'В Кенигсберге родился основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант. Профессор Кенигсбергского университета, с января 1758 года по июль 1762 года – российский подданный, Кант довольно широко пропагандируется сегодня в качестве визитной карточки Калининграда. Имя Канта недавно было присвоено и Калининградскому университету. Вместе с городом на Преголе, вместе с землёй янтарного края Кант достался нам в наследство от немецкого Кенигсберга в 1945 году. Вполне естественно поэтому определиться с этим наследием, например: как философские труды Канта соотносятся с традиционной для России Православной верой.
Имя Канта общеизвестно. Однако с его философией, а, уж тем более с его религиозными взглядами, мало кто знаком. После присвоения имени Канта Калининградскому университету некоторые люди всё же задались вопросом: насколько этот шаг оправдан? Действительно, почему бы не определиться, как к Канту относится Православие, как к Канту относится христианство в целом? Ведь даже в былые времена, когда русские люди больше интересовались философией, труды Канта читали многие, но вот последователей у него в России почему-то практически не было. И не только в России! Христианская Европа в целом сторонилась кантовской философии, хотя и читала его труды. Почему? (Нужно признать, что и сегодня с Кантом всерьёз знакомы только специалисты по философии. Подавляющее большинство жителей Калининградской области, так же как и жителей Германии, знают только имя философа и то, что он жил в Кенигсберге. В других европейских странах ситуация ещё хуже, про остальную часть планеты можно не говорить. Из жителей Чечни, Дагестана, Косова, Саудовской Аравии, Ирана, Судана, Эфиопии, Бангладеш и многих других стран о Канте слышали единицы.)
Философия Канта раскрывается главным образом в его трудах «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что человек познаёт только явления (феномены) вещей, которые действуют на наши органы чувств, наше воображение и наш рассудок, но сама вещь (точнее, сущность вещи, которая воздействует на наши органы чувств) –непознаваема. А поскольку «вещи в себе» непознаваемы, Кант делает вывод о принципиальной невозможности постижения Бога, души и мира. Поэтому он и подвергает критике так называемые доказательства бытия Божия и бессмертия души.
В «Критике практического разума» Кант приходит к выводу, что в человеке существует вечное, неискоренимое стремление к разрешению главных вопросов бытия – о существовании Бога и о смысле человеческой жизни. В этой работе Кант утверждает необходимость постулирования бытия Божия, свободы человеческой воли и бессмертия души, исходя из существования в нас нравственного закона, безусловно требующего своего исполнения. Лишь при условии существования Бога, хотящего и могущего блюсти закон и правду, и при наличии бессмертия, позволяющего неограниченно совершенствоваться душе, возможно достижение высшего блага, к которому стремится человек.
Свой взгляд на религию Кант высказывает также в сочинении «Религия в пределах только разума». По мнению Канта, содержанием религиозного сознания служит понятие о Боге, как о нравственном законодателе, и религия заключается всего лишь в признании человеком всех своих нравственных обязанностей, как заповедей Божиих. В «Критике чистого разума» Кант пишет: «… нравственный закон через понятие высшего блага, как объекта и конечной цели чистого практического разума, приводит человека к религии, т.е. к признанию всех своих обязанностей, как заповедей Божиих – не как санкций, т.е. произвольных и самих по себе определений чужой воли, а как существенных законов всякой свободной воли самой себе… Религия по материи или по объекту ничем не отличается от морали, т.к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное».
В «Критике чистого разума» Кант пишет: «… нравственный(!) закон через понятие высшего блага, как объекта и конечной цели чистого практического разума, приводит(!) человека к религии, т.е. к признанию всех своих обязанностей, как заповедей Божиих – не как санкций, т.е. произвольных и самих по себе определений чужой воли, а как существенных законов всякой свободной воли самой себе… Религия по материи или по объекту ничем не отличается от морали, т.к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное».
Обладая большой глубиной и высокой культурой мышления, Кант понимал всё бессилие человеческого разума в вопросах высших тайн бытия.
Философ сам глубоко верил в Бога, (хотя и не так, как христиане, мусульмане и иудеи), в бессмертие души и нравственный порядок в мире. И вся его критическая философия, показывающая всю недостаточность научного познания перед лицом веры, оказалась направлена на то, чтобы расчистить место вере у тех, кто её не имел.
Кант сам написал: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы расчистить место вере». Свобода воли человека, бессмертие его души и Бог –вот, по Канту, необходимые требования (постулаты), без которых невозможна вообще никакая разумная и нравственная жизнь. Двести лет назад религиозные взгляды Канта оказывали разрушительное воздействие на европейских(!) интеллектуалов.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Для некоторых отравленных атеизмом советских интеллигентов кантовская философия вполне может сыграть некую переходную роль от абсолютного неверия к вере христианских предков.
Следует только не останавливаться на Канте, а идти дальше, дальше, дальше…'
Протоиерей Георгий Бирюков+
Первоисточник:
http://exclav.ru/stati/avtoryi/den-rozh ... kanta.html