Зарегистрирован: Пт окт 01, 2010 4:14 pm Сообщения: 6891
Вероисповедание: Православный
|
Использованная литература: 1. Памятная книжка Области Войска Донскаго на 1871 год. Издание Донскаго Войсковаго Статистическаго Комитета. Новочеркасск, 1871 год. (орфография оригинала). 2. С.Ю. Краснов Наказание виновных по обычному праву донских казаков во второй половине XIX века. КАЗАЧЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Сборник научных трудов Ответственный редактор доктор экономических наук, профессор М.М. Загорулько Волгоград 2000 взято отсюда: http://klpochta.ru/shkola/strogostСтрогость законов российских: 1870 и 2010 год. Сравнение по материалам статистического комитета Области Войска ДонскогоАннотацияЦель данной работы – сравнить строгость современных законов Российской Федерации и законов Российской Империи 1870 года, а также сделать выводы о том, каким образом строгость законов связана с характеристиками общества, такими как развитость общественных институтов, сила государства, традиции коренного казачьего населения и т.п. Вторая половина 19 века для сравнения была выбрана потому что общественно-политическая ситуация в Российской Империи имеет много сходных черт с ситуацией в Российской Федерацией конца 20-го – начала 21 века. В качестве источника данных для сравнения был взят текст «Памятной книги Области Войска Донского за 1871 год» с извлечениями из «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (далее Устав), современные же законы были взяты из КоАП РФ и УК РФ в редакции на 10 января 2011 года. Из Устава были выбраны те статьи, для которых в современном российском законодательстве существуют близкие аналоги. Для каждой выбранной статьи был найден аналог в КоАП и УК РФ. В качестве основного показателя для сравнения строгости законов был взят размер штрафа, срок ареста и, в отдельных случаях, срок лишения свободы. Такие меры наказания, появившиеся в современном законодательстве, как обязательные и исправительные работы, не имеют аналогов в Уставе. Для сравнения размеров штрафа был проведен анализ покупательской способности рубля в 1871 году и 2010 году, в результате которого для рубля 1871 года был установлен эквивалент, равный примерно 800 современным рублям. Данные для анализа покупательской способности рубля брались из той же «Памятной книги Области Войска Донского», в которой приведены средние цены на товары, сложившиеся на ярмарках в станицах Нижне-Чирской и Урюпинской в 1869 году. Результат сравнения показал, что по степени изменения строгости наказания можно разделить на две группы: преступления против государства и общества, наказания за которые сейчас стали заметно мягче, и преступления против личности и собственности, наказания за которые стали строже. В этих группах есть исключения в виде некоторых единичных статей, для которых тенденция ровно обратная. Однако, при ближайшем рассмотрении, этим исключениям можно найти объяснения, которые не противоречат общей подмеченной тенденции. Предполагаемые причины выявленной закономерности заключаются в следующем: 1. Современное государство стало сильнее, чем 140 лет назад. Подтверждение этого факта, например, состоит в том, что число полицейских на душу населения выросло не менее чем в 30 раз. 2. Права личности, в том числе право собственности, защищались 140 лет назад не только полицией и судом, но и многочисленными общественными институтами. Так, не только в 1870, но и позже, бытовало обычное право казаков, в соответствии с которым виновные наказывались по сложившимся казачьим традициям (самосуд, изгнание из станицы, позорящие наказания). 3. Слабость общественных институтов нашего времени, самоощущение современных людей как атомарных индивидуумов, также способствует относительному усилению государства, оказавшегося в роли монополиста в регулировании общественных отношений. РаботаОдин из источников по истории родного края – издания Донского Войскового Статистического Комитета, в частности Памятные книги Области Войска Донского, издававшиеся ежегодно начиная с 60-х годов 19-го века. Внимательно проанализировав собранные там сведения, можно за сухими цифрами статистических данных и параграфами уложений и положений разглядеть живую жизнь народа, существенно дополнив то видение прошлого нашего края, которое мы получили из рассказов бабушек и дедушек о передававшихся из поколения в поколение укладе и традициях казачьего народа, прочитали в художественной литературе. Период, на который мы обратим внимание в этой работе (60-е – 70-е года 19 века) примечателен тем, что, как и в наше время, в России прошли кардинальные реформы, затронувшие все слои общества. Было отменено крепостное право, была проведена судебная, земская реформа и т.п. Дела о нетяжких преступлениях и проступках стали рассматриваться мировыми судьями, ответственность за них регулировалась «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», ставшим прообразом современного Административного кодекса. Остановимся подробнее на Уставе. И тогда, и сейчас людям достаточно часто приходится иметь дело с административными правонарушениями. Превысил скорость на дороге, не пристегнул ремень безопасности, побродил с бреднем по озеру – и вот ты уже административный правонарушитель. Листая Памятную книгу, с удивлением узнаем знакомые статьи – «За неосмотрительно или непомерно скорую езду в городах и селениях … виновные подвергаются аресту до семи дней или взысканию до 25 рублей» и т.п. Первый вопрос, который возникает при прочтении таких статей, имеющих аналоги в современных законах, - а насколько строгими были наказания за эти нарушения по сравнению с современными? И вообще, были тогда наказания строже или мягче? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, во-первых, найти аналоги статей Устава в современном законодательстве, во-вторых, перевести тогдашний рубль в сегодняшний. Результат первой задачи приведен в Приложении 2 настоящей работы в виде таблицы, в которой статьям Устава поставлены в соответствие статьи современных кодексов – административного и уголовного. Для того, чтобы определить, какой примерно сумме соответствует рубль 1870-го года, нужно сопоставить цены на товары широкого потребления, а также средние зарплаты за сопоставимый труд. К счастью, все необходимые данные можно найти в той же Памятной книге, в разделах Торговля, Ярмарки, Доходность помещичьих, крестьянских и казачьих хозяйств. Из этих разделов можно взять средние цены на товары, которые были представлены на Урюпинской и Нижне-Чирской ярмарках, а также среднюю дневную зарплату. Современные цены нам известны, остальное – дело техники, если воспользоваться электронными таблицами. Из рассмотрения пришлось исключить такие экзотические в то время, но обыденные сейчас товары как, например, чай и сахар. И наоборот, те товары, которые были в изобилии тогда, но стали редкостью сейчас, как осетрина и черная икра. Тем не менее, оставшихся данных хватает, чтобы вычислить примерный паритет: 1 рубль 1870 года примерно равен по покупательской способности 800 рублям 2010 года.
Видим, что из 13 статей только у двух – 45-й и 117-й Устава наблюдается противоположная тенденция. Штрафы по статье 103 можно считать примерно одинаковыми с учетом погрешностей. Что же это за статьи? Статья 45 Устава «За публичное выставление или распространение явно соблазнительных изделий и изображений…», соответствующая ст. 242УК РФ – «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов и торговля ими…». По-видимому, во второй половине 19 века эта проблема не была столь насущной из-за отсутствия технических средств изготовления и распространения подобной продукции – цветной полиграфии, видео, интернета. Статья 117 Устава – «За хранение или ношение запрещенного оружия, за стрельбу из огнестрельного или другого опасного оружия в местах, где это запрещено…», соответствующая ст. 222 УК РФ – «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия…». Данная статья хотя и классифицируется как преступление против общественной безопасности, но все-таки сильно связана с группой преступлений против личности, ответственность за которые, как видим из диаграммы ниже, стала заметно строже. Почему же прослеживается такая четкая закономерность? В чем состоит та разница между государством и обществом 1870-го и 2010 года, которая может объяснить такую тенденцию? Сделаем предположения-гипотезы и будем искать подтверждения или опровержения им в дополнительных источниках. Гипотеза №1. Государство стало сильнее и не боится посягательств на него со стороны своих граждан. Поэтому наказания за преступления против государства стали мягче. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что на чуть более миллиона населения Области Войска Донского в 1870 году приходилось 263 полицейских. Если сравнить с численностью полиции/милиции в Российской Федерации в 2010, то оказывается, что на душу населения полицейских сейчас стало более чем в 30 (!) раз больше. Гипотеза №2. Граждане в 1870 году были защищены от посягательств на личность и собственность не только судебно-полицейской системой, но и существовавшими тогда сильными общественными институтами – традиционной общиной, религиозными и сословными объединениями и т.п. Современные же люди представляют собой атомарные индивидуумы, связанные между собой очень слабыми горизонтальными связями. Данная гипотеза очень хорошо подтверждается, если отвлечься от сухих параграфов законов и обратиться к историческим материалам, описывающим, как же в действительности наказывались самые распространенные преступления против личности и собственности у казаков во второй половине 19 века. Оказывается, наши предки были солидарны с современными законодателями и считали тогдашние законы недостаточно действенными против таких преступлений. Область Войска Донского жила заметно богаче, чем обычная российская глубинка, поэтому штраф у нас наносил меньший удар по семейному бюджету, чем в среднем по России. А арест часто вообще не рассматривался провинившимися как существенное наказание, так как отбывали они его в одной из комнат станичного правления, куда родственники могли свободно приходить для посещений и передачи домашней еды. Поэтому часто такие преступления наказывались обществом вне рамок существующего законодательства посредством самосуда, изгнанием из общины (станицы), телесных наказаний и, очень часто, позорящими наказаниями.
Мужик украл женскую юбку, и его, нарядив в нее, водили по станице с барабанным боем.
Казак украл два хомута, корыто, чересло, буравцы, долота и прочее. Его поймали с поличным и присудили выпить с него два ведра водки, взвалить ему на голову украденное имущество; потом, положив все в корыто и привязав к нему веревку, заставили его таскать по всему поселку; водили его с барабанным боем до тех пор, пока он от усталости не упал без чувств на землю
… при вождении вора по улицам за ним бегали толпой ребята и бабы, «называя его вором и всячески стыдя», били в казаны и ведра и плевали ему в лицо.
Арест — нет ничто: арестом у нас народ похваляется. Розги дозволить лучше будет, потому это стыдно
В Клетской и Кременской станицах, если гражданин провинится чем-либо перед обществом, то выходит на сход, становится на колени и говорит: «Честная станица, прости!» Станица непременно прощает. Но много, однако, находится таких из граждан, которые не просят прощения у станицы таким образом, предпочитая иногда разорительное взыскание и ответственность
Как выяснилось из опроса старожилов хутора, подобные наказания практиковались и в 20 веке – так, по семейным воспоминаниям, в нашем хуторе вора, укравшего овцу, одели в овечью шкуру и с насмешками гоняли по всему хутору до изнеможения. Конечно, трудно себе представить возможность таких наказаний в современных условиях, но примеры из истории родного края хорошо иллюстрируют выдвинутые выше гипотезы о том, в чем разница между обществом, в котором жили наши предки 140 лет назад и тем, в котором живем мы сейчас. А тщательный анализ показывает, что сухие цифры статистики и параграфы законов на самом деле таят в себе ценные сведения о жизни ушедших поколений.
|
|