До конца разоблачить антипатриотическую группу театральных критиков
Космополитизм - чуждость жизни и историческим интересам своего народа, холуйское преклонение перед буржуазной культурой Запада и столь же холопское непонимание великой ценности могучей русской национальной культуры и культуры других братских народов СССР. Космополит, злорадно хихикая, силится, во что бы то ни стало "обнаружить" ту или другую "параллель", ту или другую примету сходства явлений русской культуры с культурой Запада.
В подлом стремлении доказать, что культура русского народа "заимствована" у Запада, проявляется все ничтожество таких лжедеятелей культуры, людей без роду и племени, внутренней сущностью которых является помесь лакея Смердякова из "Братьев Карамазовых" и лакея Яши из "Вишневого сада", влюбленных "во все "заграничное". Космополитизм, презрен уже со времени своего зарождения, в нашу эпоху является прямым орудием черной империалистической реакции. <...>
("Литературная газета" 29 января 1949 года)
На чуждых позициях
<...> Только люди чуждые советскому обществу, безродные космополиты, лишенные священного чувства любви к Родине, к родной культуре могут отрицать передовую роль и великое преобразовательное значение советской литературы и искусства Вредоносные космополитические идейки людей такого рода наносят прямой ущерб интересам народа, интересам советской литературы и искусства.
Примером тому является "деятельность" группы театральных критиков, в которой объединились Ю.Юзовский, А.Гурвич, И.Альтман, А.Борщаговский, Е.Холодов (Меерович) Г.Бояджиев, Л.Малюгин, Я.Варшавский и др. Этой группе безродных космополитов не дороги интересы Родины, интересы советского народа. Зараженные упадочной идеологией буржуазного Запада, раболепствуя перед иностранщиной, они отравляют здоровую творческую атмосферу советского искусства тлетворным духом буржуазного ура-космополитизма, эстетства и барского снобизма.
Выступления этих эстетствующих антипатриотов, людей без роду, без племени, направлены против всего нового, передового в советской драматургии и театре. Эстетство - по природе своей - антинародно, антипатриотично, антинационально. <...>
("Культура и жизнь" 30 января 1949года)
Критика, враждебная народу
<...> Только люди, враждебны советскому народу, чуждые нашей социалистической Родине, лишенные чувства патриотизма, не любящие советскую культуру, могут выступать против лучших произведений советского искусства, принижать их значение, подрывать их авторитет.
Именно так поступали представители антипатриотической группы театральных критиков, стоявшей на позициях, враждебных советскому искусству, и объединявшей таких завзятых безродных космополитов, как Ю.Юзовский, А.Гурвич, И.Альтман, А.Борщаговский, Г.Бояджиев, Л.Малюгин, Я.Варшавский, Е.Холодов.
Эти буржуазные критиканы и их прихвостни, поставившие перед собой цель - срывать работу советских драматургов и театров, систематически шельмовать советских писателей, подвергать яростным атакам каждое новое произведение, появляющееся сценах наших театров. Почти все лучшие советские пьесы созданные после войны и получившие признание самых широких масс народа, были встречены яростными, наглыми, атаками антипатриотической группы. <...>
("Советское искусство" 5 февраля 1949 года)
На собраниях в Малом театре и МХАТ СССР им. Горького
<...> В своем выступлении Е.Гоголева говорила о том значительном ущербе, который нанесла нашему искусству деятельность безродных космополитов. Б.Никольский, Л.Прозоровский и А.Дикий рассказывали, как упорно на протяжении многих лет антипатриотическая группа критиков пыталась сорвать работу Малого театра по созданию современного советского репертуара.
- Мудрая, вдохновляющая помощь партии пришла, как всегда, вовремя, и мы благодарно принимаем эту помощь, - сказал художественный руководитель театра К.Зубов. <...> Актеры и режиссеры МХТ с гневом и возмущением говорили в своих выступлениях о враждебной, антинародной деятельности воинствующих буржуазных эстетов, последовательно клеветавших на советскую драматургию, тормозивших развитие советского искусства. <...>
("Советское искусство" 12 февраля 1949 года)
«КОСМОПОЛИТИЗМ - ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ АМЕРИКАНСКОЙ РЕАКЦИИ». СТАТЬЯ В «ПРАВДЕ» ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ ПЕЧАТИ МИД СССР Г. П. ФРАНЦЕВА
После завершения Второй мировой войны космополитизм как идеологическая оболочка империалистической реакции поступил на вооружение Уолл-стрита и его агентуры. Служебная роль растленного космополитизма никогда еще не была столь очевидной и откровенной. Именно потому, что правящие американские круги поставили в порядок дня завоевание мирового господства, они подняли на щит космополитизм как наиболее удобную форму пропаганды своих захватнических, экспансионистских планов, своей борьбы против растущих сил социализма и демократии во всем мире, против СССР и стран народной демократии.
В современных условиях космополитизм является идеологией американского господства над всем миром, идеологией подавления свободы и независимости народов – больших и малых, идеологией колонизации европейского – и не только европейского – континента.
Идеологи американских монополистов и их правосоциалистические лакеи со всей силой обрушиваются на понятие национального суверенитета и национальной независимости. Они третируют это понятие как устаревшее, требуют выбросить его в мусорный ящик истории, ибо народы якобы должны отказаться от своих национальных интересов и традиций, предав свое национальное достоинство.
Именно эту точку зрения пропагандирует, например, вашингтонская газета «Стар». В номере от 6 февраля, говоря о Североатлантическом пакте, который она считает первым шагом к созданию «Соединенных Штатов Европы», газета выражает удовлетворение тем, что англичане «потеряли в значительной степени свою гордость» и призывают народы Европы «забыть национальную гордость».
Конечно, оруженосцы американского империализма тут же всячески превозносят «американский образ жизни», выдавая строй США за «высший образец» демократии, всячески расписывая американцев как представителей «высшей расы», призванной господствовать над всеми другими народами. Суды линча, зверства Ку-Клукс-Клана, чудовищная дискриминация 13 млн. негров, фашистские «подвиги» так называемой комиссии по антиамериканской деятельности – все это выдается за «высшее проявление цивилизации». Разлагающаяся буржуазная цивилизация ничего иного и не может предложить человечеству, кроме мракобесия, человеконенавистничества, звериного шовинизма.
Идеологи империалистической реакции пытаются представить откровенно агрессивный курс американских правящих кругов, их стремление к закабалению народов как «закономерное» движение истории, как «веление» исторической необходимости.
Эта пропаганда встречает полную поддержку со стороны буржуазии европейских государств, отдавшей свои страны в кабалу империалистам США. Реакционные политики, публицисты, социологи и философы, лидеры правых социалистов – все темные силы капиталистического мира соревнуются в этом черном деле, надеясь при помощи космополитической пропаганды разложить волю народов к сопротивлению американской агрессии.
Загоняя народы в тиски Североатлантического пакта, направленного против СССР и стран народной демократии, повергая с помощью «плана Маршалла» целые страны в экономическую, политическую и военную зависимость от американских монополистов, проповедники мирового господства США на всех перекрестках провозглашают, что народам пора забыть о своем национальном суверенитете. Эта пропаганда имеет целью скрыть новую измену буржуазных правительств и их правосоциалистических прислужников национальным интересам своих стран, выразившуюся в подписании Североатлантического пакта. «За спиной этого пакта, – говорится в заявлении МИД СССР, – стоят не только правящие агрессивные круги США и не только такие его британские вдохновители, как Черчилль или Бевин, но и немало других поджигателей войны, которые помельче».
Пропаганда космополитических идей в буржуазных государствах Европы все более ширится. Возьмем, например, Англию. То здесь собирают «ученых и философов», объявляющих всякий патриотизм «идолопоклонством», то продажные перья наймитов империалистической реакции в пухлых томах доказывают, что главный враг на идеологическом фронте – это... патриотизм.
Стремясь спутать карты и изобразить себя борцами против национализма, идеологи космополитизма лицемерно объявляют националистами всех тех, кто борется за национальный суверенитет, отстаивает политическую, экономическую и духовную независимость стран и народов. Причем одни из них демагогически заявляют, что надо сломать «экономический национализм», подразумевая под этим экономическую самостоятельность государств и народов. Другие – ополчаются против «идеи национализма», разумея под этим право народов на национальную независимость.
На деле все эти апологеты космополитизма являются проповедниками самого оголтелого, агрессивного национализма империалистов США и Англии, где нашли пристанище, разумеется, все мракобесы, особенно осколки немецкого фашизма.
Само собой разумеется, что с особым рвением подвизаются на космополитическом поприще верные лакеи буржуазии – правые социалисты, все эти блюмы, реннеры, шумахеры и иже с ними. Так, лидер австрийских правых социалистов Карл Реннер утверждает, что будто бы «технический прогресс начал теперь подрывать основы национального государства». Реннер, чтобы создать видимость аргументации в пользу оголтелого кос мополитизма, громоздит одну ложь на другую. Реннер утверждает, что «святилища национальной культуры ломаются со всех сторон», и предвещает гибель национальным литературам, так как литература, видите ли, стала ныне мировой. Известно, что нет и не может быть литературы не национальной, что мировая литература создается из вкладов всех наций. Но что до этого лакею американских империалистов Реннеру!
Буржуазные космополиты проповедуют отвратительное низкопоклонство перед Соединенными Штатами, цинично утверждая, что американская экспансия есть средство распространения высокой культуры. Немецкие фашисты, кстати сказать, тоже хорошо знали, что нельзя подчинить себе народы, не разложив их национального самосознания. Именно фашисты старались всеми способами морально разоружить народы. Нынешние космополиты откровенно признают, что гитлеровцы, насаждая свой гнусный «новый порядок», руководствовались «велениями истории» и что теперь эти «веления истории» призваны осуществить англо-американские империалисты. Современные идеологи буржуазного космополитизма творят то же самое черное дело, которое творили идеологи гитлеризма.
III
Подымая на щит любых предателей народных интересов, всякого рода квислингов, служащих американскому империализму, космополиты восхваляют всех изменников, всех перебежчиков и дезертиров, забывших свою родину, нагло объявляя их «передовыми» людьми. Легко понять, что особые восторги американских «космополитов» вызывают те профессиональные ренегаты и предатели из рядов антинародных политических групп и партий, которые перешли на службу американской разведки.
Собирая вокруг себя весь этот сброд, инсценируя в маршаллизованных странах «тягу» к сооружению всякого рода «европейских федераций», «Соединенных Штатов Европы» и пр., Уолл-стрит выступает с бредовой программой создания так называемого «мирового правительства», «сверхнационального правительства», или «мирового государства», которое должно подчинить и растворить в себе все народы, все государства.
Об этом говорят не только социологи, публицисты, литераторы, но и руководящие деятели США и Англии. Официальный представитель США в Организации Объединенных Наций Джессеп открыто заявил, что Североатлантический пакт приведет к созданию «мирового правительства». Матерый поджигатель войны Черчилль, являющийся одним из важнейших проповедников «Соединенных Штатов Европы», считает, что для США и Англии «впоследствии может возникнуть принцип общего гражданства».
Уже упоминавшаяся нами газета «Стар», комментируя роль Североатлантического пакта в создании «Соединенных Штатов Европы», без обиняков заявляет, что «краеугольным камнем в этом здании является, конечно, Америка» и что границы между европейскими государствами при создании такого союза «в конечном счете будут иметь не больше значения, чем они имеют в Соединенных Штатах».
Английский философ-мракобес Б. Рассел прямо пишет, что, говоря о «мировом государстве» и «сверхнациональном правительстве», следует понимать мировое господство американского империализма.
Важнейшим шагом на пути создания этого «мирового государства», как пишет А. Хаксли, является создание сверхмощного монопольного атомного треста под контролем США и захват этим трестом всех запасов урановых и ториевых руд на всем земном шаре.
Ученые лакеи английских империалистов заявляют, что техническая сторона «мирового правительства» уже раскрыта в государственном устройстве Британской империи и дело, следовательно, лишь за тем, чтобы превратить все независимые страны в доминионы и колонии британского империализма.
Наоборот, идеологи американского империализма, в свою очередь, заявляют, что образцом «мирового правительства» являются США и дело лишь за тем, чтобы все независимые народы и страны были сведены к положению штатов Техас или Юта.
Буржуазные «теоретики» международного права в полном соответствии с заданиями Уолл-стрита разрабатывают космополитические теории, пытаясь доказать, что субъектом международного права являются не государства, а отдельные личности. Согласно этим теориям, не существует ни суверенных прав государств и народов, ни прав гражданства, ни патриотического долга. Существуют лишь скопища «индивидуумов», «граждан мира», которыми вольны распоряжаться американские империалисты.
Обосновывая стремление американского империализма к мировому господству, один из американских проповедников безродного космополитизма Кон, клевеща на народы, пишет, что «есть бесцветные личности и бесцветные народы, не имеющие выраженного жизненного пути». В противоположность этим «бесцветным народам» Кон восхваляет на старый фашистский манер народы «высшего типа», в которых «некоторые общечеловеческие черты получают особое развитие», то есть народы по самой своей природе «космополитические» и поэтому якобы призванные играть господствующую роль. Такова новейшая расовая теория, предназначенная служить интересам американских империалистов.
Только рабочий класс, руководимый своим коммунистическим авангардом, ведет последовательную борьбу за национальный суверенитет, против империалистических хищников, покушающихся на свободу и независимость народов.
Выступая против планов империалистической экспансии и агрессии по всем линиям, трудящиеся массы зарубежных стран находят испытанного вождя в лице коммунистических партий. Коммунистические партии объединяют свои усилия на основе общей антиимпериалистической и демократической платформы и собирают вокруг себя все демократические и патриотические силы народов.
Идеологам англо-американских империалистов не удастся обмануть народы фиговым листком космополитизма. Об этом свидетельствует могучий рост национально-освободительного движения угнетенных народов Европы и Азии, борющихся против империализма, за свою независимость и свободу.
|