжение землей. Община казалась целесообразной и «соци альной» потому, что связанные ею крестьяне старались преодолеть ее отрицательные стороны справедливым распределением пользуемой земли и несомого бремени (переделы по едокам и круговая порука). Но на деле это повело к аграрному перенаселению в общине и во всей стране, к экстенсивности и отсталости крестьянского хозяйства, к стеснению и подавлению личной хозяйственной инициативы, к аграрным иллюзиям в малоземельной крестьянской среде и потому к нарастанию революционных настроений в стране; ибо замаринованные в общине крестьяне воображали, будто в России имеется неисчерпае мый запас удобной земли, который надо только взять и распределить, - тогда как осуществившийся в начале революции «черный передел» дал им на самом деле прирезок в две пятых одной десятины на душу (чтобы затем отнять у них и всё остальное).

История показывает, что с социализмом всегда связывались всевоз можные иллюзии и самые необоснованные надежды. Наша эпоха призвана разрушить эти иллюзии, погасить эти надежды.

Разъединенные телом и душой, духом и инстинктом самосохране ния, - люди способны выносить общность имущества лишь постольку, поскольку им удастся преодолеть это разъединение любовью, дружбой, совестью, щедростью, личным благоволением, духом, внутренней дисциплиной и, главное, добровольным согласием.

При всяких иных условиях общность имущества будет вести только к разочарованию, вражде, насилию, воровству и хозяйственным неуспехам. Она будет создавать каторжный, тоталитарный режим, всеобщее рабство и падение культуры. Современному человечеству, захваченному социалистическими иллюзиями, придется все это изжи вать - до протрезвления.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Христианский социализм"
СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2011 9:38 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 22, 2008 3:00 am
Сообщения: 5192
Откуда: Русский Pagan Land,ДВ.Националист, антигоссиянин.
Вероисповедание: Язычествующий агностик.
Простой вопрос Явным капиталистам-кому должна принадлежать нефть-народу или олигархерам?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 124 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 278


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }