1. Все так, но есть нечто, делающее сказанное недостаточным, и как бы изменяющее контекст. 2. Еще там и понятие "надо быть хорошим" не всегда соответствует христианской хорошести, а по-большому счету и всегда не соответствует, хотя и нечто общечеловеческое все же есть. 3. 4. Здесь позволю себе с Вами не согласиться, что тоталитарное государство обязательно безбожное. Тоталитарное государство может быть разным. Демократическое же государство по существу своему безбожно, и если в каком демократическом государстве христиане не преследуются и не высмеиваются, то это не потому, что государство демократическое, а вопреки этому, и потому еще, что оно не вполне значит демократическое. Что же касается Православного тоталитарного государства, то вот это вот "начальство по шапке даст" и "что люди скажут" - хорошее подспорье в борьбе с грехом для слабых людей. Если же скажете, что дескать а пофиг их, слабых то, то значит не шибко и Вы сильны по пункту 1, а если не пофиг, так должны лучше смириться с недемократичностью, лишь бы было больше поводов людям не грешить (грешить то поводы всегда найдутся). Вот ходит человек в Церковь ради того, чтобы люди плохо не думали (ну живет, допустим, в таком окружении), так ведь трудно долго то так, почувствует ведь благодать в Церкви, как же не почувствовать то, что есть, а благодать то обжигает, грехи обнаруживает, вот потом уже и со слезным покаянием пойдет, а не только из-за того, что люди скажут. Точно также и если ради начальства сначала. Точно также и в отношении того, как вообще по человечески хорошим быть, даже простая привычка будет вырабатываться, если сначала ради того, что люди скажут, или из-за начальства, а когда привычка выработается, так уж значит в душу вошло, и уже и от себя, а не ради людей или начальства. Вот как-то так.
|