Владимир Юрганов писал(а):
я так понимаю, что духовничество появилось у нас из-за деятельности исихаста св. Паисия.
его духовные дети организовали у нас некоторое количество монастырей.
Самым известным из которых был Оптина пустынь.
Я как раз об этом и говорю - это сугубо монашеская практика.
Владимир Юрганов писал(а):
и самы известные люди не пренебрегали советами старцев. Пример - Сергей Нилус и его духовник преподобный Варсонофий Оптинский
Ок, значит подобное явление в церковной жизни является относительным новшеством - начало появляться не ранее 2-й половины 19 века. А пышным цветом расцвело лишь в пост-советское время на пост-советском пространстве.
Есть на эту тему подробная статья известного современного старообрядческого начетчика Андрея Езерова -
http://portal-credo.ru/authors/lestovka ... =txt&id=82Владимир Юрганов писал(а):
духовное водительство опытного наставника или прозорливца никому вреда не приносило.
Духовное водительство это опять таки со стороны монаха. Как пишет Езеров - ""В истории монашества описаны весьма разные способы, которыми наставники обучали учеников. Иной старец мог ничего не говорить, но ученик должен был повторять все его дела. В других случаях наставник испытывал послушание новоначального. Иногда практиковалось откровение помыслов. Однако при любом способе наставничества главной целью старчества было должное воспитание инока, помощь новоначальному в сложном и тернистом пути монашеского возрастания.
Вне среды иноческого воспитания старчество не существовало по одной простой причине: старец мог научить только той науке, которую постиг – иноческому житию.
Владимир Юрганов писал(а):
после 17 года исихазм как течение в русском православии был сведен к минимуму.
потому духовничество и исчезло.
А может быть это и не так плохо, что подобная странная практика зародившаяся в РИ в позднеСинодальный период исчезла? В средиземноморских и балканских поместных православных церквах насколько мне известно, эта практика не существует.
Владимир Юрганов писал(а):
хорошо ли, что духовничество существует? разумеется, да!
Для монахов, да, согласен. А что хорошего в этом для мирян?
Владимир Юрганов писал(а):
любой ли священник может быть таким духовником. Нет конечно.
На практике в РПЦ получается, что любой. Так как любой молодой человек закончив семинарию и рукоположившись автоматически на приходе становится "духовником".
Владимир Юрганов писал(а):
Но спрашивать совета свеого батюшки обязательно надо.
Почему обязательно? Зачем? По каким вопросам? Например я собираюсь купить машину. Должен ли я при этом спрашивать совета "батюшки"? Покупать или не покупать? Если покупать, то какую марку, какого цвета, ручник или автомат и т. д. ?
Владимир Юрганов писал(а):
а благословение - так это совсем иное. и пренебрегать этим, на мой взгляд - грешно.
Ну тут я совсем далёк от подобной тематики, поэтому даже не берусь обсуждать... Даже когда я был прихожанином одного из приходов РПЦ МП мне эта практика была совершенно не понятна.