
…на фронтах Первой Мировой войны его имя гремело. Он стал первым русским асом по числу одержанных в воздухе побед…
1 Августа 1919 года его самолёт вылетел из Березняков, чтобы проводить судно, на котором уплывали к Колчаку его друзья Модрах и Белоусович. Сделав прощальный круг над отплывающим пароходом, Казаков взял курс обратно на аэродром. Уже над полем самолёт, казалось, потерял управление, и, устремившись вниз, врезался в один из ангаров. Большинство свидетелей этого происшествия остались при убеждении, что лётчик совершил самоубийство. Тайну своей гибели самый знаменитый и результативный русский ас Первой Мировой унёс с собой в могилу. Было ему всего 30 лет...
Похоронили Казакова в Березняках. На его могиле был установлен памятник с двумя перекрещенными пропеллерами и надписью: "Мир праху твоему, герой России".
В советское время имя Александра Казакова в отечественной военной историографии находилось под негласным запретом. Конечно, он был известен историкам - профессионалам, однако для большинства наших граждан славу отечественной истребительной авиации олицетворяли Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, о Казакове забыли.
На боевом счету Александра Козакова числится 32 победы, хотя во многих официальных источниках указывается и другая цифра - 17. Такое несоответствие объясняется тем, что по существовавшему в русской авиации правилу сбитым считался только тот вражеский аэроплан, который упал на территорию, не занятую противником. В действительности же и Казаков, и Крутень, и многие их соратники сбили больше неприятельских самолётов, чем это указано в официальных документах.
Он совершил 2-й воздушный таран в истории авиации. Неприятельский аппарат удалось уничтожить, а оба члена его экипажа погибли. Самолёт самого Казакова из-за сломавшихся шасси перевернулся при посадке. К счастью, сам пилот отделался лёгкими травмами.
Свой последний вылет на русско-германском фронте Полковник А. А. Казаков совершил 20 Ноября 1917 года.
Самолеты военного воздушного флота России
Октябрьский переворот А. А. Казаков, как и большинство офицеров русской армии, не принял. Он посчитал, что с приходом большевиков к власти рухнет всё, в том числе развалится и старая кадровая армия. Когда хмурым утром 9 Декабря 1917 года на общем собрании авиаторов 1-й истребительной авиагруппы его отстранили от командования, он промолвил: "Бедная Россия! Это сборище никогда не будет иметь ничего общего с военной организацией..."
Потом отменили офицерские звания и почти все боевые награды. Теперь Казаков уже не полковник, а гражданин, но ещё командир группы.
Правда, авторитет Казакова по - прежнему был достаточно высок, и 30 Декабря его избрали командиром 19-го авиаотряда (того самого, которым он командовал в 1916 году). Однако все эти события негативно отразились на здоровье Казакова. Взяв отпуск, он отбыл "для лечения" сначала в Киев, а затем в Петроград. Здесь Александр Казаков попытался сработаться с Советской властью. Весной 1918 года, вместе с другими известными авиаторами, присутствовал на встрече со Львом Троцким.
По инициативе Троцкого приказом № 19 от 27 Июня 1918 года по Главному управлению Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота была создана комиссия мя выработки штатов, табелей и положения о службе истребителей и истребительных авиагрупп. Казакова включили в состав этой комиссии, и какое - то время опытный лётчик плодотворно работал в контакте с Коллегией УвоФлота.
Однако затем в дело вмешалась ВЧК. Коллегию УвоФлота объявили "гнездом контрреволюции" и разогнали.
Александр КозаковУкрепившись во мнении, что большевики губят Россию и ему с ними не по пути, Казаков перестал ходить на работу. Вскоре ему пришла повестка с предложением сообщить о своём местонахождении. В противном случае его обещали объявить "врагом революции". Дело запахло чекистскими застенками, и Казаков решился покинуть Петроград.
Летом 1918 года прославленный лётчик появился в Мурманске в компании бывшего командира 2-й боевой авиагруппы штабс - капитана С. К. Модраха. К этому времени русский Север был оккупирован войсками Антанты. Для борьбы с большевиками английское командование приступило к созданию авиакорпуса под названием Славяно-Британский легион. Всего за 3-4 недели из русских лётчиков-добровольцев им удалось сформировать 1-ю эскадрилью, командиром которой стал Казаков. В Русской Императорской Армии Александр Казаков дослужился до чина Полковника, но, в соответствии с существующей в английской армии практикой, союзники присвоили ему звание Капитана.
…не приняв и не поняв новой власти, он был вынужден защищать себя и свой мир, отстаивать традиции и честь старой русской армии.
…В конце Июля 1919 года, когда войска интервентов стали поспешно эвакуироваться из Мурманска под ударами молодой Красной Армии. Славяно-Британский отряд прекратил своё существование. Казакову предложили служить в Лондоне, но он отказался. Не пошёл он на службу и к Колчаку, формировавшему войска в Сибири. Казаков понял бесполезность этой борьбы...
...Вечер 21 Июля 1919 года. Село Березняки, что на Северной Двине, в 300 км к югу от Архангельска. На аэродром, где размещался воздушный дивизион Славяно-Британского легиона, в тот день провожали группу пилотов во главе с командиром отряда Модрахом на Восточный фронт, в распоряжении армии Колчака.
В честь отъезжающих Казаков поднял в воздух свой "Сопвич" и продемонстрировал каскад фигур пилотажа у самой земли. Затем самолёт стал набирать высоту, внезапно сделал переворот через крыло и, перейдя почти в отвесное пикирование, врезался в землю возле своего ангара. Из-под обломков его извлекли ещё живого, но пока подоспела помощь, он умер, не сказав ни слова. По общему мнению очевидцев этой аварии, Александр Казаков покончил жизнь самоубийством. В своих воспоминаниях А. Матвеев, пишет, что всё последнее время Казаков находился в очень угнетённом состоянии, называл себя и своих коллег "псами - рыцарями", защищавшими неизвестно кого. Интересно, что на похороны Казакова, награждённого одним из высших орденов Великобритании, никто из англичан не пришёл…
Похоронили Александра Казакова на краю аэродрома. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: "Лётчик Казаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России". Спустя год после его гибели, врангелевский журнал "Наша стихия" поместил на своих страницах большую статью, посвящённую памяти Казакова. В ней подробно описывались обстоятельства его гибели и приводились слова, сказанные в память о нём Генерал-Майором В. М. Ткачёвым: "Россия должна гордиться этим человеком!"
За период своей службы Александр Казаков был удостоен 16-ти боевых наград. Орденами: Св. Георгия 4-й класса, Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степеней (Россия); "За отличную боевую службу", Военный Крест, Крест "За лётные боевые заслуги" (Англия); Военный Крест с пальмой и орден "Почётного Легиона" (Франция),
*
Александр Александрович Казаков родился 9 Февраля 1889 года в Херсонской губернии в дворянской семье. Следуя традициям своего сословия, родители Александра с детских лет определили ему военную карьеру. Отучившись в Воронежском кадетском корпусе, он поступил в Елисаветградское кавалерийское училище, которое закончил в 1908 году в звании корнета.
Первым местом службы 19-летнего юноши стал 12-й Белгородский уланский полк, почётным шефом которого был никто иной, как австрийский император Франц - Иосиф I. Не прослужив и полугода, 2 Декабря 1908 года корнет Казаков получил свою первую награду - бронзовую медаль, на которой был отчеканен портрет Франца - Иосифа I в маршальском мундире. В те дни австрийский монарх праздновал 60-летний - "бриллиантовый" - юбилей своего царствования, и в ознаменование этого события все офицеры подшефного полка получили юбилейные медали.
Трудно назвать причины, заставившие молодого кавалериста подать рапорт о переводе в авиацию. Судя по всему, с присущим молодости энтузиазмом он увлёкся делом, которое казалось новым и необычным. Так или иначе, но его просьбу удовлетворили, и в 1911 году Казаков попал в авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (будущая Гатчинская авиашкола ).
Через 2 года Александр получил диплом лётчика и назначение в 4-й корпусной авиаотряд.
В Декабре 1914 года вместе со своим новым самолётом "Моран-Ж" Казаков прибыл на фронт.
Фамилия российского аса пишется по-разному в разных источниках. Так и написано в историческом словаре: Казаков (Козаков) Александр Александрович(1889—1919), лётчик-ас первой мировой войны, полковник (1917), сбил лично 17 и в группе 15 самолётов противника, в 1915 совершил второй в истории авиации таран. В Гражданскую войну сражался на стороне белых. Погиб в авиакатастрофе.
http://lj.rossia.org/users/silva2103/12 ... ad=1893819