Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Чт май 08, 2025 3:27 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 7:10 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
УЧРЕЖДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ

(по Никоновской летописи)
1565 г.

(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю(1), царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею(2) и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...)
Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и судыСуды - здесь: сосуды(3) золотые и серебряные, и поставцыПоставцы - посудные шкафы(4) все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с нимИван IV взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее прибрал быти с ним в опричнине(5), велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядомС людми... со всем служебным нарядом - т.е. со своими военными слугами и в полном вооружении(6). А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика... И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в село Танинское в 17 день, в неделю, а из Тонинского к Троице, а чюдотворцову память Петра митрополита. Декабря 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре, а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в СлободуВ Слободу - в Александровскую слободу(7). На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные людиПриказные люди - дьяки и подьячие Приказов и дворцового управления(8); все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяще. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотритиПосмотрити - проверить, пересмотреть(9) и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася с бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по ним же государю царю и великому князю покрывати; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.

К гостем же и х купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Пугалу Михайлову да Овдрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет. Слышав же сия пресвященный Афонасий митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быта. Бояре же и околничие, и дети боярские и все приказные люди, и священнический и иноческий чинСвященнический чин - белое духовенство, иноческий - монашество, черное духовенство(10), и множества народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государьство свое оставил, они же от многого захлипания слезного перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: "увы! горе! како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешения и милость его велию превратихом на гнев и на ярость! ныне к тому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных? како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них?Изметца - спасется, укроется(11) такоже и нам как быти без государя? И иная многая словеса подобная сих изрекоша ко Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему, государю; а хто будет государьские лиходеи которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля: "а мы все своими головами едем за тобою, государем святителем, своему государю Царю и великому князю о его государьской милости бити челом и плакатися"Словеса сторонников Ивана IV из бояр, дворян и приказных людей митрополиту Афанасию частично раскрывают содержание грамоты царя духовенству, боярам и дворянам, приказным людям, оставшимся в Москве(12).

Также и гости и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребятСами потребят - сами уничтожат(13). Митрополит же Афонасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехати ко государю не изволи для градского брежения, что все приказные люди приказы государьские отставиша и град отставиша никим же брегом, и послал к блаточестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни, генваря в 3 день, Пимина архиепископа Великого Новагорода и Пъскова да Михайлова Чюда архимандрита ЛевкиюМихайлова Чюда - Чудова монастыря в Кремле(14) молити и бити челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцом и богомолцем и над своими богомолцы, над архиепископы и епископы, и на всем освященном соборе милость показал и гнев свой отложил, такоже бы над своими бояры и над околничими и над казначеи и над воеводами и надо всеми приказными людми и надо всем народом крестиянским милость свою показал, гнев бы свой и опалу с них сложил, и на государьстве бы был и своими бы государьствы владел и правил, как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государьству изменники и лиходей, и над теми в животе и в казни его государьская воля. А архиепископы и епископы сами о себе бита челом поехали в Слободу царю и государю и великому князю о его царской милости. (...) Бояре князь Иван Дмитреевичь Белской, князь Иван Федоровичь Мстиславской и все бояре и околничие, и казначеи и дворяне и приказные люди многие, не ездя в домы своя, поехаша с митрополичья двора из города за архиепископом и владыками в Олександровскую слободу; такоже гости и купцы и многие черные люди со многим плачем и слезами града Москвы поехали за архиепископы и епископы бити челом и плакатися царю и великому князю о его царьской милости. Пимин же (...) да Чюдовский архимандрит Левкия приехав в Слотино И обослалися в Слободу, как им государь велит очи свои видети.

Государь же им повеле ехати к себе с приставы; приехаша же в Слободу генваря в 5 день... И многим молением молиша его со слезами о всем народе крестиянском, якоже преди изрекохом. Благочестивый же государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, милосердуя о всем православном крестианстве, для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всея Русии и для своих богомолцов архиепископов и епископов, бояром своим и приказным людям очи свои видети велел и архиепископом и епископом и всему освященному собору милостивое свое жалованное слово рек: "для отца своего и богомолца Афонасия митрополита веса Русии моления и вас для, своих богомолцов, челобитья государьства свои взяти хотим, а как нам свои государьства взята и государьствы свои владети, о том о всем прикажем к отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту все Русии с своими богомолцы"... и отпустил их к Москве... А остави у себя бояр князя Ивана Дмитреевича Белского да князя Петра Михайловича Щетанева и иных бояр, а к Москве того же дни генваря в 5 день, отпустил бояр князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Ивана Ивановича Пронского и иных бояр и приказных людей, да будут они по своим приказом и правят его государьство по прежнему обычаю. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статкиЖивоты их и статки - все имущество без остатка(15) имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнинуОпришнина - особая часть(16), двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцовСтольники, стряпчие, жильцы (лучшие из городовых дворян, по очереди жившие в Москве при дворе) - разряды дворян московского чина, прямые царские слуга при его дворе(17) учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на ХлебенномСытный, Кормовой, Хлебный (18), учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особноОсобные стрельцы получили название стремянных: в конном строю они несли службу как бы у стремени царского коня(19).

А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости: город Иожаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль два жеребья, город Белев, город Лихвин обе половиныЖеребья, половина - части доходов с этих городов с их уездами(20), город Ярославец и с Суходровью, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхломою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на Поротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргуново, Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрянской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту. Порог Ладошской, Тотму, Прибужь. И иные волости государь поимал кормленым окупомКормленый окуп - налог на население, введенный после отмены кормлений.(21) с которых волостей имати всякие доходы на его государьской обиход, жаловати бояр и дворян и всяких его государевых дворовых людей, которые будут у него в опришнине; а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьской обиход, и иные городы и волости иматиОговаривалось право царя собирать доходы с городов и волостей, не взятые в опричнину при ее учреждении(22).

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 головОбщее число опричников за 1565-1572 гг. не превышало 4,5-5 тысяч человек(23), и поместья им подавал в тех городех с одновоС одново - в одних межевых границах владений, компактно(24), которые городы поимал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быта в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавата земли велел в то местоВ то место - вместо конфискованных поместий и вотчин(25) в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно... Повеле же и на посаде улицы взята в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до вспольяВсполье - окраина московского посада, где начинались поля и луга(26), да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия, опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сосенками, Воронцовской, Лыщиковской. И которые улицы и слободы поймал государь в опришнину, и в тех улицах велел быта бояром и дворяном и всяким приказным людем, которых государь поймал в опришнину, а которым в опришнине быти не велел, и тех ис всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад.

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быта в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинитиЗемские бояре и приказные люди ведали лишь текущим управлением, верховная же власть в государстве принадлежала царю, как и до введения опричнины(27).

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный соборВ этом перечне церковных владык не назван митрополит Афанасий, уклонившийся от одобрения мероприятий Ивана IV.(28), да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Ивана княже Иванова сына Сухово-Кашина, да князя Дмитрея княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал на себя; а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детми.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Декабря в 3 день, в неделю - 3 декабря 1564 г., в воскресенье.

(2) Марья - вторая жена Ивана IV Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя.

(3) Суды - здесь: сосуды.

(4) Поставцы - посудные шкафы.

(5) Иван IV взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее "прибрал" "быти с ним" в опричнине.

(6) С людми... со всем служебным нарядом - т.е. со своими военными слугами и в полном вооружении.

(7) В Слободу - в Александровскую слободу.

(8) Приказные люди - дьяки и подьячие Приказов и дворцового управления.

(9)Посмотрити - проверить, пересмотреть.

(10)Священнический чин - белое духовенство, иноческий - монашество, черное духовенство.

(11) Изметца - спасется, укроется.

(12) "Словеса" сторонников Ивана IV из бояр, дворян и приказных людей митрополиту Афанасию частично раскрывают содержание грамоты царя духовенству, боярам и дворянам, приказным людям, оставшимся в Москве.

(13) Сами потребят - сами уничтожат.

(14) Михайлова Чюда - Чудова монастыря в Кремле.

(15) Животы их и статки - все имущество без остатка.

(16) Опришнина - особая часть.

(17) Стольники, стряпчие, жильцы (лучшие из городовых дворян, по очереди жившие в Москве при дворе) - разряды дворян "московского чина", прямые царские слуга при его дворе.

(18) Сытный, Кормовой, Хлебный "дворцы" ведали заготовкой разного рода напитков, съестных припасов, хлебных изделий и т.п. на "обиход" царской семьи, дворцовых слуг, мастеров, иностранных послов и т.д.

(19) "Особные" стрельцы получили название стремянных: в конном строю они несли службу как бы у стремени царского коня.

(20) Жеребья, половина - части доходов с этих городов с их уездами.

(21) Кормленый окуп - налог на население, введенный после отмены "кормлений".

(22) Оговаривалось право царя собирать доходы с городов и волостей, не взятые в опричнину при ее учреждении.

(23) Общее число опричников (князей, бояр, дворян) за 1565-1572 гг. не превышало 4,5-5 тысяч человек, по другим данным, до 6 тысяч.

(24) С одново - в одних межевых границах владений, компактно.

(25) В то место - вместо конфискованных поместий и вотчин.

(26 Всполье - окраина московского посада, где начинались поля и луга.

(27) Земские бояре и приказные люди ведали лишь текущим управлением, верховная же власть в государстве принадлежала царю, как и до введения опричнины.

(28) В этом перечне церковных владык не назван митрополит Афанасий, уклонившийся от одобрения мероприятий Ивана IV.


Полное собрание русских летописей. Спб. 1906, Т. XIII. С. 391-396.

http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1565oprich.php


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 7:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
Митрополит Иоанн (Снычев) "Царь Иоанн Грозный и опричнина"

Историки неоднократно сетовали на “загадочность” и даже на “великую загадочность” опричнины. Между тем, ничего загадочного в ней нет, если рассматривать опричнину в свете веками складывавшихся на Руси отношений народа и власти, общества и царя. Эти “не правовые” отношения, основывавшиеся на разделении обязанностей, свойственных скорее семейному, чем государственному быту, наложили отпечаток на весь строй русской жизни.

Так, русское сословное деление, например, имело в своем основании мысль об особенном служении каждого сословия. Сословные обязанности мыслились как религиозные, а сами сословия - как разные формы общего для всех христианского дела: спасения души. И царь Иоанн IV все силы отдал тому, чтобы “настроить” этот сословный организм Руси, как настраивают музыкальный инструмент, по камертону православного вероучения. Орудием, послужившим для этой нелегкой работы, стала опричнина. Глядя на нее так, все можно понять и объяснить. Вот что действительно невозможно, так это понимание действий Иоанна IV (в том числе и опричнины) с точки зрения примитивно-утилитарной, во всем видящей лишь “интересы”, “выгоду” и “соотношение сил”.

Для того, чтобы “настроить” русское общество в унисон с требованиями христианского мировоззрения, прежде всего, требовалось покончить с понятиями взаимных обязательств” как между сословиями, так и внутри них. Взаимные обязательства порождают упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки - и это ярче всего проявилось в таком уродливом явлении, как боярское местничество. Безобидная на первый взгляд мысль о взаимной ответственности порождает ощущение самоценности участников этой взаимосвязи, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном итоге, - к сословной или классовой вражде, по живому рассекающей народное тело. Не разъединяющая народ ответственность “друг перед другом”, неизбежно рождающая требования “прав” и забвение обязанностей, а общая, соборная ответственность перед Богом должна стать, по мысли Грозного, основой русской жизни. Эта общая ответственность уравнивает всех в едином церковном служении, едином понятии долга, единой вере и взаимной любви, заповеданной Самим Господом в словах: “Возлюби ближнего как самого себя”. Вспомним царское упоминание о стремлении “смирить всех в любовь”. Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности - общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность “едиными усты и единым сердцем”, по слову Церкви, взывающую к Богу в горячей сыновней молитве.

В таком всенародном предстоянии Богу Царь находится на особом положении. Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое. В своем царском служении он “не от мира сего”, и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав. “Естеством телесным Царь подобен всякому человеку. Властию же сана подобен... Богу. Не имеет бо на земли вышша себе. Подобает убо (Царю) яко смертну, не возноситися, и, аки Богу, не гневатися... Егда князь беспорочен будет всем нравом, то может... и мучити и прощати всех людей со всякою кротостию”, - говорится в одном из сборников второй половины XVI века. К такому пониманию Царской власти и старался привести Россию Иоанн Васильевич. Но на его пути встало боярство.

“...Уже к половине XV века московский великий князь был окружен плотной стеной знатных боярских фамилий, - говорит Ключевский. - Положение усугубилось вступлением на московскую службу князей, покидавших упраздненные удельные столы. - С тех пор во всех отраслях московского управления - в государственной думе советниками, в приказах судьями, то есть министрами, в областях наместниками, в полках воеводами являются все князья и князья. Вслед за князьями шли в Москву их ростовские, ярославские, рязанские бояре”. В этом не было бы ничего дурного, если бы объединение Великороссии и возвышение московского великого князя до уровня общенационального государя не изменило роковым образом воззрения боярства на свое место в русской жизни.

В удельные века боярин в Москве служил, и принадлежность к сословию означала для него прежде всего признание за собой соответствующих обязанностей. Весь XIV век - это век самоотверженного служения московского боярства общенациональным идеалам и целям. Отношения с великим князем московским складывались поэтому самые полюбовные. “Слушали бы во всем отца нашего владыки Алексея да старых бояр, кто хотел отцу нашему добра и нам”, - писал в духовном завещании к своим наследникам Симеон Гордый, поставляя рядом по своему значению митрополита и боярство. Святой благоверный князь Дмитрий Донской относился к боярам еще задушевнее. Обращаясь к детям, он говорил: “Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте по их службе, без воли их ничего не делайте”.

Но к концу XV-началу XVI века положение изменилось. В боярстве, пополнявшемся титулованной удельной знатью, принесшей в Москву понятия о своих наследственных правах, установился взгляд на свое руководящее положение как на “законное” дело - привилегию, не зависимую от воли Государя. Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанной на сослужении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и Царем. “Еще при Грозном до Опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета Царю”, - пишет Ключевский.

Более того, Царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые “права”. Число знатнейших боярских фамилий было невелико - не превышало двух-трех сотен, зато их удельный вес в механизме управления страной был подавляющим.

Положение становилось нестерпимым, но для его исправления Царь нуждался в единомышленниках, которые могли бы взять на себя функции административного управления страной, традиционно принадлежавшие боярству. Оно в своей недостойной части должно было быть от этих функций устранено. Эти “слугующие близ” Государя верные получили названия “опричников”, а земли, отведенные для их обеспечения, наименование “опричных”.

Вопреки общему мнению, земель этих было мало. Так, перемещению с земель, взятых в Опричнину, на другие “вотчины” подвергалось лишь около тысячи землевладельцев - бояр, дворян и детей боярских. При этом Опричнина вовсе не была исключительно “антибоярским” орудием. Царь в указе об учреждении Опричнины ясно дал понять, что не делит “изменников” и “лиходеев” ни на какие группы “ни по роду, ни по племени”, ни по чинам, ни по сословной принадлежности.

Сам указ об Опричнине появился не вдруг, а стал закономерным завершением длительного процесса поиска Иваном Грозным наилучшего, наихристианнейшего пути решения стоявших перед ним, как помазанником Божиим, задач. Первые его попытки в этом роде связаны с возвышением благовещенского иерея Сильвестра и Алексея Федоровича Адашева. Лишь после того, как измена Адашева и Сильвестра показала в 1560 году невозможность окормления русского народа традиционно боярскими органами управления, встал вопрос об их замене, разрешившийся четыре года спустя указом об Опричнине.

Адашев сам к боярству не принадлежал. Сын незначительного служилого человека, он впервые появляется на исторической сцене 3 февраля 1547 года на царской свадьбе в качестве “ложничего” и “мовника”, то есть он стлал царскую постель и сопровождал новобрачного в баню. В 1550 году Иоанн пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: “Алексей! Взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей... Не бойся сильных и славных... Все рассматривай внимательно и приноси нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож!”.

Адашев правил от имени Царя, “государевым словом”, вознесенный выше боярской знати - Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль. Опричнина стала в дальнейшем лишь логичным завершением подобных попыток. При этом конечным результатом, по мысли Грозного, должно было стать не упразднение властных структур (таких, как боярская дума, например), а лишь наполнение их новым, религиозно осмысленным содержанием. Царь не любил ломать без нужды.

Адашев “правил землю русскую” вместе с попом Сильвестром. В благовещенском иерее Царь, известный своим благочестием (ездивший в дальние монастыри на покаяние замаливать даже незначительные грехи – “непотребного малого слова ради”), хотел видеть олицетворение христианского осмысления государственности. Однако боярская верхушка сумела “втянуть” Адашева и Сильвестра в себя, сделать их представителями своих чаяний. Адашев вмешался в придворные интриги вокруг Захарьиных - родственников Анастасии, жены Царя, сдерживал в угоду удельным интересам создание единого централизованного русского войска. Сильвестр оказался не краше - своего сына Анфима он пристроил не в “храбрые” и “лутчие люди”, а в торговлю, испросив для него у Царя назначение ведать в казне таможенными сборами.

Царю в случае успеха боярских замыслов оставалось лишь “честь председания”. Русская история чуть было не свернула в накатанную западноевропейскую колею, в которой монарх выполнял роль балансира между противоречивыми интересами различных социальных групп. Лишь после охлаждения отношений Царя с прежними любимцами дело двинулось в ином направлении. В 1556 году были приняты царские указы, в результате которых все землевладельцы, независимо от размера своих владений, делались служилыми людьми государства.

“Речь шла об уравнении “сильных” и “богатых” со всеми служилыми людьми в служебной повинности перед государством именно несмотря на их богатство, на их экономическую самостоятельность”, - признает Альшиц. Он же пишет, что в период деятельности Адашева и Сильвестра “решался вопрос - по какому пути пойдет Россия: по пути усиления феодализма (читай: Православного Самодержавия - м. Иоанн) или по пути буржуазного развития... То, что реформы Адашева и Сильвестра... имели тенденцию направить развитие страны на иной путь (чем предначертал Грозный - мтрп. Иоанн) в политическом устройстве и... в основе экономики, а именно - на путь укрепления сословно-представительной монархии, представляется несомненным”.

Идея Опричнины прямо противоположна. “Аз есмь Царь, - говорил Грозный, - Божиим произволением, а не многомятежным человеческим хотением”. Русский Государь не есть царь боярский. Он не есть даже царь всесословный - то есть общенародный. Он - Помазанник Божий. Инструментом утверждения такого взгляда на власть и стал Опричный Царь. В Опричнину брали только “лутчих”, “по выбору”. Особенно тщательный отбор проходили люди, имевшие непосредственное отношение к жизни Государя. До нас дошла опись царского архива, в которой есть следующая запись: “Ящик 200, а в нем сыски родства ключников, подключников, и сытников, и поваров, и помясов, и всяких дворовых людей”. На 20 марта 1573 года в составе опричного двора Царя Иоанна числилось 1854 человека. Из них 654 человека составляли охранный корпус Государя, его гвардию. Данные, взятые из списка служилых двора с указанием окладов, обязанностей и “корма”, совпадают с показаниями иностранцев. Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500 - 800 человек “особой опричнины”. Эти люди в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявших охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. В их числе, кстати, находился в 1573 году молодой еще тогда опричник “Борис Федоров сын Годунов”. Остальные 1200 опричников разделены на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода Царской семьи; Бронный, то есть оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и Царской гвардии, и Сытный-продовольственный.

Опричное войско не превышало пяти-шести тысяч человек. Несмотря на малочисленность, оно сыграло выдающуюся роль в защите России; например, в битве на Молодях, в 1572 году, во время которой были разгромлены татарские войска, а их командующий Дивей-мурза взят в плен опричником Аталыкиным. Со временем Опричнина стала “кузницей кадров”, ковавшей Государю единомысленных с ним людей и обеспечивавшей проведение соответствующей политики. Вот лишь один из примеров: В сентябре 1577 года во время Ливонского похода Царь и его штаб направили под город Смилтин князя М.В. Ноздроватого и А. Е. Салтыкова “с сотнями”. Немцы и литовцы, засевшие в городе, сдаться отказались, а царские военачальники - Ноздроватый и Салтыков – “у города же никоторова промыслу не учинили и к Государю о том вести не учинили, что им литва из города говорит. И Государь послал их проведывать сына боярского Проню Болакирева... И Проня Болакирев приехал к ним ночью, а сторожи у них в ту пору не было, а ему приехалось шумно. И князь Михайлы Ноздроватого и Ондрея Салтыкова полчане и стрельцы от шума побежали и торопяся ни от кого и после того остановилися. И Проня Болакирев приехал к Государю все то подлинно сказал Государю, что они стоят небрежно и делают не по Государеву наказу. И Государь о том почел кручинитца, да послал... Деменшу Черемисинова да велел про то сыскать, как у них деелось...”.

Знаменитый опричник, а теперь думный дворовый дворянин Д. Черемисинов расследовал на месте обстоятельства дела и доложил Царю, что Ноздроватый и Салтыков не только “делали не гораздо, не по Государеву наказу”, но еще и намеревались завладеть имуществом литовцев, если те оставят город. “Пущали их из города душою и телом”, то есть без имущества. Черемисинов быстро навел порядок. Он выпустил литовцев из города “со всеми животы - и литва тотчас город очистили...”.

Сам Черемисинов наутро поехал с докладом к Царю. Князя Ноздроватого “за службу веле Государь на конюшне плетьми бить. А Ондрея Салтыкова Государь бить не велел”. Тот “отнимался тем, что будто князь Михайло Ноздроватый ему Государеву наказу не показал, и Ондрею Салтыкову за тое неслужбу Государь шубы не велел дать”.

В необходимых случаях руководство военными операциями изымается из рук воевод и передается в руки дворовых. В июле 1577 года царские воеводы двинулись на город Кесь и заместничались. Князь М. Тюфякин дважды досаждал Царю челобитными. К нему было “писано от Царя с опаскою, что он дурует”. Но не желали принять росписи и другие воеводы: “А воеводы государевы опять замешкались, а к Кеси не пошли. И Государь послал к ним с кручиною с Москвы дьяка посольского Андрея Щелкалова... из Слободы послал Государь дворянина Даниила Борисовича Салтыкова, а веле им итить х Кеси и промышлять своим делом мимо воевод, а воеводам с ними”.

Как видим, стоило воеводам начать “дуровать”, как доверенное лицо Царя - дворовый, опричник Даниила Борисович Салтыков был уполномочен вести войска “мимо” воевод, то есть отстранив их от командования. Только что препиравшиеся между собой из-за мест князья все разом были подчинены дворовому Д. Б. Салтыкову, человеку по сравнению с ними вовсе “молодому”.

К сожалению, излечиться от сословной спеси полностью боярство так и не смогло. И в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598), и в царствование Годунова (1598-1605) часть бояр продолжала “тянуть на себя”. Эта “самость”, нежелание включаться в общенародное дело закономерно привели к предательству 21 сентября 1610 года, когда, боясь народного мятежа, боярская верхушка тайно ночью впустила в Москву оккупантов - 800 немецких ландскнехтов и 3,5-тысячный польский отряд Гонсевского.

О том, что Опричнина не рассматривалась как самостоятельная ценность и ее длительное существование изначально не предполагалось, свидетельствует завещание Царя, написанное во время болезни в Новгороде в 1572 году. “А что есьми учинил опричнину, - пишет Грозный, - и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинен готов”. Я, мол, по мере своих сил показал, как надо, а выбор конкретных способов действия за вами - не стесняю ничем.

Само слово “опричнина” вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка.

Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обеспечивая материально “опричников” - корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся - часть их со временем возвращалась в “земщину” (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к “Опричнине” присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито Опричнины со временем должна была пройти вся Россия.

Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители - палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял Царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.

Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания - борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал Царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: “Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды”.

Учреждение Опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью “жидовствующих”, которая пережила все гонения.

В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является Царем “верных”, а остальным “земским” еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина - касимовского царя Семена Бекбулатовича. Каких только предположений не высказывали историки, пытаясь разгадать это “загадочное” поставление! Каких только мотивов не приписывали царю! Перебрали все: политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто “прихоть тирана”... Не додумались лишь до самого простого - до того, что Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-кесарь Ромодановский в отсутствие Петра I), пока Царь “доводил до ума” устройство опричных областей.

Был в этом “разделении полномочий” и особый мистический смысл. Даруя Семену титул “великого князя всея Руси”, а себя, именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность Русского Царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий.

Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: “Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а Царь, Помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь - все же я, и никто не в силах это изменить”.

Так царствование Грозного Царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579-1584 годах. Дело жизни Царя было сделано - Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества - осознан. В 1584 году Царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. Одним из пунктов завещания Иоанна было указание освободить всех военнопленных. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание - митрополит Дионисий постриг Государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он всю свою бурную и нелегкую жизнь.

http://samoderjavie.ru/node/235


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 9:51 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:55 pm
Сообщения: 18103
Откуда: Русская Народная Социалистическая Партия
Вероисповедание: Имеется
Создание карательных структур и царствование на штыках до добра никого не доводило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 01, 2010 4:14 pm
Сообщения: 6891
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
Создание карательных структур и царствование на штыках до добра никого не доводило.

угу, во времена славной опричнины людёв под лед отправляли. жуть какая, правда?
инстинкт самосохранения у некоторых, "родовая память". понимаю :)
вот начну мемуары писать, а первый назову "ВеникЪ"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:17 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:55 pm
Сообщения: 18103
Откуда: Русская Народная Социалистическая Партия
Вероисповедание: Имеется
Карл Фридрих фон Чеченев писал(а):
инстинкт самосохранения у некоторых, "родовая память". понимаю :)


Правильно понимаешь, так как опричники только с русскими бабами могли воевать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:37 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
Создание карательных структур и царствование на штыках до добра никого не доводило.

Ну ладно назовём это царствованием на штыках (хотя если сравнить Русь Иоанна Грозного с "цивилизованной" Европой того времени, то по части кровопускания она далеко-далеко будет впереди "кровавоготиранаидеспота" Иоанна), но вот скажи, как без жёстких мер можно было сохранить державу в условиях непрерывной, на протяжении десятков лет войны на два фронта(!) - с ордынскими ханствами и коалицией европейских государств, и при том, что страна относительно недавно объединилась и ещё не все удельные пережитки были ликвидированы, а значительная часть аристократии отнюдь не в восторге была от централизаторской политики царя, которую кстати в начале своего правления царь проводил вполне мягкими методами, и это в условиях войн в которых стоял вопрос о независимости страны?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:41 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
Правильно понимаешь, так как опричники только с русскими бабами могли воевать.

Между прочим один из лучших наших полководцев 16 в., герой Молодинской победы - Дмитрий Хворостинин был опричным воеводой. А всем известный опричник Скуратов погиб при штурме ливонской крепости.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:44 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:55 pm
Сообщения: 18103
Откуда: Русская Народная Социалистическая Партия
Вероисповедание: Имеется
Сергей Р. ф. писал(а):
дмитрий прянишников писал(а):
Правильно понимаешь, так как опричники только с русскими бабами могли воевать.

Между прочим один из лучших наших полководцев 16 в., герой Молодинской победы - Дмитрий Хворостинин был опричным воеводой. А всем известный опричник Скуратов погиб при штурме ливонской крепости.


Это отдельные персонажи - не так ли? А есть массовый момент - поведение опричников при нашествии Крымского хана.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:51 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:55 pm
Сообщения: 18103
Откуда: Русская Народная Социалистическая Партия
Вероисповедание: Имеется
Сергей Р. ф. писал(а):
дмитрий прянишников писал(а):
Создание карательных структур и царствование на штыках до добра никого не доводило.

Ну ладно назовём это царствованием на штыках (хотя если сравнить Русь Иоанна Грозного с "цивилизованной" Европой того времени, то по части кровопускания она далеко-далеко будет впереди "кровавоготиранаидеспота" Иоанна), но вот скажи, как без жёстких мер можно было сохранить державу в условиях непрерывной, на протяжении десятков лет войны на два фронта(!) - с ордынскими ханствами и коалицией европейских государств, и при том, что страна относительно недавно объединилась и ещё не все удельные пережитки были ликвидированы, а значительная часть аристократии отнюдь не в восторге была от централизаторской политики царя, которую кстати в начале своего правления царь проводил вполне мягкими методами, и это в условиях войн в которых стоял вопрос о независимости страны?


1) Что за странная манера постоянно кивать на Европу? (Не только у тебя). Я бы понял - и одобрил - ссылки на Писание, творения Отцов Церкви, Соборные постановления - а это не понимаю....
2) Борьба с какими такими "ордынскими ханствами"? Реальным врагом было только ханство Крымское. С какой такой "коалицией европейских держав" постоянно враждовали? С Камбрейской Лигой, что ли?
Необходимо признать - московские рюриковичи правили буквально на крови братьев. Что, как и почему - нуждается в дополнительном осмыслении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:52 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
Это отдельные персонажи - не так ли? А есть массовый момент - поведение опричников при нашествии Крымского хана.

Если имеешь в виду прорыв крымцев к Москве в 1571 г., то причина этого подавляющее численное превосходство орды, на окском оборонительном рубеже оставались незначительные силы, основные войска была задействованы в Ливонии.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 10:58 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 01, 2010 4:14 pm
Сообщения: 6891
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
Карл Фридрих фон Чеченев писал(а):
инстинкт самосохранения у некоторых, "родовая память". понимаю :)


Правильно понимаешь, так как опричники только с русскими бабами могли воевать.

вот когда будет у тебя венера милосская на аватаре, я тебя еще больше пойму, но поправлю - статуя не русская


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 11:03 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
1) Что за странная манера постоянно кивать на Европу? (Не только у тебя). Я бы понял - и одобрил - ссылки на Писание, творения Отцов Церкви, Соборные постановления - а это не понимаю....
2) Борьба с какими такими "ордынскими ханствами"? Реальным врагом было только ханство Крымское. С какой такой "коалицией европейских держав" постоянно враждовали? С Камбрейской Лигой, что ли?

Необходимо признать - московские рюриковичи правили буквально на крови братьев. Что, как и почему - нуждается в дополнительном осмыслении.

1. Вот как раз Писание и Святые, как правило, отдают предпочтение монархии, а не демократии. Причём монархии самодержавной, а не конституционному её извращению и не демократии. Что там например Св. Иоанн Кронштадский говорил о царстве и демократии? Напомнить?

2. Кроме Крымского шли постоянные войны с Казанским, после ликвидации которого началось противостояние с Астраханским и Сибирским ханствами и Ногайской ордой.
Польша, Литва и Швеция - с которыми Русь воевала в Ливонскую войну, скажем так, далеко не слабые страны.

3. Дмитрий, ну зачем уподобляться всяким широпаевым и людотам? Это я про твоё заявление о московских князьях.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 11:12 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:55 pm
Сообщения: 18103
Откуда: Русская Народная Социалистическая Партия
Вероисповедание: Имеется
Сергей Р. ф. писал(а):
2. Кроме Крымского в 30-40-х годах шли постоянные войны с Казанским, после ликвидации которого началось противостояние с Астраханским и Сибирским ханствами и Ногайской ордой.
Польша, Литва и Швеция - с которыми Русь воевала в Ливонскую войну, скажем так, далеко не слабые страны.

3. Дмитрий, ну зачем уподобляться всяким широпаевым и людотам? Это я про твоё заявление о московских князьях.


В казанском ханстве после походов Холмского ханов назначали в Москве. В Сибири ещё проще - в Соликамске. И пока не пришел узбек Кучум - все было спокойно, Строгоновы вполне контролировали ситуацию. Да и потом - обратились не за стрельцами с воеводой, а подряди "авторитетного" товарища с пацанами.

Ливонская война - дипломатическая ошибка. Посольские дьяки неверно оценили потенциал Швеции - в которой шла фактически гражданская война между сторонниками Ваза и Ольденбургов.
Литва. Даже большим ртом нужно откусывать маленькие кусочки. Как это делал Василий III. Которому Польша не угрожала.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт фев 06, 2015 11:36 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 3:00 am
Сообщения: 3802
Откуда: Российская Империя от Приднестровья до Южных Курил
Вероисповедание: Православный
дмитрий прянишников писал(а):
В казанском ханстве после походов Холмского ханов назначали в Москве. В Сибири ещё проще - в Соликамске. И пока не пришел узбек Кучум - все было спокойно, Строгоновы вполне контролировали ситуацию. Да и потом - обратились не за стрельцами с воеводой, а подряди "авторитетного" товарища с пацанами.

Ливонская война - дипломатическая ошибка. Посольские дьяки неверно оценили потенциал Швеции - в которой шла фактически гражданская война между сторонниками Ваза и Ольденбургов.
Литва. Даже большим ртом нужно откусывать маленькие кусочки. Как это делал Василий III. Которому Польша не угрожала.

1. Было дело - назначали в Москве, а потом в Крыму и опять понеслось до 1552 года
http://ru-wiki.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1 ... %941552%29
По Сибири: пусть и не стрельцам, а "пацанам", а воевать всё равно пришлось, а потом и стрельцы подключились.
Ну и ещё были астраханцы с ногайцами. И казанцы уже после ликвидации ханства восставали несколько раз. именно во время Ливонской войны.

2. Ошибка не ошибка, а война была конкретная.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс фев 08, 2015 2:05 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб фев 08, 2014 4:01 pm
Сообщения: 648
Опричнина - интересный эксперимент. Одна страна - две системы, два разных устройства общества, армии и госаппарата. При этом опричнина это еще и военно-духовный орден. Вот сейчас если бы состоялась Новороссия, она могла бы стать тоже такой своеобразной опричниной, где отрабатывались бы какие-нибудь альтернативные (по сравнению с РФ) идеи госстроительства. Кстати, сегодняшняя Чечня, например, это тоже опричнина.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 213


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }