Сергий Штурманов писал(а):
Наталья писал(а):
1 мая справляли и до революции, в Москве - гуляниями в Сокольниках.
Справляли эту бодягу только всякие вшивые интеллигенты , революционеры , студентики и прочие ущербы. Как говорит один наш товарищ - одни шизофреники.
Цензураquote]
Сергей, Вы не правы, прежде чем кидаться словами, достойными 12-летнего отрока, стоит узнать предмет разговора получше. 1 мая - один из любимейших и старых праздников старой Москвы, описания этих гуляний очень часто встречаются у мемуаристов 19 века, например у Белоусова, Кондратьева. Почитайте, это занятно.
К примеру Кондратьев пишет: "Первомайское гулянье в Сокольниках началось со времен Петра, но оно существовало и ранее, только не в Сокольниках, а в Семеновской роще. Камер-юнкер герцога Голштинского Берхгольц, находившийся с герцогом в Москве во время пребывания здесь Петра Великого, рассказывает, что 1 мая 1722 года Петр Великий со всем своим семейством ездил в Семеновскую рощу, где было тогда гулянье, на котором присутствовал и герцог Голштинский со своей свитой. Берхгольц говорит, что 1 мая после обеда герцог ездил верхом "в приятную Семеновскую рощу, где собиралось бесчисленное множество народа и были император и императрица, несмотря на то что в этот день шел сильный дождь". Таким образом, оказывается, что майские гулянья в Семеновской (по дороге в Измайлово) роще предшествовали гуляньям в Сокольниках и были потребностью москвичей. Однако установление этого гулянья собственно в Сокольниках приписывают немцам. По преданию, вблизи Сокольников было одно из первых становищ немцев, вызванных и добровольно приехавших в Россию. Мы уже говорили, что первая их слобода находилась близ Спаса, что в Наливках. Затем царь Алексей Михайлович переселил их к Яузе, в нынешнюю Немецкую слободу, ставшую известной под финским названием - Кокуй1 . Петр 1 поселил близ Сокольников пленных шведов. Тут немцы и шведы, вспоминая свои отечественные праздники 1 мая, отправлялись в Сокольничью рощу, гуляли там и веселились до позднего вечера. Любопытство привлекло на гулянье в Сокольники и русских, и таким образом из года в год из частного немецкого гулянья составилось общее московское. Но это гулянье установилось окончательно только при императрице Екатерине II. Тогда оно было особенно блестяще и на него съезжалось самое высшее общество Москвы. Дачи начали строиться в Сокольниках не ранее 20-х годов XIX века. Камергер Бергман один из первых выстроил несколько дач, и по его проекту Кремлевская экспедиция (ныне Дворцовая контора) разрешила отводить там для желающих земли за небольшую плату. Народного же гулянья, кроме первомайского, в Сокольниках долго не было. Гулянья эти начались, когда уже настроилось там множество вычурных дач, и явилась вся самоварная и прочая промышленность. Каковы теперь эти гулянья - известно всякому."
или вот:
"Историки утверждают, что майские гулянья в Сокольниках начинаются с петровских времен. Впрочем, есть данные, что еще задолго до обычая веселиться в Сокольничьей роще москвичи ездили на 1 мая в другую рощу – Семеновскую. В Сокольники праздник переместился, когда горожане присоединились к немцам и шведам, отмечающим на природе традиционный праздник встречи весны. Иноземцы обитали вблизи Сокольников, а у Петра в Сокольничьей роще стоял дворец, где он и угощал любезных ему европейцев «своими столами». И, несмотря на то, что чужестранное гулянье быстренько обрусело, в народе Первомай долго называли немецким станом.
Гуляньем в Сокольниках не брезговали и августейшие особы – Екатерина II, например, посещая Москву, обязательно наведывалась в Сокольники.
Рядом с роскошными палатками, которые разбивали отдыхающие аристократы, стояли шалашики, прикрытые тряпьем. По соседству с изысканными столами – самовар и нехитрое угощение. С оркестрами крепостных музыкантов конкурировал пастуший рожок. И все расслаблялись по-настоящему. Знать с удовольствием принимала участие в незатейливых забавах простолюдинов – плясках и кулачных боях. Со временем место прежних палаток заняли скамейки на аллеях, а самодеятельные столы заменили рестораны. Вместо крепостных музыкантов в тех же ресторанах слух публики услаждали хористки и арфистки.
Съезжались в Сокольники после утренней жары, по вечерней прохладе. «Сколько щегольских модных карет и древних, прапрадедовских колымаг и рыдванов, летящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких дон-кихотов на прежальчайших россинантах». Это наблюдение, хоть и относится к началу XIX века, но остается актуальным в течение еще многих десятилетий. Въезд в рощу был своеобразным ритуалом – парадом карет, демонстрацией нарядов, показом новомодных причесок.
Любопытная статистика этого дня: в 1868 году в Сокольники съехалось 6940 карет и колясок, 2309 дрожек, десятки тысяч пришли своим ходом.
Пешком, как водится, шел простой народ. Позже, когда Москва обзавелась конкой, новый вид транспорта в первый день мая работал в усиленном режиме. Для московских извозчиков день 1 мая означал хорошие заработки. Ближе к ночи такса извозчика взлетала до небес. Наживались в день гулянья не только извозчики, но и воришки-карманники. Особенно когда чересчур уставшие от празднества горожане так и засыпали прямо на траве. Кстати, к загулявшим москвичам полиция была снисходительна.
Народ наслаждался в Сокольниках не только питием и яствами, которые предлагали разнообразные палатки и лотки. Здесь выступали бродячие циркачи, давались кукольные представления, играла музыка: полковые оркестры и хоры песенников почти на каждом шагу; гармоники, райки, шарманки и органчики — все к услугам всех и каждого. Со временем этот музыкальный ассортимент был несколько упорядочен – оркестры играли на специальных эстрадах, а рядом стояли столики для желающих чаевничать. Те, кто хотел занять места поближе к музыкантам, должны были как следует раскошелиться – столики у сцены стоили дорого, к тому же были весьма дефицитны. По свидетельству очевидцев, их брали с боем.
«Все веселилось, все пело, все играло, все дышало свободой и довольством». Праздник этот можно сравнить с европейскими карнавалами, когда на несколько часов мир переворачивался с ног на голову: шуты становились королями, короли – шутами и всем разрешалось все.
О прежних первомайских гуляньях напоминает Майский просек (когда-то – проспект) – одна из восьми аллей, которые лучами расходятся от Сокольнического круга. Он был специально прорублен для огромного количества карет, кибиток, повозок и колясок, съезжавшихся в Сокольники в первые дни последнего весеннего месяца."