Чёрная Сотня http://www.sotnia.ru/forum/ |
|
Ордынское нашествие и Православная Церковь http://www.sotnia.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=14948 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Евгений Опричников [ Сб ноя 17, 2012 11:41 am ] |
Заголовок сообщения: | Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Давно собирался написать на эту тему, но руки все не доходили. А тема меж тем, довольно важная. Часто приходиться слышать от разного рода неоязычников, широпаевцев с дной стороны, и от неоордынцев и евразийцев с другой, о том что дескать азиатские монгольские орды, Церковь не трогали, священнослужителей не убивали, к Православию относились положительно, а Церковь в свою очередь встала на путь предательства и коллаборационизма. Посмотрим так ли это. Вот выдержки из фундаментального труда историка Д.Г. Хрусталева "Русь от нашествия до "ига" ![]() Итак приступим: ![]() Это о взятии Рязани. Как мы видим никакого "симбиоза" ордынских захватчиков и Церкви не набюдается. Наоборот, церкви не просто разграбляются, но и оскверняются, по-видимому прихожан и священнослужителей убивают прямо в храмах. Но может быть это всего лишь единственный эпизод? Так сказать, исключение из правил? Идем дальше. ![]() Это уже Москва. Как мы видим, картина та же самая: монастыри и церкви беспощадно разоряются, а людей убивают, причем не просто так а за исповедание Првославия. А вот сейчас можно перейти к очень интересным летописным свидетельствам - повествованию о взятии Владимира - столицы Северо-Восточной Руси. ![]() ![]() Тут мы уже видим что Церковь не просто не вступает ни в каие переговоры с ордынцами. Ситуация прямо противоположная - епископ Митрофан является вдохновителем непримиримой антиордынской линии. Более того как мы видим из летописи, во многом благодаря его стараниям, люди не открыли ворота дикой прожорливой орде, и не обрекли себя на позорную гибель и вечное рабство. ![]() ![]() ![]() Тут собственно говоря без комментариев. Ясно видно, что во время обороны Владимира глава Церкви оказывается гораздо более мужственн и патриотичен чем светский властитель, побежавший на поклон к хану. Ну и опять уже привычная, печальная картина - уничтожение храмов и монастырей,в том числе главного храма Русского Северо-востока - Успенского собора. ![]() А это уже Суздаль. Комментарии излишни. ![]() А это - героический Торжок, сопротивлявшийся две недели. Наряду с местными жителями захватчики не щадят ни священников, ни монахов. А в довоершнии еще одно, крайне любопытное свидетельство: ![]() Как мы видим, ростовский епископ Кирилл, не присто духовный пастырь, а еще и военначальник на которого возложенна функция руководства ополчением. И судя по всему подобная практика была отнюдь не единична. Вывод из вышесказанного напрашивается сам собой: никакого "предатльства" со стороны русского православного духовенства не наблюдалось. Более того ряд архииерев либо руководили сбором военных отрядов, либо даже обороной города. Ордыские же хахватчики в свою очередь, абсолютно не церемонились, ни православными святынями, ни с духовенством. Так что все спекуляции на данную тему, следует считать необоснованными и лживыми. |
Автор: | Федор* [ Сб ноя 17, 2012 1:52 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
О некоторых исторических мифах отношений Руси и Улуса Джучи О некоторых исторических мифах отношений Руси и Улуса Джучи в середине XIII века. Русско-ордынские контакты, ставшие доминантой в истории России XIII-XIV вв., как следствие Западного похода 1236-1242 гг., возглавлявшегося потомками Чингисхана, получили обширное внимание в письменных источниках – летописях, агиографической литературе и пр. Новая политическая реальность, и определение в ней места русских княжеств стали объектом не только пристального изучения исторической науки, но и различного рода спекуляций, создания мифологем, некоторые из которых и будут рассмотрены в настоящей статье. Один из наиболее живучих мифов – побратимство русского князя Александра Невского и сына первого правителя Улуса Джучи Бату Сартака. В последние два десятилетия в профессиональной среде вышло несколько заметок по этой проблеме. В.Л. Егоров, рассматривая проблемы отношений Александра Невского с династами Улуса Джучи, отметил, что в 1252 году Невский в Сарае общался с Сартаком, а не с Бату, который в это время присутствовал в Монголии, где новым кааном выбрали Мунке [8, c.52; 15, c.87]. Исследователь, справедливо подметив отсутствие письменных упоминаний о факте побратимства Невского и Сартака, выдвинул тезис о невозможности православного князя участвовать «в языческом обряде братания» (Егоров, 1997, с. 52). В связи с этим показателен факт упоминания монголов в русских летописях, как «погании», «безбожнии», «безаконьнии», «оканьнии» и т.д. [17, c.56]. Факт отсутствия упоминаний о побратимстве в источниках отметил и Р.Ю. Почекаев [16, c.192]. Тем не менее, несмотря на категорические заявления профессиональных исследователей, миф продолжает «плавать» из одного околоисторического сочинения в другое, в связи с чем предлагается рассмотреть корни этой легенды. Несмотря на устоявшееся мнение видеть в Л.Н. Гумилеве автора мифа, история его создания коренится намного раньше. Советский писатель А.К. Югов в своей дилогии «Ратоборцы», написанной в 1944-1948 гг.; впоследствии вторая часть была переиздана в 1983 году под названием «Александр Невский», пишет буквально следующее: «Сартак был христианин, Сартак был ему побратим. Наконец – и это было важнее всего – сын Батыя главным образом на Александра и рассчитывал со времени опереться, если только возникнет кровавая распря между ним и Берке из-за престола, который вот-вот должен был опустеть» [20, с. 198]. Коснулся писатель также и сюжета о возможном усыновлении Александра Бату: «И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой» [20, с. 202]. Тем самым, А.К. Югов осветил обе стороны мифологемы, первым придав ей черты политического акта. Спустя несколько десятилетий миф о побратимстве был поддержан известным советским историком Л.Н. Гумилевым, распространившим его в ряде своих книг. В одной из них, «Древняя Русь и великая степь», братание с Сартаком, и усыновление Александра Бату выступает как попытка обосновать участие русского князя в приведении на Русь отряда татар во главе с Неврюем [5, с. 482]. В популярном очерке «От Руси к России» вышеупомянутый акт обозначается автором как патриотический, сформировавший в итоге «Союз Орды и Руси» [6, с. 459-460]. В «Поисках вымышленного царства» идея побратимства была обоснована историком как острая необходимость получить от Бату татарские войска для борьбы с немцами [7, с. 215]. Таким образом, основа мифологического сюжета в работах Гумилева остается незыблемой, однако при объяснении причин историк ведет себя крайне непоследовательно. Миф получил свое дальнейшее развитие и среди эпигонов Л.Н. Гумилева. К примеру, публицист С.Т. Баймухаметов заявил в одной из своих книг буквально следующее: «То, что Александр Невский – приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях» [1, с. 54]. Неподтвержденная гипотеза становится чуть ли не объективным историческим фактом. Автор делает попытку обоснования сказанного им, для чего приводит цитату из жития князя Александра: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду… И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему» [1, с. 56]. Справедливости ради отметить, что подобная цитата действительно присутствует в произведении [13, с. 292-293]. Однако С.Т. Баймухаметов, очевидно, не веря своим глазам, предложил совершенно иную трактовку абзаца: «Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил. Говорил, скорее всего, Сартак» [1, с. 57]. Оставим на совести автора подобный подлог исторических фактов. Попытка реанимировать легенду о побратимстве была предпринята и в научной среде: исследователь Р.А. Соколов в своей работе о побратимстве русских князей с монголами, в целом соглашаясь с выводами В.Л. Егорова, все же констатировал «ощущение некоторой недосказанности», одновременно приведя в качестве подтверждения своих слов цитату из книги митрополита Иоанна (Сычева) «Самодержавие духа», что в таком действии «ничего предосудительного нет» [18, с. 15-16]. В качестве подтверждения существования подобной практики, исследователь приводит следующую цитату из «Повести о Петре, царевиче Ордынском»: «И тако любляше князь Петра, яко и хлеба без него не яст, яуо владыце братати их в церкви с князем. И прозвася Петр братом князю» [18, с. 16]. В адаптации на современный язык эта цитата присутствует в сборнике «Повести и сказания Древней Руси [14, с. 426]. Наличие подобной практики приводит к нас о мысли детальнее остановится на этом литературном произведении. Первое, что обращает на себя внимание – заглавие повести: «Житие блаженного Петра, племянника хана Берке …. Крестился, и как видел в видении святых апостолов Петра и Павла…» [14, с. 421]. Перед нами типичное агиографическое сочинение русского средневековья, где прежде всего доминируют православные мотивы, триумф православия в инорелигиозной среде. Так, в Житии был исцелен священной водой сын Берке, «и вся Орда радовалась». Сам же Петр с малых лет задавался вопросом: «А кто же истинный Бог?» [14, с. 422]. Духовная эволюция Петра привела его к православию: «Однажды помолившись, как всегда после охоты, он уснул на берегу озера. И когда наступил поздний вечер, то подошли к нему два мужа, сияющие словно солнце, и разбудили его, говоря: «Друг Петр, услышана молитва твоя и милостыня твоя угодна Богу» [14, с. 423]. Мы не будем обильно цитировать Житие; выделим лишь узловой момент: «Петр же, прослезившись, ответил князю и владыке: «Я, Господа мои, возлюбил вашу веру и, оставив веру отцов своих, пришел к вам. Воля Господня и ваша да будет». Манифестация новых религиозных воззрений привела ордынского царевича к смене социального статуса: русский князь составатал за него невесту из своих «вельмож»; в честь же этого события была построена и освящена церковь [14, с. 426]. Таким образом, братание, описанное в Житии, было легитимизированным действием: ордынский царевич уже не считался «татарином»: благодаря смене веры меняется и его этническая принадлежность. Среди мифологических сюжетов выделяется образ католического рыцаря Святой Марии Альфреда фон Штумпенхаузена, бывшего якобы советником Бату. Вполне вероятно, первоисточником послужила уже упоминавшаяся дилогия писателя А.К. Югова «Ратоборцы», в первой книге которой, под названием «Даниил Галицкий», фигурирует этот персонаж. В качестве примера приведем один из отрывков: «— Герцог светлейший Даниил! — сказал он. — Тот, кто излучает свет, Покровитель вселенной, Бату-хан, повелевает, чтобы ты сел! Мне же, Альфреду фон Штумпенхаузену, рыцарю ордена Святой Марии, хан приказывает переводить и его и твои речи ради взаимного понимания. Альфред из Штумпенхаузена смолк, ожидая ответа» [21, с. 81]. Не менее символичной является следующая фраза, ставшая «канонической»: «Случайно ли советником у Батыя по делам Европы - немец, рыцарь-тевтон Альфред фон Штумпенхаузен?!» [21, с.106]. А.К. Югов, тем самым, формирует негативный образ Золотой Орды посредством использования литературных героев, приехавших из католической Европы помогать золотоордынским ханам контролировать Русь и одновременно усиливать влияние Ватикана на Востоке. В дальнейшем, схожий сюжет мифологемы проникнет и в современную публицистическую литературу. Реанимация легенды произошла при публикации в России после краха СССР первых работ Бориса Башилова, писателя и публициста. Характерным является то, что в своих обзорах автор практически дословно воспроизводит фразу из романа А.К. Югова: «случайно советником Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен» [2, с. 19; 3, с.85]. Схожесть фраз наводит на мысль о заимствовании сюжета: вполне вероятно, Б. Башилов, находившийся сразу после окончания Второй мировой войны в эмиграции, мог каким-то образом познакомиться с произведениями А.К. Югова. Обратное заимствование вряд ли возможно, поскольку в СССР отсутствовала практика печатания книг писателей-эмигрантов по идеологическим причинам. Мифологема получила «второе дыхание» в 90- годы XX века. Вот что к примеру сообщает нам Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в своей книге «Самодержавие духа» [9, с.67]: «Не брезгует Рим и антирусскими интригами при дворе Батыя – не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как видим, к простому упоминанию о рыцаре добавляются «антирусские интриги», т.е. выстраивается определенный контекст повествования, создающий дополнительный негативный образ Золотой Орды, готовящей союз с Ватиканом. Полностью копирует цитату из произведений Башилова и известный публицист О.А. Платонов в своей книге «Терновый венец России. при этом добавляя, что «папы тем не менее продолжали натравливать на Россию орды католических завоевателей» [12, с. 77]. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своей работе «Земля потомков патриарха Тюрка» сумел извратить даже слова Башилова, буквально написав следующее: «Приближенным внука Чингиса хана Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузен – фигура зловещая для православной Руси, как отмечает историк Б. Башилов» [4, с. 170]. Миф о католическом рыцаре проник и на страницы сочинений профессиональных исследователей. Доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая в одной из своих работ констатирует: «После этого Святой престол не постеснялся испробовать и антирусские интриги при дворе Батыя, где одним из советников хана стал рыцарь Св. Марии Альфред фон Штумпенхаузен» [11, с. 115]. Р.Ю. Почекаев, справедливо усомнившись в существовании Штумпенхаузена, указал на отсутствие конкретных данных в источниках о нем, а также отметил возможный прообраз легенды о таинственном немце в англоязычных источниках [16, с. 207]. Им оказался некий англичанин, который был изгнан из родной страны и попал впоследствии на Ближний Восток. Кратко о нем упомянуто в послании, направленном архиепископу Бордоскому, датированное 1243 годом: «Из числа бежавших правитель Далмации захватил восьмерых, один из которых, как узнал герцог австрийский, был англичанин, из-за какого-то преступления осужденный на вечное изгнание из Англии….. Его же, захваченного лазутчиками, таттары увели с собой; и после того, как они получили ответ, что обретут господство надо всем миром, склонили [его] на верность и служение себе многими дарами по той причине, что нуждались в толмачах…..» [10, с. 149; 19, с. 57-58]. Вряд ли здесь можно говорить о каком-нибудь серьезном сходстве с рассматриваемым литературным персонажем. Единственное совпадение – добровольное служение монголам. Краткое рассмотрение двух мифологических сюжетов приводит нас к нескольким выводам. Во-первых, чрезвычайно важен вопрос о первоисточнике мифа. На данный момент таким первоисточником служит дилогия «Ратоборцы» А.Г. Югова, написанная в 1944-1948 гг. Литературные персонажи и искусственные ситуации, вероятно, были созданы с конкретной целью подчеркнуть важность русских князей среди ханов Улуса Джучи, и одновременно придать негативные оттенки последней, замешанной в антирусских интригах с католическим Ватиканом. Эти образы исторически могут совпадать со временем окончания Великой Отечественной войны и постепенным возвращением идеологического статуса Русской Православной церкви. Во-вторых, живучесть подобных мифов может свидетельствовать об актуальности идеологических схем прошлого, где Бату и последующие ханы-чингизиды воспринимаются как поработители русских княжеств, борцы с православной верой. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в сочинениях О.А. Платонова, митрополита Иоанна и Б.Башилова, призванных упорядочить место православной России в современном мире, стремящихся отметить врага в лице католической церкви. |
Автор: | Евгений Опричников [ Сб ноя 17, 2012 2:45 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Федор* писал(а): На данный момент таким первоисточником служит дилогия «Ратоборцы» А.Г. Югова, написанная в 1944-1948 гг. Кстати очень верно подмечено. Я еще когда читал книгу Югова был немало удивлен наличию там такого персонажа как "Штумпенхаузен". Уже тогда заподозрил что это плод больной фантазии автора.Хотя чему удивляться, когда в этом же "шедевре" Югова монгольский темник, Чингизид (!) Байдар-Пета превратился в сэра Джона Урдюя Пету. ![]() |
Автор: | Карл Фридрих фон Чеченев [ Сб ноя 17, 2012 2:52 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
не было никакого "толерантного" отношения у татаров к нам. икона Знамения курско-коренная, её татары попалам разрубили |
Автор: | Евгений Опричников [ Сб ноя 17, 2012 2:53 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Александр Чеченев писал(а): не было никакого "толерантного" отношения у татаров к нам. Собсвенно пост именно про это и написан. |
Автор: | Карл Фридрих фон Чеченев [ Сб ноя 17, 2012 3:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
да, наша икона - действительно Одигитрия для Православных. на своем аналое ни ляжить, то в европе, то еще где бывает, символ РПЦЗ. икона действительно уникальная, аналогов нет. |
Автор: | Федор* [ Сб ноя 17, 2012 3:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
http://suzhdenia.ruspole.info/node/3193 С точки зрения современных понятий охарактеризовать способы ведения монголами войны иначе как геноцид едва ли возможно. |
Автор: | Владимир Н. [ Сб ноя 17, 2012 8:22 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
А разве после нашествия татары не отменили дань для Церкви и не запретили грабить и уничтожать храмы? |
Автор: | Евгений Опричников [ Сб ноя 17, 2012 8:50 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Речь в данном случае идет, про нашествие а не про иго. И урон который нанесли ордынцы Церкви, в любом случае перевешивает все их последующие "поблажки". |
Автор: | Владимир Н. [ Сб ноя 17, 2012 9:18 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Просто враги Церкви именно про эти "поблажки" и мусолят, когда хотят уколоть православных. Впрочем, это такой сорт людей, что даже благие дела могут представить дурными. А на обывателя вполне годный текст. |
Автор: | Владимир Юрганов [ Пн ноя 19, 2012 8:09 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
а что скажите про гумилевскую идею (венее сказать, я это читал у Гумилева) о несторианстве среди ордынцев? это имело место быть или это миф? |
Автор: | Владимир Юрганов [ Пн ноя 19, 2012 11:03 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
я к тому, что мусульмане понятно как относились к нам. а вот несториане могли поди тоже православные храмы разрушать, как еретические с их точки зрения? на Руси и Богородица чтимой была, в отличии от отношения к неё несториан |
Автор: | Евгений Опричников [ Пн ноя 19, 2012 12:01 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Владимир Юрганов писал(а): я к тому, что мусульмане понятно как относились к нам. а вот несториане могли поди тоже православные храмы разрушать, как еретические с их точки зрения? Не исключено. Хотя на момент нашествия в ордынском войске доминировали не мусульмане, и не несториане, а язычники. |
Автор: | Владимир Юрганов [ Пн ноя 19, 2012 2:00 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ордынское нашествие и Православная Церковь |
Евгений Опричников писал(а): Владимир Юрганов писал(а): я к тому, что мусульмане понятно как относились к нам. а вот несториане могли поди тоже православные храмы разрушать, как еретические с их точки зрения? Не исключено. Хотя на момент нашествия в ордынском войске доминировали не мусульмане, и не несториане, а язычники. а на каком основании и Гумилев утверждает, что несториане преобладали? |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |