Чёрная Сотня http://www.sotnia.ru/forum/ |
|
Валерий Примост "Жидяра" http://www.sotnia.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=14657 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Митрофаний [ Вт окт 23, 2012 2:27 pm ] |
Заголовок сообщения: | Валерий Примост "Жидяра" |
Читайте пожалуйста http://lit.lib.ru/k/kostinskij_a_j/primost-02-jud.shtml |
Автор: | Рафаил Бенхаимович [ Пт апр 26, 2013 10:54 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Валерий Примост "Жидяра" |
Я потом обязательно почитаю про армию и дам резюме. Щас нет времени. Я был в стройбате и 2 раза евреев там встречал. |
Автор: | Рафаил Бенхаимович [ Пн май 27, 2013 3:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Валерий Примост "Жидяра" |
Даю, как и обещал, развёрнутую критику повести. Воздействие повесть на меня оказала. Прочитал на одном дыхании с большим удовольствием. Вещь неординарная в литературе о советской армии. У меня в жизни был также такой период, когда я пытался оформить свой армейский опыт в литературную форму и при этом не уходить в приукрашивания ситуаций, не сочинять, не отклоняться от правды. Получилось горазде хуже. В своём изложении я столкнулся с такой проблемой. Если описывать свои унижения по духанке правдиво, без умалчивания о том, когда ты сдался и прошуршал полы и без преувеличения тех эпизодов, когда не ударил в грязь лицом, то получается полный депрессняк, записки обижаемого всеми нытика. Если писать не о себе, а о другом персонаже, который не сдался Системе и давал отмашки, то в итоге такой человек сам становился Системой, унижая более слабых духом сослуживцев. В этом случае получалось, того не желая, восхваление этой советской Системы подавления/размалывания личности. Вот настоящий мужик, всех порвал, проявил силу духа... Всем так надо в армии, рвать и мочить всех вокруг - русских и "чурок". Если такой собирательный персонаж выйдет всё же победителем Системы, то это уже сценарий для голливудского фильма, а не проза и правда жизни. Автор повести и ушёл в этой патовой ситуации в литературные домыслы в угоду неправдоподобному основному сюжету. Возможно, по-другому бы и не получилось рассказать обо всё этом. Герой повести, интеллигентный еврей с высшим образованием из Харькова Коханович, призванный служить в рембат, где царят волчьи уголовные законы, анализирует по винтикам всю эту совковыю систему своим еврейским умом, находит в себе нечеловечечские усилия оказывать сопротивления хорошо живущим дедам и выходит в итоге победителем из этой ужасной брйни, получая без соответствующего образования на второй год службы "блатную" должность санинструктора. Что само по себе является нонсенсом. Уж для санчастей округа в военкоматах нашли бы и призвали при СССР сотню-другую выпускников и учащихся мед.училищ или вузов. Трудно поверить в то, что человек с техническим образованием в повести лихо разбирается в мед.диагнозах, как это описано в повести. Уже в санчасти на втором году службы выживший после борьбы с дедами санинструктор Коханович всех своих пациентов активно наклоняет на полы, что также не соответсвует действительности. Да, молодых солдат для мытья полов санинструкторы, действительно, ложили в санчасть. Если в санчасть приходили "чушки"-среднеазиаты (узбеки, таджики...), то заставить их мыть полы ради "приза", попадания в госпиталь, было не так уж и сложно. А для "борзых" солдат болеть и попадать в госпиталь было "западлом". Мелкие болезни они старались переносить на ногах. Вряд ли бы санинструктор в санчасти заставил бы мыть полы "борзого" кавказца, как это описано в случае с чеченцем. Даже если бы чеченец с этим варикоцеле был очень болен и его бы попытались "наклонить" на полы в санчасти и в его роте не было бы "единокровных братьев", кто за него подписался бы, он бы просто ушёл бы ночевать из санчасти в роту и пришёл бы перед отправкой в госпиталь. Слишко уж санчасть - не то место, где может один санинструктор наклонить на полы "борзого" кавказца, если его до этого не наклонили за несколько месяцев службы. Тяжело поверить и в героическое сопротивление недоедающего еврея-интеллигента в рембате откормленным кавказцам, как правило, бывшим спортсменам-борцам с навыками. В стройбате я встречал несколько раз евреев. Психически они были полностью подавлены. Однажды в госпитале я встретил еврея из Киева, которого по духанке армяне гоняли в 30-градусный мороз вокруг казармы после отбоя в одном преисподнем. Он отморозил себе 30% фаланг пальцев рук и ног и их пришлось ампутировать. В школе, в 70-е годы, у нас в Харькове были евреи и с хулиганским уклоном, драчуны, двоечники-троечники, они готовили себя к ремесленной профессии - часовщика, ювелира, портного и т.д. В этой ситуции евреи из рабочего сословия, да, вероятно, могли бы не сломаться и выдержать натиск, но у них не было высшего образования, как у главного героя повести. И тут не совсем понятно, откуда у главного героя такая мощная сила духа и спортивная сноровка, когда даже бывшие спортсмены, "чурки", от него отскакивали, поджав хвост? Если он не из "нижних" еврейских слоёв, склонный к блатняку и криминальному образу жизни и духовными практиками не занимался. Напомню, что большинство из хорошо живущих "чурок" в советской армии имели представление об Аллахе и намазе в отличии от незнакомых с духовной культурой славянских призывников. Если Коханович начал свой подъём по спинам товарищей своего призыва и уже стал вовсю припахивать их для работы за себя, то он, в какой-то мере, говоря армейским сленгом, "всосал уже службу" и замечающие это офицеры вполне тогда могли поставить его на "блатную" одиночную работу (дежурство, кочегарка...) или даже повесить лычки на погоны для командования однопризывниками. Он уже сказал А и поднялся над самой нижней социальной прослойкой армии. Он был борцом за одного себя, а не за общую справедливость, чтобы все мыли полы и туалеты по очереди. ![]() Описанию природы в повести не отведено никакого места. Думаю, пара-тройка предложений о природе на контрасте во время чтения отвлекали бы от сплошной чернушной прозы бытия. Сергей Довлатов в лагерной прозе природу не забывал. Теперь о наиболее понравившихся моментах. Очень интересно описаны переживания и размышления героя о чести и достоинстве человека в скотских условиях бытия. Про сдачу духовных бастионов (почистил сапоги деду - упал ещё на один пролёт вниз и т.д.) Кстати, на Северном флоте в стройбате, где я служил, было всё-таки полегче, чем в Забайкальском (или, как его называют в армии, Забытом ВО) округе. Я был, выражаясь армейской терминологией, "чуханом" по духане, но были какие-то планки (или "бастионы", как сказал Коханович в повести), которые среднестатистический чухан не отдавал - я ни разу не стирал хбэшку дедам, ни разу не чистил дедам сапоги и не заправлял кровать, хотя "просьбы" были каждый день. ![]() ![]() ![]() Про нежелание офицеров заниматься работой в роте, поддерживать порядок и отдаче своих прямых обязанностей полностью на откуп хорошо живущим "чуркам" также хорошо подмечено. И в таком бардаке, кто "допирал" это, смело можно было мочить и "чушковатых" прапоров и офицеров. Они, как правило, не жаловались никуда о драках с солдатами, т.к. это было и позором для них в глазах своих коллег, и унижение показателей дисциплины в части перед лицом командования. Присутствуют в повести и красочные художественные обороты описания драк. Например, "упал и боднул темечном ножку дивана". Или метафора о том, что безэмоциональные лица хорошо живущих кавказцев в строю напоминали своей непоколебимостью ряды ментовских уазиков. ![]() Хотелось бы узнать у автора, как он после этого всего чувствовал себя и адаптировался к гражданской жизни. ![]() ![]() |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |