Любите ли Вы искусство, как люблю его я, рядовой искусствовед, получивший свой максимум из отечественного университетского образования? Наверняка любите, даже ещё и больше. Да и как можно не любить «отсвет Божьей благодати»!
Мы, воспитанные и получившие образование советской фундаментальной системы, привыкли трепетать перед искусством, иногда даже обожествлять его, совершенно забывая, кому должно служить оно, что прославлять. Хочется быть интеллигентом, «культурным человеком» - образ кем-то созданный по определённым правилам, которым надо соответствовать. Нам привили, что это хорошо, правильно, что антипод этому - пьяное, необразованное быдло, «блондинка», темнота и т.п. Скажешь, что тебе не жалко разрушенных идолищ, и всё - ты исключаешься из списка благонадежных «культурных» людей, и становишься «мракобесом»...
Ну что же, не обидимся и продолжим. Стоит ли глубокомысленно закатывать глаза, услышав имя знакомого художника, например, Репина Ильи Ефимовича? Бесспорный талант, достоин уважения? Талант, однозначно, а вот уважать его лично у меня не получатся. Знаю-знаю, так нельзя говорить о выдающемся художнике, ведь его фамилию, не задумываясь, назовут среди великих Русских живописцев, даже самые маститые Православные люди. Но... назовут по незнанию.
«По Руси отвратительным смрадом поднимают своё вонючее курево русские попЫ… с забулдыгами «чёрной сотни» они готовят погром русскому гению».
Это про отлучение Льва Толстого Илья Ефимович своей дочери так пишет. Назвался груздем - полезай в кузов, в смысле - называете себя Православными людьми, не закрывайте глаза на убеждения любимого художника. А, может, есть среди поклонников Репина монархисты?
«...Что за нелепость самодержавие; какая это невежественная, опасная и отвратительная по своим последствиям выдумка дикого человека» (письмо от 26 июня 1906 года).
Претерпевал ли Репин от власти за такие слова, да ещё в революционный год? - нет! Государство поддерживало художника... Как же? Таланту ведь можно и о Государе так писать:
«Теперь этот гнусный варвар... корчит из себя угнетенную невинность: его недостаточно дружно поддержали, поддержали одураченные им крепостные холопы. Если бы они, мерзавцы, с большей радостью рвались на смерть для славы его высокодержимордия, он не был бы теперь в дураках» (письмо Тархановым сразу после Цусимского сражения).
В.В. Стасову о нём же: «Как хорошо, что при своей гнусной, жадной, грабительской натуре он все-таки настолько глуп, что авось скоро попадет в капкан… Ах, как надоело!.. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?»
Это переписка русской интеллигенции! Стоит ли удивляться 17-му году, умученным палачами священникам, монахам, мирянам офицерам, крестьянам, если «цвет нации» так ненавидит Русские порядки?
В 1925 году была опубликована переписка Победоносцева, в одном из писем Царю он крайне негативно отзывается о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван», К. Чуковский посылает выписки Репину и немедленно получает ответ:
«Строки Победоносцева и выписывать не стоило; в первый раз я ясно вижу, какое это ничтожество - полицейский… А Александр III - осёл во всю натуру! Всё яснее и яснее становится подготовленная ими самими для себя русская катастрофа… Конечно, безграмотный мужлан Распутин был их гений, он и составил достойный финал им всем, - завершилось... ведь сколько их предупреждали».
Художник присутствовал при открытии памятника Александру III в столице (автор скульптор Паоло Трубецкой - убежденный демократ, после открытия были сильны голоса желающих памятник взорвать) и в ту минуту как увидел его, закричал:
- Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!
Есть среди моих соратников любители говорить «ну нельзя так про великого художника/писателя/музыканта»... Я же думаю, что можно и нужно.
Итак, Илья Репин о черносотенцах: «Эти отродья татарского холопства воображают, что они призваны хранить исконные русские идеи. Привитое России хамство они всё ещё мечтают удержать своей отсталой кучкой бездарностей, пережитком презренного рабства. Нет слов, чтобы достаточно заклеймить эту сволочь».
Не забудем, что черносотенцами были: Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх Тихон, митрополит Владимир, священномученик Андроник Никольский, далее по списку. Переверните страничку, посмотрите на обложку журнала (страница №2). Там найдёте находится список наиболее известных черносотенцев. Их Репин назвал бездарностями и сволочью...
Что ж, вычеркнем имя Репина из своего культурного списка, закроем глаза, проходя мимо его полотен? Нет, я совсем не об этом. Ведь особый репинский мазок, его презанятнейшие портреты - это всё наша культура, искусство, наше достояние.. Мы это ценим, учимся, иногда восторгаемся, но не превозносим, а в данном случае сожалеем, что носителем этого Божьего дара стал такой... Эпитеты пусть каждый читатель дополнит самостоятельно.
Что же я пытаюсь сказать? Я - ЗА разрушение идолищ, тех самых, что живут у нас в головах, не дают нам мыслить как Православные люди; я против тех идолищ, что возмущаются смещением художественной литературы с её особого пьедестала (да-да, вспомним статью Острецова), тех, что не позволяют «культурным» людям сжигать Богохульную литературу - «книги жечь нельзя, так только фашисты делали». Эти же самые идолища, комплексы - называйте, как хотите - гоняют крещёных людей то вокруг статуи скарабея в Египте, то вокруг какого-нибудь магического камня или дерева, наполняют дома Русских разнообразными амулетами, статуями древнегреческих божков, они же не дают Православному человеку перекреститься в Римском Колизее потому, что толпой он воспринимается как памятник архитектуры, место гладиаторских боёв... как угодно, но не как место пропитанное кровью христианских мучеников.
Критерием искусства не может быть известность, «красивость», идеологическая выдержанность, новация и т.п. Критерий искусства есть Добро.
Давайте разобьём штампы, не будем «культурными» людьми, давайте будем Православными - покажем миру свет Истины, и перестанем, в конце концов, этого стесняться.
Кстати, как показала, история, это наш единственный шанс.
Наталья Терская http://www.sotnia.ru/tocsin/2013/42/42_02.htm