Имя писателя С.В.Максимова, посвятившего свою жизнь изучению жизни русского народа, было широко известно в России прошлого века. Его произведения высоко ценили И.С.Тургенев, Н.СЛесков, А.Н.Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Библиотека для чтения» появляются его первые очерки: «Крестьянские посиделки в Костромской губернии», «Извозчики», «Маляр», «Швецы», где живо и достоверно изображаются сцены жизни деревни и характеризуется быт крестьян-отходников. Необходимо отметить, что для всех книг С.В.Максимова, посвященных разным проблемам народной жизни, в первую очередь характерно детальное знание фактического материала, собранного преимущественно в его личных, специально организованных длительных поездках и путешествиях по России, которые с полным правом можно назвать экспедициями. С.В.Максимов тщательно изучал многие стороны народной жизни путем непосредственного наблюдения, расспросов и разговоров с людьми. В 1855 году С.В.Максимов совершает свое первое путешествие по Владимирской губернии с целью изучения промыслов, быта и тайного языка офеней (коробейников) . В 1856 году Максимов принимает участие в экспедиции, организованной Морским министерством, целью которой являлось исследование жизни и быта жителей морских побережий и рек в России. Задачей С.В.Максимова было изучение быта поморов русского Севера. В 1859 г. вышла его книга «Год на Севере», в основу которой легли собранные им материалы по морскому промыслу и быту поморов. Книга открыла современникам малоизвестный им до этого суровый край русского Севера и сразу сделала имя автора популярным. После окончания работы над книгой «Год на Севере» Максимов совершает поездку в черноземные районы России для изучения быта земледельцев. Результатом этой поездки явилась книга «Куль хлеба и его похождения» (1873 г.) – в определенном смысле энциклопедия хлебопашества в России. В 1859 г. С.В.Максимов предпринимает путешествие на Амур и к берегам Тихого океана для обследования условий быта переселенцев, осваивающих Амурский край – крестьян из России и казаков За- байкальского войска, направленных туда по решению правительства. В 1864 г. выходит его книга «На Востоке», в которой правдиво рассказывается о заселении Амурского края и указываются недостатки и просчеты этого большого правительственного мероприятия, обрекшего многих людей на лишения, болезни и смерть. Перед возвращением с Амура Максимов получил задание Морского министерства обследовать быт тюрем, каторги и ссыльных поселений в Сибири. Эту задачу С.В.Максимов решил с присущей ему точностью ученого и человечностью писателя, вникнув в суть этого сложного социального явления. По условиям цензуры только в 1871 г. выходит его капитальный трехтомный труд «Сибирь и каторга», в котором излагаются причины, приводящие людей в тюрьмы и на каторгу, и условия жизни в тюрьмах, на каторге и на поселениях. В 1868 г. Максимов совершает свою последнюю большую поездку в украинские и белорусские губернии. Итогом ее явилась книга «Бродячая Русь Христа ради» (1877 г.), где с присущей Максимову точностью и полнотой описывается нищенство. В каком-то плане итогом многочисленных поездок Максимова является его книга «Крылатые слова», которую можно считать трудом всей жизни писателя. Книга посвящена объяснению многих «крылатых» общепринятых выражений в русском языке, над смыслом которых обычно не задумываются.
Литературные заслуги С.В.Максимова были оценены по достоинству, но, к сожалению, довольно поздно. В 1900 г., за год до смерти, Сергей Васильевич Максимов по представлению А.П.Чехова был избран почетным академиком по отделению русского языка и литературы Российской Академии Наук.
С.В.Максимова характерен почти научный подход по полноте и точности описываемых им явлений народной жизни, что сближает их с этнографическими работами, где точное описание народного быта и культуры является главной задачей. В то же время его книги написаны живым, образным языком, который можно назвать народным. Детальный и обширный фактический материал его книг говорит о блестящем владении «полевыми методами сбора этнографического материала», т.е. методами сбора сведений путем непосредственного наблюдения жизни людей и бесед с ними. И наконец, сугубо этнографической проблематике посвящена последняя книга С.В.Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», вышедшая уже после его смерти в 1903 г. В отличие от других книг писателя, она основывается на материалах, собранных другими людьми. В 1898 г. меценат князь В.Н.Тенишев создал в Петербурге «Этнографическое бюро» и разработал подробную этнографическую программу для сбора сведений о крестьянах России. В программу были включены вопросы, охватывающие многие стороны жизни крестьян: земледелие, животноводство, охота, рыболовство, промыслы, жилище, одежда, пища, утварь, семья, община, семейная обрядность, календарная обрядность, верования, народная медицина и пр. Цель программы заключалась в охвате практически всех сторон материальной и духовной культуры. Программа была составлена таким образом, чтобы исследователь, собирающий сведения по этой программе, в ней самой мог найти необходимую ему первичную информацию о тех сторонах народного быта, о которых он должен был собирать материал. В.Н.Тенишев обратился к местным корреспондентам: священникам, учителям, врачам, живущим и работающим в деревнях и селах и прекрасно знакомых с местными условиями. Многие откликнулись на его предложение и через некоторое время в Этнографическое бюро князя В.Н.Тенишева стали поступать материалы, собранные во многих губерниях России.
|