С крушением Советского Союза были сокрушены также и ценности советского общества, в сумме своей составлявшие его идеологию. Если говорить точнее, их значение утратилось задолго до падения советской власти и предопределило его: ведь чем теснее общественная мораль соприкасается с государственной идеологией, тем прочнее само государственное здание и тем законнее власть в глазах народа. После войны вера народная в коммунизм и партию пошатнулась (чему и сама партия поспособствовала немало), старые идеалы уступили новым, а массовый трудовой героизм сменился массовой страстью к материальным благам. Разумеется, в этих условиях власть прибегла к силе - последнему средству сохранить хотя бы видимость преданности народа советским ценностям. Но так как и власть была слабей, и народ умнее, все это приобрело комически-карикатурный характер, высмеянный фильмами 80-х ("Асса", "Забытая мелодия для флейты"). Своей политикой власть добилась обратного эффекта: насаждение привело к большей дискредитации ценностей, а не к их реанимации в народе. Третье и последнее обесценивание их произошло после развала Союза, который как бы свидетельствовал о полной несостоятельности его идеологии. Но наряду с коммунистическими идеями были дискредитированы и многие положительные понятия - идейность, верность долгу, коллективизм. Устарели ли они? Вовсе нет. Идейность - это готовность пожертвовать всем за свои убеждения, вера в высшее предназначение человека, которому служат осознавшие его люди, посвящение всей своей жизни осуществлению какой-либо благородной цели. История дает немало примеров положительно идейных людей: таковы были крестоносцы, иезуиты, вандейцы; в России - сторонники идеи Третьего Рима, славянофилы, почвенники, белогвардейцы. Русский национализм может быть только идейным, никак не политической возней за место под солнцем, а страстной верой в призвание русского народа, в спасительность именно русского пути в построении государства, никакого утилитаризма к русской культуре и национальным ценностям, мы должны освятить их в сердце своем, чтобы быть готовыми за них умереть. Идейность должна быть зрячей, а не слепой: фанатизм лишь губит идею. Но столь же вредна и излишняя рассудочность, ибо сомнение - враг действия. Источником нашей идейности должна быть горячая любовь к русскому народу и России, любовь, сравнимая с любовью юноши, возлюбленную которого похитил злодей: в ней смешаны тоска по любимой и ненависть к врагу. Неутолимая жажда обретения исторической России, тоска по ней и ненависть к врагам ее должны питать наш национализм, а не местечковый интерес, не узкий практицизм. Чем шире будут наши помыслы о России, тем больше будут наши усилия по ее спасению, тем смелее и дерзновеннее будем мы. Дайте волю чувствам, чтобы стать увереннее в борьбе! Не юридические права мы должны защищать, а Русскую Правду, справедливость, которая познается не в зале суда, а по мере приобщения к русской идее. Пусть кругом тьма лжи либеральной и коммунистической, путь нам озарят светочи русской мысли - Достоевский, Тихомиров, Ильин. Не надо боятся циничных насмешек над вашей идейностью, надо своим примером увлекать других и этим побеждать насмешников, ведь идейность испытывается в реальной борьбе. Если каждый русский националист станет идейным борцом с пламенным блеском в глазах, то победа русского движения станет лишь делом времени.
|