АНТОН ПОПОВ Член оргкомитета
Грабительская колониальная экономика
Наше решение
Результаты 12-летнего периода путинской «стабильности» ужасают даже в сравнении с хаосом 90-х годов. Зависимость экономики от нефтегазовых доходов стала тотальной (в 2011 г. они составили 54% доходов федерального бюджета, против 18% в 1999 г.). Объем вывоза капиталов из страны превышает показатели 90-х на порядок, по темпам роста ВВП Россия отстает от большинства своих ближайших соседей – даже от Таджикистана. Все эти годы мы наблюдали последовательную узурпацию различных отраслей экономики полугосударственными корпорациями-монополистами и олигархическим бизнесом, принадлежащим узкому кругу лиц, тесно связанных с правящим режимом. Это сопровождалось систематическим удушением любой серьезной конкуренции, часто – с опорой на административный ресурс, иногда – открыто криминальными методами. Современная Россия построила экономику, не имеющую аналогов и прецедентов в мире – основанную на коррупции целиком и полностью. Построение «энергетической сверхдержавы», по сути, вылилось в проведение откровенно колониальной политики в отношении собственной страны.
Мы обязаны положить этому конец, если хотим, чтобы у нашей страны и нашего народа было будущее.
В первую очередь мы считаем необходимым радикально изменить сам смысл экономической политики. Ее целью может быть лишь одно – повышение благосостояния, преумножение богатства (материального и духовного) русского народа и всех прочих коренных народов России , через целенаправленное стимулирование спроса, в интересах развития общества, социальной инфраструктуры и производительных сил. В фокусе экономики должен быть человек, а не абстрактные идеи «построения современной экономики», «удвоения ВВП», «создания энергетической сверхдержавы» и т.п.
Для повышения благосостояния общества необходимы, в первую очередь, уверенность в будущем и стабильность, но не сегодняшняя «стабильность» упадка и гибели, а настоящая стабильность здорового роста и развития. Основой ее может быть только безусловность и незыблемость права частной собственности. В настоящий момент это право в России декларировано, но на практике лишено эффективных механизмов защиты от посягательств, прежде всего со стороны государства. Мы считаем, что частная собственность граждан России является важным составным элементом их естественных прав, принадлежащих им от рождения. Более того, именно она является и главной основой богатства страны, и как таковая, должна быть защищена всей мощью государства. Соответствующие нормы будут включены в новую Конституцию и Гражданский кодекс. Эффективная защита послужит наилучшим стимулом к тому, чтобы частная собственность служила интересам общества. Разумеется, священной и неприкосновенной является лишь та частная собственность, которая получена законным путем и признана обществом справедливой.
Мы считаем важным положить конец порочному кругу передела собственности, сопровождавшего каждый переход власти последние 20 лет. Сделать это возможно только одним путем – окончательно признав итоги приватизации и гарантировав их от любого пересмотра в будущем. Тем не менее, мы отдаем себе отчет в том, что в большинстве случаев приватизация крупных предприятий и производственных комплексов осуществлялась с нарушениями принципов законности и справедливости, и убеждены, что общество должно получить за это адекватную компенсацию. Наиболее разумно осуществить это в виде специального компенсационного налога, призванного возместить как прямые убытки, так и недополученную прибыль за истекший период. Данный налог может уплачиваться как в денежном выражении в рассрочку, так и единовременно пакетами акций, гарантирующими участие в извлечении прибыли в будущем.
Принципиальное отличие нашей концепции компенсационного налога от той, которая в настоящее время предлагается правящим режимом, следующее: мы убеждены, что налог должен выплачиваться в пользу общества в целом, а не уходить в «черную дыру» государственного бюджета. Средства, получаемые от компенсационного налога, будут направляться в специальные целевые фонды, призванные решить наиболее острые социальные проблемы России: реальное обеспечение граждан доступным жильем, достойное пенсионное обеспечение, здравоохранение и образование.
Такие механизмы повышения благосостояния общества смогут эффективно функционировать лишь при условии систематической и бескомпромиссной борьбы с коррупцией на всех уровнях. Считаем, что наиболее эффективным средством такой борьбы, а также профилактики коррупционных преступлений, являются не столько наказания в виде лишения свободы на длительный срок, сколько карательные меры экономического характера – конфискация имущества коррупционеров и членов их семей, вне зависимости от того, получено оно преступным путем или нет, с оставлением лишь такого имущества, которое необходимо для обеспечения минимального прожиточного минимума. Мы абсолютно убеждены, что при условии твердого и последовательного проведения подобной политики безудержному разгулу коррупции будет положен предел в самые сжатые сроки.
Мы видим Россию страной собственников – самостоятельных, уверенных в завтрашнем дне, крепко стоящих на ногах. Малый и средний бизнес, а также фермерство на селе являются и становым хребтом экономического благополучия страны, и основой для формирования подлинного гражданского общества. В связи с этим именно развитие данных секторов экономики должно стать приоритетом для российского государства.
Ключевыми стимулами для развития малого и среднего бизнеса в России мы считаем:
1. Максимальное упрощение процедуры регистрации предприятий, а также радикальное сокращение административных процедур, разрешений, согласований, и т.д.
2. Гарантию эффективной защиты от произвола, в первую очередь – со стороны государства. Малый бизнес должен быть свободен от террора избыточных проверок.
3. Обеспечение доступности кредитных ресурсов – должны быть созданы специальные программы льготного кредитования на льготных условиях.
Развитие крестьянства (фермерства), а также малого и среднего предпринимательства на селе является для нас важнейшим направлением аграрной политики. Огромное количество пустующих плодородных и пригодных для экономического использования земель по всей России остро нуждаются в хозяине. По сути, нам нужна масштабная программа освоения обширных территорий собственной страны, новая «крестьянская колонизация».
Мы считаем целесообразным прибегнуть к лучшему мировому опыту в данной области, в частности – американскому. Государство должно не продавать земельные угодья, как предлагается сделать сейчас, а раздавать их бесплатно, обеспечивая за свой счет строительство необходимых коммуникаций и инфраструктуры на определенных условиях. Эти условия: целевое использование земли; ведение на ней хозяйства в течение оговоренного периода времени (например, не менее 5 лет); инвестиции в улучшение и экономическое развитие участка. При несоблюдении данных условий участок возвращается в общественный земельный фонд, и может быть предоставлен новому соискателю. При соблюдении всех условий в течение оговоренного периода времени участок переходит в полную и безусловную частную собственность владельца.
Мы считаем, что долгосрочная выгода от общего роста экономики, развития товарооборота, увеличения благосостояния населения и налогооблагаемой базы далеко превышает ту сиюминутную прибыль, которую государство может извлечь из единовременной продажи земли.
В области налогообложения должен действовать схожий принцип: предпочтение долгосрочной выгоды от увеличения оборота и ускорения экономического роста попыткам решить сиюминутные проблемы государственного бюджета за счет увеличения налоговых ставок. Ни для кого не секрет, что последнее ведет лишь к падению реальной собираемости налогов и оттоку капитала из страны. Бороться с этим карательными мерами бессмысленно и неэффективно, необходимы фундаментальные изменения в самой налоговой системе.
Прежде всего, должен быть резко снижен объем налогового администрирования. В настоящее время переусложненные, запутанные и непрозрачные бюрократические процедуры взаимоотношений с налоговыми органами доставляют налогоплательщикам больше проблем, чем собственно налоговые ставки и тарифы. Необходимо повернуть налоговую систему лицом к налогоплательщику, у него не должно быть ощущения, что его систематически обманывают. Следует обеспечить реальные и очень существенные налоговые льготы малому бизнесу – как самому предприятию, так и его работникам в части налогообложения их доходов.
В корпоративном секторе необходима отраслевая дифференциация налоговых ставок. Нефтегазодобывающие и сырьевые компании, извлекающие сверхприбыли из эксплуатации природных ресурсов, являющихся общенациональным достоянием, по справедливости должны нести и наибольшее бремя социальной ответственности, в то время как развитие предприятий в наиболее приоритетных отраслях промышленности, наукоемких и инновационных производств должно поощряться значительными льготами.
Доходы граждан будут облагаться налогом по прогрессивной шкале, однако порог прогрессивности будет определен на таком уровне, чтобы не затронуть благосостояние основной массы населения.
Мы отдаем себе отчет в том, что сырьевую зависимость нашей экономики невозможно ликвидировать в одночасье, но государство должно предпринимать последовательные и целенаправленные шаги в данном направлении. По сути, нам необходима долгосрочная и фундаментальная программа новой индустриализации, направленная на построение современной и конкурентоспособной промышленности. Это комплексная и непростая задача, особенно учитывая, что в настоящий момент для этого не сделано почти ничего. Необходимыми условиями осуществления такой программы являются: разработка новой нормативно-правовой базы (в частности, современных технологических регламентов), создание долгосрочных инвестиционных программ, масштабное привлечение внутренних и внешних инвестиционных ресурсов (а для этого потребуются изменения в законодательстве и, особенно, в правоприменительной практике). Индустриальное развитие должно осуществляться на основе разработанных профессионалами перспективных планов развития отдельных отраслей, объединенных в рамках общей долгосрочной концепции экономического развития страны.
Мы верим, что Россия может и способна построить конкурентоспособную промышленность, науку и сельское хозяйство в рамках открытой мировой экономики. Однако для того, чтобы стать равноправным и самостоятельным экономическим центром в сложном современном мире, необходимо уметь защищать свои собственные национальные интересы. Однозначное предпочтение должно отдаваться развитию реальной экономики на основе работы фундаментальных научных школ за счет задействования преимущественно имеющегося внутри страны капитала. Иностранные инвестиции России, конечно, необходимы, но отношения с инвесторами должны быть прозрачными и упорядоченными. Владение российскими предприятиями для иностранных юридических лиц может допускаться лишь при условии прозрачности структуры собственности, наличия положительной репутации и истории на рынке. Владение российскими юридическими лицами через оффшорные компании недопустимо.
Среди других мер, которые призваны обеспечить экономическую безопасность и независимость нашей страны, наиболее важными являются:
- Налоговая дифференциация. Применение повышенной ставки налогообложения для лиц, приобретающих дорогостоящую недвижимость или иные активы за границей, а также получивших иностранное гражданство или вид на жительство, и/или проводящих в России менее 186 дней в году, а также для членов их семей.
- Замораживание тарифов естественных монополий на три года и формирование общественных комиссий по рассмотрению и контролю над затратами. Любое дальнейшее повышение тарифов возможно лишь по результатам работы таких комиссий.
- Ограничение непроизводительных спекулятивных инвестиций путем введения налога на коммерческие валютообменные операции инвестиционного характера, осуществляемые в значительном объеме.
- Разделение финансовых рынков по принципу «резидент-нерезидент» с созданием отдельных систем торгов для каждой группы инвесторов.
- Формирование внутреннего рынка капитала и облегчение доступа бизнеса на такой рынок. Расширение кредитования реального сектора через целевой доступ банков к средствам накопленных федеральных фондов. В течение трех-пяти лет общий объем кредитной задолженности российских предприятий должен быть в значительной степени замещен средствами, полученными на внутреннем рынке капитала.
Мы рассчитываем, что предлагаемый нами комплекс правовых, административных и экономических мер сформирует принципиально иной инвестиционный и экономический климат в России, и приведет к возвращению значительной части выведенных из страны капиталов, и намерены прилагать для этого все возможные усилия. Русские деньги должны вернуться в Россию.
Все это в совокупности будет способствовать построению новой российской экономики, которая сможет по-настоящему вывести Россию в число мировых экономических лидеров – по объемам реального произ водства и уровню развития науки и технологии, а не по стоимости экспортируемых энергоресурсов.
Ни нам, ни русскому народу не нужна еще одна индустриализация на костях простых людей. Быстрое экономическое развитие будет плодотворно, успешно и надежно лишь в тесной взаимосвязи с общим повышением благосостояния и благополучия российского общества, существенным улучшением качества жизни каждого гражданина России. Это - огромная и непростая работа, но мы уверены, что наши цели достижимы.
http://novayasila.org/position/node22/