Неделю назад всероссийская газета "Честное слово" опубликовала интервью со мной и др. членами Православной общины Томского университета.
— Расскажите, почему и когда возникла идея создания православной общины ТГУ?
Дмитрий Баранов: Идея эта у меня возникла давно, где-то в 2004 году, курсе на втором. Еще когда я учился в школе, я узнал историю возрождения храма Христа Спасителя в Москве. Напомню, что этот храм, который считался главным храмом России, был взорван большевиками в середине 30-х годов. В конце 1980-х образовалась община этого, тогда еще не существовавшего, храма. То есть, правильней сказать, возник приход храма Христа Спасителя. Помню, в «Руси Державной» была опубликована подборка материалов об этом. На меня эти статьи произвели очень сильное впечатление. Там рассказывалось о настоящих героях, верующие люди называют таких подвижниками. Они создали приход храма, на месте которого в то время был бассейн в центре Москвы. И отстояли идею возрождения храма. В те годы это казалось чем-то на грани фантастики. Тогда я понял, что верующий человек должен быть как можно деятельнее. Эти люди в Москве показали мне пример. Эта история с тех пор у меня не выходила из головы. Так и родилась идея создать общину той церкви, которая действовала в томском университете до 1920 года.
Мы, конечно, с самого начала понимали отличие нашей общины от общины храма Христа Спасителя. Они боролись с атеистическим государством, а мы вовсе не собирались быть какой-то университетской оппозицией. Наоборот, мы готовы помогать ректорату во всем. Просто, как верующие люди, мы хотели хотя бы поднять вопрос возрождения университетского храма, отлично осознавая, что это дело долгое. Нашей задачей было сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Времена нынче не сталинские, и таиться нам, следовательно, незачем.
Я рассказал о своих задумках другу Алексею Грибову, он поддержал меня. Прошло еще какое-то время, пока у нас дошли руки до конкретных дел. Я встретился с архиепископом Томским и Асиновским владыкой Ростиславом. Он отнесся к нашей идее с пониманием и благословил создание студенческой общины. Это было в декабре 2004 года.
— Община создана по благословению архиепископа Ростислава. Какое участие в создании вашей общины принимало епархиальное управление?
Дмитрий Баранов: Получив благословение владыки, мы с Алексеем стали искать единомышленников среди студентов. Связались с отцом Евгением Воронковым, который возглавляет молодежный отдел епархии. На первой же встрече с батюшкой было решено действовать без необдуманной поспешности. Все сошлись на том, что необходимо прежде всего создать общине доброе имя. Нужны были созидательные дела на благо Церкви и родного университета. А уже исходя из приобретенного опыта, предполагалось объявить о желании проведения Богослужений в университетском храме.
Впервые наша община проявила себя на праздновании масленицы 2005 года. Тогда, на празднике в Академгородке, завязалась дружба между общиной и ансамблем «Пересек», клубом русского боевого искусства «Русский щит». Когда мы сообщили владыке Ростиславу, что собираемся у отца Евгения, он поддержал это и благословил батюшку Евгения окормлять общину.
— Почему ваша община названа в честь Казанской иконы Божией Матери?
Дмитрий Хаминов: Дело в том, что бывшая университетская церковь ТГУ до революции называлась Градо-Томская Богородице-Казанская университетская церковь. К тому же икона Казанской Божией Матери была очень почитаема в России и особенно православными в Сибири. Именно с ней Ермак в конце XVI века шел за Урал для присоединения новых земель. До революции у каждого университета была своя домовая церковь, и ее престольный праздник считался праздником студенчества того города, где этот университет размещался. Так, в Московском университете, была церковь святой Татьяны, поэтому там праздником студента был Татьянин день, а днем томского студенчества считался день празднования иконы Казанской Божией Матери. В этот день проходили торжественные службы в храме, а потом студенты весело отмечали этот праздник.
— Сколько в вашей общине человек?
Дмитрий Баранов: Трудно точно сказать. Потенциально человек двадцать и больше. Они готовы прийти и поучаствовать в наших мероприятиях. А на регулярные встречи многие из них ходить не могут, потому что часто в это время, в воскресенье, они заняты в какой-то другой церкви, которую они давно уже посещают, где у них есть какие-то обязанности. Моя одно-
группница, например, не может приходить по воскресеньям, потому что поет в хоре Свято-Троицкого собора. А регулярно приходят человек шесть-восемь.
— А какое отношение студенческой молодежи к вашей общине?
Владимир Бабич: Скорее, никакого, так как о ней знают немногие. Среди знающих же студентов отношение вполне положительное.
Анастасия Богинская: Среди верующей молодежи многие интересовались нашей общиной, некоторых мы сами приглашали прийти к нам. Кто-то разочаровывался, кто-то оставался, смотря, что именно человек хотел у нас найти. Невоцерковленная молодежь, как правило, не очень интересуется тем, что связано с Православием, поэтому и к нашей общине они особого интереса не проявляют.
— Мы знаем, что ваша община участвует в паломнических и просветительских поездках по святым и исторически значимым местам. Какие из подобных мест вы посетили? Какие у вас остались впечатления? Предшествует ли таким поездкам какая-то подготовка?
Анастасия Богинская: Ребята из нашей общины проехали по маршруту «Томск православный» — по томским храмам и святыням. Такие поездки несколько раз в год организует местная паломническая служба. Некоторые из тех, кто прошел по этому маршруту, — томичи, другие уже больше двух лет живут и учатся в Томске. Но и те и другие ничего не знали о том, что в Сибирских Афинах, например, есть святые источники. Причем некоторые находятся прямо посреди города. Для меня самой это стало большим открытием. Мы побывали у источника Средний ключ. Около него возвышается красивая, необычная часовенка. А вокруг частный сектор, серые дома, грязь. Конечно, такая картина сама по себе оставляет печальное впечатление. Зато сколько радости было, когда мы попробовали прохладную воду этого источника с необычным сладковатым вкусом. Сразу же захотелось привезти эту воду домой, что некоторые из паломников и сделали.
Многое мы узнали и о томских храмах — у каждого из них своя непростая история. После этой поездки для некоторых студентов прежде неродной Томск стал ближе.
— Мы знаем, что вы оказываете помощь Церкви по облагораживанию территорий храмов. Но, наверное, только этим помощь не ограничивается? Расскажите об этом подробнее.
Владимир Бабич: Несколько членов нашей общины состоят в молодежном оргкомитете предстоящих Кирилло-Мефодиевских чтений. Чтения будут проводиться по различным секциям, и мы помогаем организовать и провести работу ряда таких секций.
Дмитрий Баранов: В этом оргкомитете мы выступили с инициативой проведения некоторых секций. Так, Володя предложил провести секцию «Христианство и наука», а я взялся за организацию дискуссии «Рок-музыка: полноценное искусство или вызов духовности?» Я, скажем, люблю рок, недавно был на концерте рок-группы «АлисА» в Томске. А некоторые верующие считают рок-музыку чуть ли не порождением дьявола. В то же время некоторые увлекающиеся роком ни за что не пойдут в церковь. Организовав и проведя такую дискуссию, мы надеемся снять эти противоречия. Это тоже посильная помощь Церкви.
Анастасия Богинская: Около двух раз в прошлом году наша община ездила на окраину Томска, в Хромовку, где мы приняли участие в работах по наведению порядка на месте бывшей кельи старца Федора Томского. Мы взялись за это дело с большим энтузиазмом, но была осень, и закончить работу нам так и не удалось. Настали холода, выпал первый снег, и просто горячим чаем отогреться уже было невозможно.
Некоторые ребята из нашей общины, да и просто знакомые студенты, помогали в уборке территории мужского Богородице-Алексеевского монастыря. Работать во славу Божию легко и радостно!
— Проводит ли ваша община какие-то мероприятия непосредственно в университете?
Дмитрий Хаминов: Пока мы можем вести только устную, как говорили раньше, пропаганду и агитацию, создавать общественное мнение. Но кроме этого, я, например, готовлю в университетской газете «Alma Mater», вместе с редакцией, ряд исторических материалов и статей о дореволюционной духовной жизни томского студенчества, деятельности церкви и ее настоятелях.
— «ЧС» уже сообщало о том, что ваша община приняла активное участие в акции против абортов. Как возникла эта идея? Какое впечатление произвела она на студентов?
Анастасия Богинская: Это была первая подобная акция в Томске. Около двадцати человек вышли заявить о своем несогласии с узаконенным в нашей стране убийством под видом абортов. Конечно, первейшая задача акции в защиту жизни была в том, чтобы обратить внимание общества, в данном случае студенчества, на проблему абортов. Мы не рассчитывали моментально поменять ситуацию в лучшую сторону, да это и невозможно, пока сами люди не осознают, что аборт — это большой грех! Уже на следующий день в газетах, на телевидении и в Интернете появились статьи о прошедшей акции. Некоторые из них были насмешливого характера. Журналисты в основном делали акценты на недочетах в проведении акции, о которых и сами организаторы прекрасно знали. Особенную иронию у СМИ вызвала малая численность участников. Однозначного одобрения акция, как и предполагалось, не получила. Кто-то просто иронично сообщил о событии, кто-то в противовес данным нашего пикета предоставил информацию том, что не так-то уж и много делается в России абортов, и что никакое вымирание русскому народу якобы не грозит. Но начало богоугодному делу все-таки было положено, на ошибках учатся. Возможно, в следующий раз придет больше заинтересованных людей.
Дмитрий Баранов: В Интернете полно материалов о нашей акции примерно с такими заголовками: «На митинг против абортов в Томске пришли одни мужчины». А между тем была Настя, были другие девушки.
Идея акции возникла весной прошлого года. Летом я испросил благословения владыки, он поддержал. Мой друг Сергей пожертвовал 300 рублей на оплату посылки из московского медико-просветительского центра «Жизнь». Нам прислали наклейки, листовки и газеты на тему защиты жизни нерожденных детей. Пожертвовал на организацию митинга и Николай Петрович Матюхов, руководитель клуба русского боевого искусства «Русский щит», за что ему огромное спасибо. Вообще, его клуб — это главные друзья нашей общины.
Технически выполнить все оказалось не так сложно. Купили два листа ватмана, маркер, сделали плакаты. Разместили объявления на интернет-форумах, разослали пресс-релизы в СМИ.
— Отдел по делам молодежи Томской епархии издает православный молодежный журнал «Обретение». Принимала ли участие ваша община в создании этого журнала?
Анастасия Богинская: Да, принимала, и очень активное. Ребята из общины — одни из ведущих авторов большинства материалов. Они и предлагали идеи, и сами писали многие статьи, а некоторые и по нескольку статей. Ведь такое печатное издание — очень хороший способ донести до большинства молодых томичей то, что в городе есть православная молодежь. Вокруг так много интересного и значимого! Работу в журнале «Обретение», конечно, можно считать миссионерской, просветительской. Ведь это издание прежде всего предназначено для невоцерковленной молодежи, у которой часто есть странные предрассудки не только о верующих людях, но и о православной вере в целом. Сейчас работа над следующим номером подходит к концу. Если Бог даст, то он выйдет к Светлому Христову воскресенью.
Дмитрий Баранов: А Настя еще и является одним из редакторов журнала. Она у нас на журналиста учится.
— Мы знаем, что к этому журналу выпускается детское приложение «Весточка». Расскажите, что это такое?
Анастасия Богинская: В первом номере «Обретения» была рубрика для детей, которая называлась «Весточка». Впоследствии она выделилась в отдельное издание для детей и стала приложением к журналу.
Это яркое, полноцветное издание для детей младшего школьного возраста. В нем есть стихи, загадки, ребусы, рассказы о православных праздниках, обычаях, святых людях, а также статьи о местных детских воскресных школах, кружках, событиях, которые произошли в Томской епархии и которые непосредственно относятся к детям.
— Бывают ли представители вашей общины в других вузах с православными миссиями?
Дмитрий Баранов: Не приходилось пока. Но мы расклеивали объявления о встречах в других вузах. Нам помогает всячески председатель Международной Ассоциации православных домовых храмов при высших учебных заведениях (и такая есть!) Олег Леонидович Васильев. Он преподает на юридическом факультете МГУ.
— Что лично вам и вашим друзьям дает пребывание в этой общине?
Владимир Бабич: Прежде всего это дает возможность общения со сверстниками, такими же православными, как и я. Это дает возможность сделать то, что один бы я сделать не сумел. Невозможно одному было организовать акцию против абортов.
Анастасия Богинская: Если порассуждать, то на сегодняшний день молодому христианину приходится особенно трудно, потому что ну никак не совпадает православное мировоззрение с лозунгом нашего времени: «Бери от жизни все, так как ты живешь только один раз!» Молодому православному человеку важно знать, что он не один. Порой так необходимо бывает теплое дружеское общение с такими же верующими людьми, ведь общие интересы роднят, как известно.
Друзья, которых ты находишь в православии, становятся для тебя не только друзьями, но и братьями во Христе, нас объединяет нечто большее, чем просто общение, нас объединяет вера в Бога.
— Не думаете ли вы над тем, чтобы при университете построить студенческую часовню или, может быть, даже храм?
Дмитрий Баранов: Через какое-то время после появления нашей общины, ректорат Томского государственного университета обратился к архиепископу Ростиславу с предложением возродить храм на месте существовавшей до революции часовни в университетской роще. Но поскольку необходимы масштабные и дорогостоящие работы по демонтажу помещения университетского гаража и строительству здания храма, Владыка пока еще не принял решения по этому вопросу.
— Расскажите о том, как проходит общение между членами вашей общины? Какие темы вы обсуждаете? Бывают ли на встречах священники?
Анастасия Богинская: В воскресенье с утра мы присутствуем на литургии, затем неформальное общение за чаем вместе с отцом Евгением Воронковым, батюшкой, который окормляет нашу общину. За чаем мы также обсуждаем какие-то проблемы, читаем новости с православных сайтов и обсуждаем их. Иногда смотрим православные фильмы. При храме Сергия Радонежского, где мы собираемся, есть большая аудио- и видеотека. Фильм нередко нам разъясняет и комментирует батюшка.
— История Православной Церкви в Томске, в отличие от Новосибирска, насчитывает много веков. Интересуетесь ли вы историей томского православия?
Владимир Бабич: Я недавно был на выставке, посвященной нашему монастырю.
Дмитрий Хаминов: Да, безусловно. Ведь Томская земля пропитана духом православия, имеет многовековую историю церкви. Кто-то скажет, что наша история не сравнима с историей православия в европейской части России, но все же по сибирским меркам она довольно богатая. Томск, как говорят у нас православные люди, — намоленный город. Веками здесь проповедовалось слово Божие, Евангелие. Из нашего города вышло много святых угодников Божьих. Это и чтимый по всей Сибири старец Федор, и блаженная Домна Томская, и святой Петр, и святитель Макарий Невский и новомученица святая Татьяна. И неизвестно, сколько еще скрывает в тайне Господь от нас своих угодников и святых, чтобы со временем открыть их имена для нас. Кроме того, на территории Томска приняли мученическую кончину и многие православные люди из центральной России — от архиереев и до простых мирян, не утративших веру в Бога. Но на эту тему можно говорить долго, и ей следует посвятить отдельный разговор.
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
http://chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=40870