Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пт июн 27, 2025 9:53 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 5:03 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
В мои руки попала небольшая по формату, но весьма интересная книга митрополита Иоанна (Зизиуласа) «Церковь и Евхаристия». Купил я ее там же, где и обычно — у своего близкого друга в интернет-магазине QUO VADIS. Это перевод с греческого, издание Килемарской Богородице-Сергиевой пустыни. Небольшая по объему, книга легко читается и содержит множество важных богословских истин, изложенных просто и доступно, так что ее может читать любой, кто даже не отягощенный специальным богословским образованием читатель.

Основной тезис, который проходит сквозь все главы — центральное положение Евхаристии в Церкви. Автор неоднократно цитирует святого Николая Кавасилу — византийского богослова-мирянина XIV века: «Церковь обозначается в Таинствах», где под словом «Таинства» понимаются не «семь таинств», но сама Божественная Евхаристия — средоточие и источник всей таинственной жизни Церкви. И далее, пишет Кавасила: «Если бы кто мог увидеть Христову Церковь, он увидел бы не что иное, как само Тело Господне». Автор настаивает на том, что идентичность Церкви выражается именно в Евхаристии. Все остальные аспекты церковной жизни, такие как исповедание веры в догматах, проповедь и миссия, этика и мораль, духовническая практика и терапия души переосмысляются в связи с Евхаристией, потому что своим источником имеют только ее — пасхальное переживание Царства в реальном опыте общения с Самим воскресшим Иисусом Христом за Его трапезой. Именно Евхаристия «воцерковляет нашу святость, нашу веру и прочее», заключает митрополит Иоанн.

Богословие митрополита Иоанна (Зизиуласа) очень близко к протоиерею Николаю Афанасьеву, однако и отличается от него. Оба они говорят о теснейшей связи Евхаристии и Церкви. Самим своим устроением Церковь обязана Евхаристии, потому что основным занятием ее иерархии (включая первую иерархическую степень — «мирян», или «лаиков», членов народа Божия, поставленных на служение в таинстве Миропомазания) является совершение вечери Господней, служение Евхаристии. Но если отец Николай настаивает на том, что кафолическая Церковь в полноте выражается в каждом Евхаристическом собрании, то митрополит Иоанн уточняет: местной церковью может быть названа только община во главе с епископом. Переводя это на язык современных реалий, можно сказать: местной церковью, в которой только и может быть явлена Церковь Божия, есть не отдельный приход, но епархия во главе с епископом. Пресвитеры, совершающие служение на приходах, действуют не сами по себе, но в связи со своим епископом. И необходимым условием для совершения Евхаристии пресвитером является наличие антиминса, подписанного действующим епископом данной епархии. Пресвитеры, таким образом, — своего рода «посланники» епископа на местах, служение которых не автономно, но зависит от действующего епископа.

Евхаристия по природе своей универсальна: она совершается не для какой-либо отдельной категории верующих, но для всех членов народа Божия. Это собрание всех воедино в одном месте для единого совместного служения. Немыслимо совершать специальные Литургии для какой-то отдельной категории прихожан, например, для детей, для молодежи и пр., подчеркивает митрополит Иоанн. Более того, с богословской точки зрения проблему представляет собой ставшее уже привычным служение нескольких Литургий в один день на одном приходе. «Ранние» и «поздние» Литургии разделяют людей, которые должны были бы вместе стоять в одно и то же время у одной Чаши. Каноническая традиция запрещает служение более чем одной Литургии на одном престоле, но на практике это правило легко обходится: служением одной из Литургий в приделе храма или на приставном престоле со вторым антиминсом. Однако это на самом деле не решает проблемы, отмечает автор. Кроме того, он предлагает ввести в обычай совместные Литургии с участием всех приходов во главе с епископом: так бы подчеркивалось единство местной церкви вокруг своего предстоятеля-епископа. Разумеется, такая практика возможно только в небольших по размеру епархиях, что, по мнению автора, «желательно и даже необходимо».

В Литургии, на которой совершается Евхаристия, не может по определению быть зрителей, как и на брачном пире, но только участники. И отец Николай, и владыка Иоанн настаивают на сослужении мирян. «Служат» в церкви не только священнослужители — епископы, пресвитеры, диаконы — но и весь народ, все «миряне», а лучше сказать — верные христиане, призванные в Тело Христово. На Евхаристическом собрании каждый имеет свое служение. Епископ стоит у престола в окружении пресвитеров и приносит благодарение, диаконы осуществляют связь между клиром и народом, приглашая к молитве (ведь прошения ектений — не молитвы, как порой думают, но именно приглашение к молитве: «о том-то и том-то Господу помолимся!» — а молитва должна следовать в ответ на это приглашение). А на народ во время Литургии возложена важнейшая функция: отвечать «аминь» на молитвы епископа и пресвитеров, то есть «запечатывать» их слова, утверждая их истинность и действительность.

«Так называемый «народный элемент» в Церкви является основной составляющей строения Церкви, — пишет митрополит Иоанн. — Как Божественная Евхаристия не может состояться без народа, так и Церковь не может состояться без мирян». В Православной Церкви епископ или священник в одиночку не может совершить Литургию. «Как необходимое условие совершения Литургии существует возглас «аминь» — привилегия мирянина, — пишет автор. — Я часто говорю клирикам, когда они торопятся и после своего возгласа добавляют «аминь», что они присваивают себе право церковного народа. Как мирянин не может произносить возгласы, поскольку не является клириком, так и клирик не может произносить «аминь», поскольку очевидно, что это дело народа, таким образом принимающего, подтверждающего и запечатлевающего свое согласие с совершаемым в данный момент». Чтобы быть мирянином, или, как говорит отец Николай, используя греческий эквивалент этого слова, «лаиком», недостаточно просто быть крещеным — необходимо участвовать в Евхаристическом собрании.

Точно так же и служение епископа — это прежде всего не административное служение, не управление епархиальным аппаратом, но предстояние на Литургии. Это его «первое и основное дело». «Епископы, которые пренебрегают этими своими обязанностями и воспринимают свое служение как, главным образом, административное, или даже пастырское в широком смысле этого слова (проповедь, общественная деятельность и т.п.), приводят Церковь к обмирщению», — пишет митрополит Иоанн.

Особое внимание автор уделяет особенностям служения Евхаристии. Он признает, что в православной литургической практике не все хорошо. Наша Литургия «обременена целым рядом второстепенных символов и эмоциональных украшений», которые не раскрывают, а скорее скрывают смысл Евхаристии. «Мы дошли до того, что подвергаемся опасности потерять эсхатологическую образность нашей Литургии, либо потому что перегрузили ее образами, не выражающими пришествия Царствия, либо потому что упраздняем или перемешиваем основные структурные элементы Литургии и таким образом опасно искажаем ее эсхатологический характер», — пишет митр. Иоанн. Он считает, что потребовалась бы целая книга, чтобы описать, как страдает Литургия «от действий наших клириков», и как епископы из хранителей апостольского предания превратились не только в зрителей, но даже и в непосредственных инициаторов литургических искажений. В итоге сегодня наша Литургия, пишет автор, в том виде, как она обычно совершается, представляет собой «все что угодно, только не изображение Эсхатологического Собрания «вместе»».

Некоторые детали. Евхаристическое собрание «должно состоять из верных и только из них». А это означает, что все сослужащие на Литургии — клир и народ — обязаны не только возглашать молитвы, отвечать «аминь», но и причащаться все вместе Святых Христовых Таин. Облачение архиерея должно совершаться посреди храма, как принято у русских (а греки, как правило, облачаются в алтаре). Иначе упраздняется самый смысл литургического Малого входа — когда, если епископ уже находится в алтаре, «вход» по сути превращается в выход! В храме непременно должно быть устроено епископское седалище на горнем месте (на которое может восседать за Литургией только правящий в данной епархии епископ, как глава местной церкви, а находящийся в гостях — не может). Проповедь должна произноситься непременно после Евангелия, а не после причастного стиха, как распространено у греков. Во время анафоры хорошо было бы восстановить поминовение диптихов, что указывало бы на связь местной церкви с Евхаристиями всех других поместных Церквей.

Митрополит Иоанн подчеркивает связь Крещения и Евхаристии, призывает совершать Крещение в соединении с Литургией или непосредственно перед ней. Кроме того, Крещение должно бы совершаться не индивидуально, но совместно, как торжество всей местной церкви — например, на всенощном бдении Господских праздников. Стоит отметить, что чин соединения Крещения с Литургией издан в Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Алексия II («Крещальная Литургия». М.: ПСТБИ, 2002).

Теперь немного о не совсем понятном или «принимаемом». Митр. Иоанн поощряет «блистательные» одежды, то есть великолепные, богато украшенные облачения. «Напрасно многие соблазняются сегодня роскошью церковных облачений, желая их, якобы, упростить… И не случайно, что на Святой Горе (на Афоне. — авт.), в месте наиболее подлинного выражения православного монашества, где в высшей степени переживаются лишения, подвиг и простота жизни, хранятся самые роскошные богослужебные облачения. Смирение и простота повседневной жизни не могут быть распространяемы на Божественную Евхаристию», — считает митрополит Иоанн. Как тут не вспомнить Златоуста, порицавшего церковную роскошь, когда Тело Христово выносится в золотых сосудах, а на церковной паперти голодный и в нищих лохмотьях лежит сам Христос в виде бедняка…

Книга митрополита Иоанна (Зизиуласа) несомненно заслуживает прочтения. Это уже не первый опыт перевода богословской литературы братией монастыря из республики Марий Эл на востоке европейской части России: в 2007 году издана книга афонского архимандрита Василия «Входное. Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви» — для тех, кто начинает свое знакомство с литургическим богословием Православной Церкви, эта книга обязательна к прочтению.

http://pravkniga.ru/reviews.html?id=2222


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 11:37 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:00 am
Сообщения: 16822
Откуда: Ярославль
Вероисповедание: Православный христианин
О смысле Евхаристии все хорошо, а вот критика литургической практики - это не дело одного владыки, каноны и изменения их может принимать только собор, или соборное сознание всей Церкви (если вне собора). Странно насчет обязательного причащения всех присутствующих на Литургии (многие ли смогут каждые пол-седмицы поститься и вычитывать каноны). Или не каждое воскресенье в Церковь ходить, а только когда подготовиться к Причастию смог ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 11:40 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
В Греческой Православной Церкви свои территориальные традиции насчет обязательного Причащения на каждой Литургии. И канонов они намного меньше ко Причастию вычитывают...

Ничего в этом плохого не вижу. Если ты пришел на встречу с Господом, почему же не причаститься Его Тела и Крови. Священники вон каждую Литургию причащаются, да и не постятся... Да и грешат, видимо... :D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 12:14 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 08, 2011 2:53 pm
Сообщения: 6653
Откуда: Евр.13:14
Вероисповедание: Католик
Почему?
Потому что это не как "раз зашел в субботу в универ, зайду и в столовку". Причастие священников на каждой литургии - обязательная часть, и это кстати подразумевает как минимум ночной пост, а молится священник едва ли меньше мирян.

По слабости же нашей, чтобы не причащались маловерные и некрещеные (и такие приходят, многие остаются в Церкви и крестятся) себе в осуждение, не разсуждая о Крови и Теле, или не делали это "стадно", без участия воли, поэтому не все причащаются на Литургиях.
Само по себе то, что не все причащаются на Литургии - не естественное состояние, каждый Христианин должен стримиться приобщаться Богу как можно чаще.

Но это уже вопрос нашего, прихожан, желания (воли). Что мешает людям потратить пол часа (ну сорок минут) в неделю и попоститься (если не можешь три - скажи духовнику, попостишься сколько сможешь) и учавствовать КАЖДУЮ Литургию в Евхаристии?
Пожалуй, только собственное нежелание. Я лично знал человека, готовившегося и причащавшегося каждое Воскресенье, ничего, все успевал, ни на что не роптал.

Главное не вводить "обязаловку" в богослужение. Чтобы не профанировать и не свести все к уровню кинуть монетку в чашку.

Цитата:
Наша Литургия «обременена целым рядом второстепенных символов и эмоциональных украшений», которые не раскрывают, а скорее скрывают смысл Евхаристии.

В Литургии нет ни единого второстепенного символа, возглоса ли, иди движения священника.
И сам чин (только более большой) был известен в современном виде еще с 6 века (если я не ошибаюсь во времени) еще Василием Великим Григорием Богословом (Литургия Преждеосвященных даров).

Сказать, что есть что то лишнее, нагружающее в Литургии, может только человек, не знакомый с Литургией, либо не понимающий значения того или иного ее действия.
И еще, лично по моему мнею, от таких рассуждений веет "упращенчеством", модернизмом, этакой отрыжкой протестантизма.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 12:15 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
Слишком умничаешь... :) Попроще надо быть, и люди к тебе потянутся...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 2:54 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 08, 2011 2:53 pm
Сообщения: 6653
Откуда: Евр.13:14
Вероисповедание: Католик
Иногда есть у меня такой косяк..(
Но тем не мение, в Литургии нет ни единого возгласа необоснованного, второстепенного, не отсылающегося ко Христу.
Поэтому я не вполне согласен со статьей.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 3:09 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
"...в Литургии нет ни единого возгласа необоснованного, второстепенного, не отсылающегося ко Христу."

Не только возгласа, а даже больше скажу, - движения священника, но... есть территориальные традиционные кое какие различия у разных ПЦ.

А то, что тебе что-то не нравится, не говорит о том, что это не правильно. :D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 3:20 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 08, 2011 2:53 pm
Сообщения: 6653
Откуда: Евр.13:14
Вероисповедание: Католик
Априори конечно не значит, но меня вот этот момент смутил:
Цитата:
Наша Литургия «обременена целым рядом второстепенных символов и эмоциональных украшений», которые не раскрывают, а скорее скрывают смысл Евхаристии.

Так я и не понял, какой символ в Литургии, самый малейший, скрывает смысл Евхаристии.
Или не раскрывает. "Святая Святым", "О приложенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся" или "Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите", или какой из пласмов, или какое из чтений Апостола или Евангелия?....
Даже интересно стало.

А территориальные небольшие различия есть, которые настолько непринципиальны, что, как говорится "дело хозяйское".
За основу берется все равно Литургия Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (? не уверен, не помню, принимал ли он участие в составлении чина. Виноват.)
Не просто так, а как шедевры литургического творчества.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 3:28 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
"...Так я и не понял, какой символ в Литургии, самый малейший, скрывает смысл Евхаристии..."

А вот в этом и разберись и нам разскажешь. :D Думаю многим будет интересно. По крайней мере, мне точно! Давай, дерзай! Бог в помощь!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 3:36 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 08, 2011 2:53 pm
Сообщения: 6653
Откуда: Евр.13:14
Вероисповедание: Католик
Спаси Господи!
Вот только это решительно невозможно, по той причине, что таковых просто нет.
Я согалсен с тем, что в самой литургии миряне должны больше учавствовать, в особенности разумом, т.е. понимать что происходит и что символизирует то или иное действие священика, что значит тот или иной возглас.
Это определенная проблема. Но не в самом чине, а в церковном народе и, часто, дикции духовенства.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 3:43 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
А может все таки что-то и есть? Надо бы эту книгу полностью изучить. Если найдешь ее в электронке - поделись - самому интересно стало.

А по поводу кто виноват, что такие у нас миряне, то естественно они в первую очередь, но все таки и священник, как пастырь и отвечающий за КАЖДУЮ душу (каждого прихожанина) своего прихода перед Богом, ОБЯЗАН из просвещать. Или не так мыслю?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 4:12 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 08, 2011 2:53 pm
Сообщения: 6653
Откуда: Евр.13:14
Вероисповедание: Католик
В принципе верно.
Хорошо, если найду - поделюсь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 01, 2011 7:01 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Олег Шакиров писал(а):
А может все таки что-то и есть? Надо бы эту книгу полностью изучить. Если найдешь ее в электронке - поделись - самому интересно стало.

А по поводу кто виноват, что такие у нас миряне, то естественно они в первую очередь, но все таки и священник, как пастырь и отвечающий за КАЖДУЮ душу (каждого прихожанина) своего прихода перед Богом, ОБЯЗАН из просвещать. Или не так мыслю?

обязан, но не во время Литургии же просвещать?
А то предлагают, что бы священник время от времени Литургию останавливал и рассказывал присутствующим, что он будет делать дальше


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 01, 2011 7:06 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 02, 2011 8:33 pm
Сообщения: 2706
Откуда: Святая Русь
Вероисповедание: Православие
Это кто и где именно, такое безумие предлагает? Конкретнее!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 01, 2011 7:56 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Олег Шакиров писал(а):
Это кто и где именно, такое безумие предлагает? Конкретнее!

Почитай форум, обсуждали уже.
Обновленческие нововведения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 229


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }