Соборная Клятва 1613 года
Соборный Акт 1613 года в первоначальных частях практически дословно воспроизводит текст Соборной Грамоты 1598 года, это «Богословие», «Родословие» вплоть до смерти Царя Феодора Иоанновича и начало уговоров Царицы Ирины Феодоровны и правителя Б.Ф.Годунова о наследовании Царского Престола(238).
Далее же следует очень большой раздел, который начинает с оригинальных уже описаний согласия Б.Ф.Годунова взойти на Престол и венчания Царя Бориса Феодоровича на Царство Святейшим Патриархом Иовом в Успенском соборе кремля. В продолжении этого раздела описываются события конца Царствования Государя Бориса, связанные с появлением Самозванца. Далее следует свидетельство об удушении «Царевича» Феодора Борисовича, его Матери и о пострижении и заточении Царевны Ксении и свержении с Патриаршего Престола Святейшего Иова, замененного архиепископом-изменником Рязанским Игнатием. Далее говорится о Самозванце и при упоминании об истинном Царевиче Димитрии Иоанновиче приводится свидетельство его матери инокини Марфы: «Она же всеявно исповеда, яко сынъ ее царевичъ Дмитрей на Углече, повелениемъ Бориса Годунова, яко незлобивое агня, закланъ бысть въ 99-м году, и свима руками она многострадальное его тело погребе, и образ лица его из сокровищ своих iзнесе»(239). Потом следует краткое свидетельство о соборном прошении к князю В.И.Шуйскому о восшествии на Царский Престол. Царь Василий воцарился на три года и одиннадцать месяцев. На это время он заключил перемирие с королем Сигизмундом. И далее идет версия известных событий вплоть до созыва в Январе 1613 года Великого Московского Собора(240).
Далее следуют описание самого Собора, его определения не искать на Московский Престол иностранных претендентов и избрания Царем Михаила Феодоровича Романова-Юрьева, а также описание длительных уговоров о восприятии Царства его Матери Инокини Марфы и самого М.Ф.Романова-Юрьева с уверениями и крестными целованиями служить новому Царю без измены. После же их согласия и прибытия нового Царя Михаила в Москву Московский Собор в Мае 1613 года вновь совершает Крестное целование на верность, и здесь воспроизводятся все формулы подобной присяги 1598 года(241).
В заключительной части Соборной документа 1613 года - собственно в «Утверженной Грамоте» содержится клятва со страшными проклятиями возможным изменникам: «Слышавше сия Митрополиты, и Архиепискупы, и Епискупы приговор о Утверженной Грамоте всего Освященнаго Собора и Государевых боляр, i весь Царскиi сигклит и христолюбивое воинство, повеле писатi сию Утверженную Грамоту, и да незабвенно будет писаное в неi в роды и роды i во веки. Ея же по мале времяни написавше, и прочтоша сию Утверженную Грамоту на Вселенском Соборе, i выслушав на болшое во веки укрепление, Митрополиты, и Архиепискупы и Епискупы руки свои приложили, и печати привесили», а Архимариты, и Игумены и честных монастырей соборные Старцы руки свои приложили; «а боляре, и околничие, i дворяне i дiяки думные руки же свои приложили на томъ, какъ в cei Утверженной Грамоте написано с совету всего Освященнаго Вселенскаго Собора, и боляр, i дворян и всехъ чиновъ всяких людеi царствующего града Москвы и всея Руския земли, всему инако не быти, а быти такъ во всемъ по тому, какъ в cei утверженной грамоте писано. А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Богъ благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинитi, i таковыi аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или инъ хто от простых людеi и в какомъ чину ни будi, по Священным Правилом Святыхъ Апостол, и Вселенских Седми соборов святыхъ отецъ и помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего iзвержен будет, и от Церкви Божиi отлучен i Святыхъ Христовыхъ Тайн приобщения, яко расколникъ Церкви Божия i всего православнаго хрестьянства мятежникъ, и разоритель Закону Божию, а по Царскимъ законом месть восприимет, и нашего смиренiя и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне i до века; понеже не восхоте благословениями Соборнаго Уложения послушания, темъ и удалися от него и облечеся в клятву. Егда же написавше и совершихом сию Утверженную Грамоту, и Святителскима рукама укрепльше и печатми своими утвердивше, вкупе и болярскими руками, и честных монастырей Архимаритов, и Игуменов, и соборных Старцов i всего Освященнаго Собора, непреложнаго ради и непременнаго утвержения, тогда Митрополиты, и Архиепискупы, и Епискупы с Архимариты и с Ыгумены, и с соборными Старцы и со всемъ Освященнымъ Собором, и з боляры, и з дворяны и с приказными людми, яко, да вкупе духовный советъ сотворше, соборне изберут место и поведят вкупе, в нем же аще сохранно утвердивше положити сию Утверженную Грамоту, да будет твердо и неразрушимо в предъидущая лета в роды и роды и не прейдет ни едина черта, или ота едина от написанных в неi ничесоже. И тако вси вкупе совещавшеся, и твердым согласием Святаго Духа положиша ю в хранила Царские к Докончалным и Утверженным Грамотам».
А на Соборе были Московскаго государства и изо всехъ городов Росийскаго Царствiя власти, Митрополиты, и Архиепискупы, и Епискупы, и Архимариты, и Игумены, и Протопопы i весь Освященный Соборъ, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, i думные дворяне и дiяки, и жилцы, i дворяне болшие, и дворяне iз городов, i дiяки ис приказов, и головы стрелетцкие, и всякие приказные и дворовые люди, и гости, и сотники стрелетцкие, и атаманы казачьи, и стрелцы и казаки, и торговые и посадцкие, i всяких чинов всякие служилые и жилетцкие люди, и изо всехъ городов всего Росийскаго Царствiя выборные люди, которые присланы с выборы за всяких людеi рукамi о Государском обиранье(242).
«А уложена бысть и написана сия Утверженная Грамота за руками и за печатми Великого Государя нашего Царя i Великого Князя Михайла Федоровiча, всеа Русиi Самодержца, в царствующем граде Москве в первое лето Царства его, а от создания мiру 7121-го, индикта 11-го, месяца маiя в...день»»(243).
Как видим, формулы клятвы 1598 года полностью сохранились и ничем принципиально новым, за исключением мелких стилистических особенностей, эти клятвы не различаются. Дело Святителя Иова церковно и государственно утвердилось, и было продолжено в духовно-политической жизни России, а его справедливость была подтверждена тем, что крепость Российского Самодержавия продержалась до 2 Марта 1917 года.
http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03 ... 1598_goda/