Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Сб май 17, 2025 2:42 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Валерий Примост "Жидяра"
СообщениеДобавлено: Вт окт 23, 2012 2:27 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт фев 04, 2010 1:49 pm
Сообщения: 261
Читайте пожалуйста http://lit.lib.ru/k/kostinskij_a_j/primost-02-jud.shtml


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Валерий Примост "Жидяра"
СообщениеДобавлено: Пт апр 26, 2013 10:54 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 05, 2011 12:49 pm
Сообщения: 223
Я потом обязательно почитаю про армию и дам резюме. Щас нет времени. Я был в стройбате и 2 раза евреев там встречал.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Валерий Примост "Жидяра"
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 3:05 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 05, 2011 12:49 pm
Сообщения: 223
Даю, как и обещал, развёрнутую критику повести.

Воздействие повесть на меня оказала. Прочитал на одном дыхании с большим удовольствием. Вещь неординарная в литературе о советской армии.
У меня в жизни был также такой период, когда я пытался оформить свой армейский опыт в литературную форму и при этом не уходить в приукрашивания ситуаций, не сочинять, не отклоняться от правды. Получилось горазде хуже. В своём изложении я столкнулся с такой проблемой. Если описывать свои унижения по духанке правдиво, без умалчивания о том, когда ты сдался и прошуршал полы и без преувеличения тех эпизодов, когда не ударил в грязь лицом, то получается полный депрессняк, записки обижаемого всеми нытика. Если писать не о себе, а о другом персонаже, который не сдался Системе и давал отмашки, то в итоге такой человек сам становился Системой, унижая более слабых духом сослуживцев. В этом случае получалось, того не желая, восхваление этой советской Системы подавления/размалывания личности. Вот настоящий мужик, всех порвал, проявил силу духа... Всем так надо в армии, рвать и мочить всех вокруг - русских и "чурок". Если такой собирательный персонаж выйдет всё же победителем Системы, то это уже сценарий для голливудского фильма, а не проза и правда жизни.

Автор повести и ушёл в этой патовой ситуации в литературные домыслы в угоду неправдоподобному основному сюжету. Возможно, по-другому бы и не получилось рассказать обо всё этом.
Герой повести, интеллигентный еврей с высшим образованием из Харькова Коханович, призванный служить в рембат, где царят волчьи уголовные законы, анализирует по винтикам всю эту совковыю систему своим еврейским умом, находит в себе нечеловечечские усилия оказывать сопротивления хорошо живущим дедам и выходит в итоге победителем из этой ужасной брйни, получая без соответствующего образования на второй год службы "блатную" должность санинструктора. Что само по себе является нонсенсом. Уж для санчастей округа в военкоматах нашли бы и призвали при СССР сотню-другую выпускников и учащихся мед.училищ или вузов. Трудно поверить в то, что человек с техническим образованием в повести лихо разбирается в мед.диагнозах, как это описано в повести. Уже в санчасти на втором году службы выживший после борьбы с дедами санинструктор Коханович всех своих пациентов активно наклоняет на полы, что также не соответсвует действительности. Да, молодых солдат для мытья полов санинструкторы, действительно, ложили в санчасть. Если в санчасть приходили "чушки"-среднеазиаты (узбеки, таджики...), то заставить их мыть полы ради "приза", попадания в госпиталь, было не так уж и сложно. А для "борзых" солдат болеть и попадать в госпиталь было "западлом". Мелкие болезни они старались переносить на ногах. Вряд ли бы санинструктор в санчасти заставил бы мыть полы "борзого" кавказца, как это описано в случае с чеченцем. Даже если бы чеченец с этим варикоцеле был очень болен и его бы попытались "наклонить" на полы в санчасти и в его роте не было бы "единокровных братьев", кто за него подписался бы, он бы просто ушёл бы ночевать из санчасти в роту и пришёл бы перед отправкой в госпиталь. Слишко уж санчасть - не то место, где может один санинструктор наклонить на полы "борзого" кавказца, если его до этого не наклонили за несколько месяцев службы. Тяжело поверить и в героическое сопротивление недоедающего еврея-интеллигента в рембате откормленным кавказцам, как правило, бывшим спортсменам-борцам с навыками. В стройбате я встречал несколько раз евреев. Психически они были полностью подавлены. Однажды в госпитале я встретил еврея из Киева, которого по духанке армяне гоняли в 30-градусный мороз вокруг казармы после отбоя в одном преисподнем. Он отморозил себе 30% фаланг пальцев рук и ног и их пришлось ампутировать. В школе, в 70-е годы, у нас в Харькове были евреи и с хулиганским уклоном, драчуны, двоечники-троечники, они готовили себя к ремесленной профессии - часовщика, ювелира, портного и т.д. В этой ситуции евреи из рабочего сословия, да, вероятно, могли бы не сломаться и выдержать натиск, но у них не было высшего образования, как у главного героя повести. И тут не совсем понятно, откуда у главного героя такая мощная сила духа и спортивная сноровка, когда даже бывшие спортсмены, "чурки", от него отскакивали, поджав хвост? Если он не из "нижних" еврейских слоёв, склонный к блатняку и криминальному образу жизни и духовными практиками не занимался. Напомню, что большинство из хорошо живущих "чурок" в советской армии имели представление об Аллахе и намазе в отличии от незнакомых с духовной культурой славянских призывников.

Если Коханович начал свой подъём по спинам товарищей своего призыва и уже стал вовсю припахивать их для работы за себя, то он, в какой-то мере, говоря армейским сленгом, "всосал уже службу" и замечающие это офицеры вполне тогда могли поставить его на "блатную" одиночную работу (дежурство, кочегарка...) или даже повесить лычки на погоны для командования однопризывниками. Он уже сказал А и поднялся над самой нижней социальной прослойкой армии. Он был борцом за одного себя, а не за общую справедливость, чтобы все мыли полы и туалеты по очереди. :D Своих товарищей по призыву он не жалел. Одному, правда, парню бесплатно он помог комиссоваться. (Кстати, откуда знания техники "косилова" эпилепсии, если он сам по образованию не медик?) За что и пострадал. Но пострадал он, если посмотреть шире, за неумение общаться со сверстниками после армейского дурдома на гражданке и за своё высокомерие. Это было единственное доброе дело, которое он сделал в армии за всю повесть. Поэтому почему-то главный герой и его страдания во мне не вызывают сочувствия. Духовные качества он в себе, действительно, воспитал, а душевные - нет. А примеры качеств души даже бывали и в стройбате. К счастью, не все русские и славяне там "обыдлялись".

Описанию природы в повести не отведено никакого места. Думаю, пара-тройка предложений о природе на контрасте во время чтения отвлекали бы от сплошной чернушной прозы бытия. Сергей Довлатов в лагерной прозе природу не забывал.

Теперь о наиболее понравившихся моментах. Очень интересно описаны переживания и размышления героя о чести и достоинстве человека в скотских условиях бытия. Про сдачу духовных бастионов (почистил сапоги деду - упал ещё на один пролёт вниз и т.д.)

Кстати, на Северном флоте в стройбате, где я служил, было всё-таки полегче, чем в Забайкальском (или, как его называют в армии, Забытом ВО) округе. Я был, выражаясь армейской терминологией, "чуханом" по духане, но были какие-то планки (или "бастионы", как сказал Коханович в повести), которые среднестатистический чухан не отдавал - я ни разу не стирал хбэшку дедам, ни разу не чистил дедам сапоги и не заправлял кровать, хотя "просьбы" были каждый день. :D Чем и ужасна армия, что нужно держать себя и не сдаваться не раз и не два, а каждую минуту каждые день и ночь. :crazy: Про Забайкальский ВО у нас рассказывали те, кто сидел под Читой, оставался там на поселении, на "химии", и работал с солдатами. Там, действительно, издевательства и унижения личности были ещё страшнее, чем на Северном флоте. Например, в госпитале издевательств вообще у нас не было. Это было "чистое тащилово" и там обычно лежало 80% тех, кто без проблем мыл полы, иначе выпишут. В госпитале у нас унижали лишь в шутку явно деградировавших личностей. На "губе" в Североморске также порядка было больше и тем более об опущениях в камере я никогда не слышал. :shock: Так что в этом плане сочувствую главному герою, что он оказался в самом тяжёлом месте службы.

Про нежелание офицеров заниматься работой в роте, поддерживать порядок и отдаче своих прямых обязанностей полностью на откуп хорошо живущим "чуркам" также хорошо подмечено. И в таком бардаке, кто "допирал" это, смело можно было мочить и "чушковатых" прапоров и офицеров. Они, как правило, не жаловались никуда о драках с солдатами, т.к. это было и позором для них в глазах своих коллег, и унижение показателей дисциплины в части перед лицом командования.

Присутствуют в повести и красочные художественные обороты описания драк. Например, "упал и боднул темечном ножку дивана". Или метафора о том, что безэмоциональные лица хорошо живущих кавказцев в строю напоминали своей непоколебимостью ряды ментовских уазиков. :D

Хотелось бы узнать у автора, как он после этого всего чувствовал себя и адаптировался к гражданской жизни. :beer: Мне лично было очень трудно адаптироваться к нормальной жизни. Советская армия, безусловно, хорошая школа жизни, но лучше её пройти заочно. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 222


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }