Краткое содержание романа:
Молодой монах по имени Медард узнаёт, что в монастыре хранится священная реликвия: тот самый эликсир, которым Сатана искушал святого Антония.
Он тайно от всех проникает в запретную кладовку и вкушает этого эликсира. И после этого получает необыкновенный дар красноречия, и начинает проповедовать слов Божье с такою силою, какой ни у кого больше не было. В скором времени он становится знаменитым проповедником и к нему стекается огромное количество людей, многие из которых едут издалека. Он говорит только правильные мысли и проповедует только слово Божье, а не сатанинское, но люди от его проповедей просто впадают в экстаз: плачут и рыдают! Проходит слух о том, что он лечит одним словом и одним прикосновением, и к нему идут лечиться. У него просят благословения, ну и т.д. в том же духе.
Все уважают и любят молодого монаха за необыкновенную набожность, за честность за святость, за любовь к Господу Богу и за осуждение нечестия.
И только один старый монах понимает всё не так. Он подходит как-то раз к Медарду и говорит ему с гневом:
– Это у тебя от Сатаны, а не от Бога!
А ведь так и было на самом деле. Но никто этого не понимал (Так же, как никто не понимает сейчас, кто такой Охлобыстин).
В скором времени мощь Медарда усиливается до такой степени, что ему уже мало той славы, которой он достиг – он святой при жизни! И он, прихватив с собою бутылку с дьявольским эликсиром, бежит из монастыря.
И погружается в светскую жизнь: занимается развратом, совершает жестокие убийства и другие преступления. При этом он находится под защитою Дьявола, и все его преступления остаются безнаказанными. Даже, когда его хватают на месте преступления, и тогда всякий раз случается что-то такое, что его отпускают и считают невиновным. Однажды, когда его схватили, он растерялся и не знал, что сказать – а сказать было, ну, совсем нечего, можно было только сознаться. Так вот: рот у него раскрылся и сказал нужную ложь, о которой он сам и не думал даже. И его отпустили и после этого!
Ну, и потом происходит возмездие и покаяние. Господь прощает его.
Медард искренне кается в содеянном и потом умирает.
«Преступление и наказание» Достоевского написано под впечатлением именно этого романа Гофмана. Там же, в этом романе, видны эпизоды, которые потом в том или ином виде повторяются в разных произведениях почти всех русских классиков.
А роман-то Гофмана был написан ещё до возникновения русской классической литературы!
Например, сцена, когда карета Чичикова в «Мёртвых душах» переворачивается, и он просится на ночлег к Коробочке, очень напоминает похожую сцену в «Эликсире»… И таких эпизодов очень много. Такое впечатление, что вся русская литература 19-го века была запрограммирована в одном этом романе.
Характерно, что немцы никогда не понимали Гофмана и даже не любили его. По-настоящему он оказался понятым и востребованным именно в России и нигде больше. По большому счёту, это Русский Писатель. Или скажем так: писатель, созданный Господом Богом специально для России.
Кстати, Гофман был антисемитом и расистом, что тоже очень злободневно для нынешней России. Он высмеял евреев так, как не удавалось никому и никогда. Солженицын не ставил перед собою задачи высмеивать евреев в своей книге «200 лет вместе». Он просто рассказал страшную правду об этом народе и его кровавом пути в истории, и это было публицистическое исследование. А Гофман дерзко посмеялся над ними в своих сказках «Крошка Цахес», «Щелкунчик» и других.
Кстати, и негров он тоже не просто не любил, а заклеймил позором. Кто не верит, почитайте его пьесу «Принцесса Бландина». Если, конечно, сможете найти. Она при советской власти была запрещена тоже.
Латинист.
http://literra.listbb.ru/viewtopic.php?f=35&t=1413&p=5556&hilit=%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80+%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B0#p5556Название романа - "Эликсир Дъявола". Очень советую прочитать.